Дивертисмент

    «В последнее время я предпочитаю не слушать чужую музыку. Слишком
     велика опасность заглушить то слабое, что пока ещё звучит в душе».
     Том Уэйтс

I.

Дома и квартиры пустые,
Весь город, как выжатый лайм.
"Когда маршируют святые" –
Вы помните это регтайм?

Его, окружённый толпою
В наряде из радужных лент,
Забойно, со страстью тупою
Гремит и гремит диксиленд.

Тут слёз обжигающий кофий
Струится у негра из глаз,
Тут полный конец философий,
Сплошная иллюзия – джаз.

Валторна вздыхает игриво,
И туба надрывно басит,
А мёртвое солнце, как слива,
В прокуренном небе висит.

II.

Оркестр моей судьбы
Играет невпопад,
Как–будто бы вокруг
Мир сонных и больных:
Вот партия трубы
Ломает строй и лад,
Вот барабана стук
Сбивает остальных.

И я с недавних пор
Уже страшусь его.
Где музыка небес?
Где прежний светлый мир?
Творит тамбурмажор
Дурное волшебство,
Он мастер чёрных месс,
Загадочный мессир.

Мне чудится порой,
Что мы – на пустыре,
Который сер и глух, –
Не вспыхнет и свеча...
А нашею игрой
Лишь крот в сырой норе
Уныло тешит слух,
Бессмысленно урча.

Как всё это стряслось,
Уже не разобрать.
Увы, мой бедный ум
Не отличает нот.
Мечталось – не сбылось,
Осталось умирать
Под этот странный шум
Из хрипов и длиннот.

Что там – пустырь и лес?
Но, Господи, позволь
Вздохнуть последний раз,
Последний день прожить,
Какой–нибудь диез,
Какой–нибудь бемоль
Из недопетых фраз
В мелодию сложить.

И пусть она летит
В нездешние миры,
Где музыка не врёт,
Где всё подвластно ей,
Где вечность обратит
Неслаженность игры
В торжественный полёт
Симфонии моей.

III.

В полумраке из пепла и гари
Не узнаешь ни лиц, ни имён,
Лысый чёрт на разбитой гитаре
Шпарит блюз из минувших времён.

Это жуткий вертеп, не иначе,
Смутных лет истерический фон:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут,
В бездну ночи ревёт саксофон.

От последнего дня за полшага
Мы – пылинки на Божьей руке –
Не в кабацкой Москве, не в Чикаго,
В неизвестном земном тупике

Под хрипящие выкрики блюза
Ось планетную рвём, как рычаг,
И стихи обречённая Муза
На растопку бросает в очаг.
 _________________
 * Автор картины –
    Виктор Островский.

"When the Saints Go Marching In" ("Когда маршируют святые") – джазовый
стандарт начала XX века, появившийся в Новом Орлеане. До сих пор
традиционно исполняется на американских городских праздниках и на
церемониях похорон.

"Снова пьют здесь, дерутся и плачут..." – начальная строка
из стихотворения Сергея Есенина (цикл "Москва кабацкая", 1924 год).


Рецензии