Чайковский - поэт или композитор?!!
человечество. . ." отмечает знаменательный юбилей: 180 лет со дня рождения
Петра Ильича Чайковского ! . . О музыкальном гении нашего великого
соотечественника знает весь просвещённый мир ! . .
НО ! Оказывается, - мало кто знает(кроме специалистов !), - что
Пётр Ильич обладал не только талантом к сочинению Музыки ! Он ещё был
известен своим современникам и как автор стихов, либретто и. . .
переводчик ! . .
Вашему вниманию предлагается статья В. Шаламова с комментариями
В. Есипова, - которые проливают свет на поэтическое творчество
нашего Мастера Мелодий ! Нам всем ЕСТЬ Чем и Кем гордиться ! . .
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Варлам Шаламов - "Чайковский-поэт"
Комментарий В.В. Есипова:
"Эта журналистская работа Шаламова связана с посещением писателем в 1956 г. Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, неподалёку от п. Туркмен, где он тогда жил и работал после Колымы. Дополнительные сведения о поэтическом творчестве великого композитора Шаламов мог почерпнуть в Государственной библиотеке В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека), которую постоянно посещал после возвращения в Москву.
Нет, речь пойдет не о Модесте Ильиче Чайковском, драматурге, переводчике, либреттисте. Речь пойдет о Чайковском Петре Ильиче – великом русском композиторе. Гений музыки как бы приглушил другие стороны художественного дарования человека, разностороннее наследство которого и сейчас, через 64 года после его смерти, кажется нам неисчерпаемым."
Петр Ильич Чайковский поэтом себя не считал. «Я не поэт, а только стихоплет», – писал он брату Модесту.
Так ли это?
Стихи занимали большое место в жизни П.И. Чайковского. Стихотворное наследство его значительно. В жизни его не было ни одного года, когда рядом с музыкой не создавались бы стихи. По-видимому, это был единый творческий процесс.
П.И. Чайковский написал либретто шести своих опер: «Воевода» (вместе с А.Н. Островским), «Опричник» (по Лажечникову), «Евгений Онегин» (при участии К.С. Шиловского), «Орлеанская дева» (по Шиллеру и другим источникам), «Мазепа» (переработка либретто Буренина) и «Пиковая дама» (вместе с М.И. Чайковским).
В Клинском музее хранятся автографы текстов двух арий из «Пиковой дамы». Это широко известные «Я вас люблю, люблю безмерно» (ария Елецкого) и «Ах, истомилась, устала я» (ария Лизы). Любой лирический поэт гордился бы этими стихами.
И даже если снять музыку арии Елецкого, нам останется интересное лирическое стихотворение:
"Состражду вам я всей душой,
Печалюсь вашею печалью
И плачу вашею слезой..."
П.И. Чайковскому принадлежат тексты собственных вокальных сочинений: «Тихо луна взойдет» (дуэт из оперы «Воевода»), «Темная ночка» (квартет из оперы «Воевода»), «Природа и любовь» (трио), «Так что же» (романс), «Страшная минута» (романс), «Молитва» (текст квартета Глинки), «Вечер» (хор), «Обнимись со мной» (гимн), «Правды светлый чистый пламень» (хор), «Простые слова» (романс), «Соловушко» (хор), «Ну-ка, светик Машенька» (песня из оперы «Пиковая дама»), «Блистает солнце красное» (хор из «Пиковой дамы») и написанный незадолго до смерти текст «Ночи» (квартет).
В 1878 году Петр Ильич написал большое стихотворение (64 строки) «Ландыши». В письме к брату Модесту Петр Ильич пишет, шутливо: «Оттого ли, что погода стоит отвратительная, оттого ли, что я вообще вчера был грустно настроен, – но вдруг мне захотелось воспеть ландыши в стихотворной форме.
Целый день и всё сегодняшнее утро я провозился над стихами, и в результате получилась пиэса, которую при сём тебе посылаю отдельно. Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные. Уверяю тебя, что хотя они мне достались с большим трудом, но я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой. Пожалуйста, дай сему моему творению самую широкую публичность. Хочу, чтобы все удивлялись и восхищались» (Флоренция, 15 декабря 1878 г.)
Любопытно, что на эти стихи была написана музыка, но не самим Чайковским, а другим русским композитором – А. Аренским: романс для голоса, виолончели и фортепьяно в 1894 году, через год после смерти Петра Ильича. «Ландыши» – единственное стихотворение Чайковского, изданное отдельно от музыки.
Вот несколько строк этого стихотворения о весне и зиме, о жизни и смерти, о лесном ландыше:
"...меня твое благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.
………………………………………………
Но ты отцвел. Опять грядой однообразной
Дни тихо потекут, и прежнего сильней
Томиться буду я тоскою неотвязной,
Мучительной мечтой о счастье майских дней."
П.И. Чайковскому принадлежит также много так называемых шуточных стихотворений. Друзья Петра Ильича (Н.Д. Кашкин, И.А. Клименко) сообщали о чрезвычайной лёгкости, с какой Петр Ильич Чайковский писал эти шуточные стихи.
Сохранилось 18 детских стихотворений Петра Ильича, написанных им в возрасте 7-8 лет. Известно, что Чайковский писал мальчиком стихи для журнала «Училищный вестник». Существует его статья 1854 года «История литературы нашего класса». В то же время он замышлял оперу. Ей и название было придумано вполне мальчишеское: «Гипербола»...
Есть ещё одна область, в которой поэтические способности П.И. Чайковского нашли применение – это область стихотворного перевода текстов вокальных произведений. В 1868 году Чайковский перевёл арию пажа из оперы Мейербера «Гугеноты». А в 1875 году полностью перевёл с немецкого либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».
Мы знаем Чайковского и как музыкального критика – издавался сборник его музыкально-критических статей. Он написал в течение своей жизни более пяти тысяч всевозможных писем.
Когда читаешь стихи Чайковского, приходят на ум рисунки Пушкина, Лермонтова, картины Шевченко, сонеты Микельанджело. Мы понимаем поэта недостаточно полно, если не знаем его прозы или его работ в какой-либо смежной области искусства. Литературное наследство великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – пример того же рода."
Впервые: журнал «Москва», 1957, №9. С. 220-221.
* * * * * * * * *
Свидетельство о публикации №120050704008