В садах весны

Всё образуется по Воле Высших сил -
Век Золотой в свои права вступает
И плевелы от зёрен отметает,
Созреет урожай для всех, кто Дух растил,

Трудясь в садах, где не гнездится страх,
В них соловьи с апрелем хороводят
И это коронованных наводит
На мысль:"Кто лжёт - умрёт не при делах".

В садах души, забыв бред Диониса,*
Упьюсь весной, как в детстве в первый раз,
И выброшу продажный телеглаз,
Гламурок мяв в объятия Нарцисса*.

Приветствую шмелей и пчел в саду -
Им не досуг глазеть на чехарду,
Они любви нектаром полнят соты,
Не зная карантина и сhabботы.
***
07.05.2020
 
Дионис* - бог вина и разврата
 
Значение Диониса для греческой культуры и религии нельзя переоценить. Его почитали во всех греческих полисах и за их пределами. Что привлекало людей в этой божественной ипостаси, и почему диоинсcийскими торжествами нельзя было пренебрегать никому из достойных эллинов?
 Дионис (или в латинской традиции Вакх) неоднозначный и противоречивый бог. Он - это прежде всего олицетворение виноделия и природной мощи, естественных страстей, возлияний и буйства (отсюда и понятие вакханалия, употребляемое и сегодня). Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни. Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисcийских праздников.
Дионис из самого младшего поколения богов. Зевс, отец Диониса, нередко изменял своей божественной супруге Гере, она же сходила с ума от ревности и ненависти к соперницам и бастардам. Весь груз этой ярости познала на себе мать Диониса, смертная женщина Семела. Она была дочерью фиванского царя. Ее невинность не устояла перед натиском любвеобильного властителя Олимпа. Связь длилась не один месяц прежде чем Гера отомстила беременной любовнице мужа. По легенде она явилась к ней в образе кормилицы и посеяла в ее душе сомнение: вкрадчивыми речами она убедила Семелу попросить ее возлюбленного доказать, что он бог-громовержец. Пусть, дескать, явится во всем своем сверкающем великолепии и докажет свой статус-кво.

Глупышка Семела пошла на поводу у хитрой богини, которая подучила ее, как сделать так, чтобы Зевс не смог отказаться. На любовном ложе она сначала уговорила поклясться водами реки Стикс (клятвой, которую даже боги не смели преступать), что он сделает все, что она попросит. Получив согласие, она потребовала тех объятий, в которые он заключает свою божественную жену. Зевс, как ни уговаривал ее, все же должен был сдержать обещание. Игрушка в руках богов, смертная Семела сгорела заживо от божественного вида своего визави. Пребывающий в отчаянии Зевс только и успел, что извлечь из бездыханного тела матери недоношенного младенца. Чтобы он не погиб, отец сам решает его доносить: зашивает плод себе в бедро и таким образом спасает ребенка. Получалось, Дионис дважды рожденный: сначала Семелой, потом Зевсом.
Мстительная Гера не оставляет мальчика, Зевс, опасаясь за жизнь сына, отдает его на воспитание Ино, сестре погибшей Семелы, а для того, чтобы коварная супруга не опознала ребенка, убедил тетку его растить и одевать как девочку. Отсюда женственность Диониса. Мотив гендерной неопределенности нередко возникает в греческих мифах. История с родами Зевса или внешним обликом Диониса, а также, например, с личностью андрогинной Афины, - это не что иное, как попытка осознать границы пола, присутствие мужских черт у женщин и наоборот.
Но Геру так просто не проведешь, конечно, она все поняла и отплатила пасынку: как известно, когда боги хотят нас наказать, они лишают нас разума. Дионис отправился скитаться по миру: он получил и посох, и сошел с ума. Сопровождали его менады - неистовствующие полуголые служительницы культа Диониса, и козлоногие сатиры, пьяные и распутные.
Дионис прежде всего бог виноделия, в своих странствиях он символизировал распространение виноградной лозы в Европе, Азии, северной Африке. Одна из теорий, объясняющих значение и происхождение мифологии, говорит о том, что это своеобразная предыстория человечества, рассказ о том, как был устроен мир тогда, когда письменности и науки не существовало. В связи с этой концепцией каждый поворот мифологического повествования – это символический рассказ об историческом событии или социальном устройстве.

Но вино — это еще иногда неумеренное пьянство, отсюда все буйства, сумасшедшие поступки Диониса и его свиты. Например, месть фригийскому царю Ликургу, который не признал в Дионисе отпрыска Зевса, и с позором прогнал его из Фригии. Наказанием стало безумие. В приступе неконтролируемой ярости Ликург разрубил на части своего сына. Следующие за этим проблемы с урожаем вынудили фригийцев обратиться к Дионису. «Смерть царю» - таков был вердикт. Народ безжалостно и страшно расправился со своим властителем.
Таков был итог и фиванского правителя Пенфея, не пожелавшего склонит свою голову перед сыном Зевса. Влияние Диониса сделало всех женщин Фив безумными, и они растерзали Пенфея, причем его мать собственноручно отрубила голову сыну. Родной город Семелы наконец подчинился могуществу Диониса. Итог противоречивых земных странствий Диониса – это установление его культа на всех познанных древними греками территориях. Вино стало главным напитком.

Итак, Дионис – это страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотская любовь. Нередко приводится противопоставление так называемого аполлонистического и дионисийского начал в культуре, искусстве или природе человека. Если Аполлон – это отображение гармонии, порядка, закона и меры, то Дионис – это азарт, неуемность, физическое влечение. Первый – это чистый свет и прозрачность разума, второй – тьма, скрывающаяся в каждом из людей, человеческие глубины подсознания с темными, животными страстями.

Но не все так однозначно. Как и в жизни, в мифологии нет чистых цветов белого или черного, хватает полутонов и оборотных сторон медали. Дионис - счастливый супруг и верный сын. Его избранница – Ариадна, та самая критская царевна, дочь Миноса, которая помогла Тесею расправиться с Минотавром и выйти из лабиринта. Герой беспринципно бросил девушку на одном из островов в Эгейском море, не желая законных отношений с ней. Дионис, влюбившись, не только женился, но еще и привел молодую супругу из смертных на Олимп – из ряда вон выходящий случай. Они жили долго и счастливо, и было у них много детей.

Когда с земными храмами и жертвами в его честь все установилось, Дионис позаботился и о своей горемычной матери. Он спустился в Аид и, повлияв на Персефону, жену царя подземного мира, вызволил Семелу из обители мертвых, привел ее на божественную вершину. Вся семья наконец оказалась в сборе.

Праздники Диониса
Образ Диониса был бы неполным без упоминания праздников в его честь, которых было в году четыре, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда. Празднования – это процессии, мистерии, жертвоприношения. Дионисии для эллинов – возможность собраться всем вместе, выпить вина, поесть мяса (в жертву приносились кости, внутренности, жир, остальное съедали сами жертвователи), совершить необходимые обряды. Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.

Не обходились греки и без скабрезных шуток и песен, иногда оргий. Считалось, что Дионису это очень по сердцу. Центральное место занимали в ритуалах песни-дифирамбы – восхваления Диониса, под аккомпанемент флейты или кифары. Частью праздников были и разыгрываемые сценки из жизни богов. Из этого наследия возник впоследствии древнегреческий театр, и все европейское лицедейное искусство.

Дионисийские праздники – это данность, к которой в античности относились с глубоким почтением. Бытовало предание о дочерях царя Миния, которые слишком ревностно относились к работе и не желали отвлекаться от хозяйства и детей на разгул и утехи. Дионис, рассерженный этими приоритетами, покарал их безумием, в приступе которого Миниады разорвали собственных малюток как дикие звери.

Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, учреждался он с трудом, это можно проследить по мифологии, но, в конце концов, Дионис занял почетное место в сонме богов. Он символ природы, естественных сил, а, следовательно, и человеческого естества, это роднит его с людьми, культ его давал возможность человеку почувствовать себя свободным от любых общественных ограничений и ощутить собственные преимущества.
***

Нарцисс* -ЧЕЛОВЕК-НАРЦИСС В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ - ЭТО НОРМАЛЬНОЕ, ЗДОРОВОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЧУВСТВО ПОСТОЯННОЙ САМОВЛЮБЛЕННОСТИ НАЗЫВАЮТ НАРЦИССИЗМОМ, А ЧЕЛОВЕКА - НАРЦИССОМ. Если вспомнить историю Древней Греции, то во времена богов в этой стране проживал красивый юноша, звали которого Нарцисс, при этом его отличала необычайная холодность. Он постоянно восхищался собственной прелестью и очарованием, при этом его совершенно не интересовали мнения со стороны, ведь он ни в ком не нуждался.   

  О нарциссизме говорится очень много. Самовлюбленные эгоисты интересны своей психологией и об этом постоянно обсуждается в Рунете. Чем же привлекают эти заносчивые и невыносимые люди? Что в них такого, что заставляет говорить об этом на протяжении долгих лет. Парадокс, но многих притягивают такие люди, правда, столкнувшись поближе, они начинают понимать, что за блеском мишуры скрывается неуверенный в себе человек. Нередко бывают случаи, когда попробовав однажды морально выпотрошить возлюбленную, мужчина «входит во вкус» и не может остановиться. Так что же это – психическое расстройство или врожденная черта? Как нарциссизм проявляется, насколько опасен для окружающих и есть ли способы избавиться от него?

 ЛЕГЕНДА О ЮНОШЕ-НАРЦИССЕ Случилось так, что одной прекрасной нимфе довелось влюбиться в этого необыкновенного юношу, но на взаимность с его стороны ей рассчитывать не приходилось, и он лишь высмеял влюбленную красавицу, сделав это в оскорбительной и грубой форме. Подобная «выходка» не сошла ему с рук, ведь в те античные времена любовь считалась великим чувством, и насмешки над ней относились к разряду греха. По этой причине, не менее прекрасная богиня Афродита покарала за столь тяжкий грех горделивого красавца. А произошло это следующим образом - находясь на охоте в знойный день, Нарцисс решил напиться воды из ручья, и вдруг он увидел в водной глади лицо очаровательного юноши, и сразу же влюбился в него. Безусловно, каждому из нас понятно, что на него смотрело его собственное отражение, но Нарцисс не мог оторвать взгляда от прекрасного видения и, намереваясь его поцеловать, он с дикой страстью, припадал и припадал к водной поверхности. Ему бы встать и уйти, но у юноши не было на это ни сил, ни желания. В конечном итоге дело закончилось тем, чем и должно было закончиться, прекрасный юноша умер, а его божественно сложенное тело исчезло, но на этом месте расцвел, не менее прекрасный, цветок, как уже понятно, получивший название - нарцисс. Греки нарекли его цветком смерти, и потому такие букеты никогда не преподносились в дар любимым людям.
***

Анна Дудка: литературный дневник

«Не беспокойся обо мне, я чувствую себя прекрасно, читаю Гомера и пишу стихи». Лаконичная записка, написанная ровным безмятежным почерком. В ней нет ни тени тревоги, ни намёка на какую-либо опасность. Между тем писавший её знал, что жить ему оставалось считанные дни.


И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
«Я и вы»


Предчувствие ранней смерти не покидало Николая Гумилёва на протяжении ряда лет. Он даже видел того, «кто занят отливаньем пули», которая оборвёт его жизнь:


Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
«Рабочий»


24 августа 1921 года поэт Николай Гумилёв был расстрелян по постановлению Петроградской губчека, обвинённый в участии в контрреволюционном заговоре (как выяснилось позднее, обвинению послужили только никем не проверенные и не доказанные показания одного человека.


В «деле» Гумилёва осталась справка из домоуправления, что в квартире, в которой проживал поэт, ему не принадлежало ничего, «кроме 1303 экз. книг», среди которых были написанные его любимыми писателями и несколько поэтических сборников, прекрасных и благородных плодов его «сада души».


Книг после смерти Гумилёва осталось меньше, чем должно было быть, налицо ещё одно – помимо убийства – уголовное преступление: обворовали его современников, обворовали нас с вами. Мы так никогда и не узнаем, какой высоты ещё мог достичь Гумилёв. Он был молод и возрастом, и духом и столько всего ещё мог написать!


Воскрешает поэта наше прикосновение к его стихам, наша память о нём и продолжают расцветать удивительные «сады души» Николая Степановича Гумилёва:

         Сады души

Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубокие, прозрачные бассейны.

Растенья в них, как сны, необычайны,
Как воды утром, розовеют птицы,
И - кто поймет намек старинной тайны? -
В них девушка в венке великой жрицы.

Глаза, как отблеск чистой серой стали,
Изящный лоб, белей восточных лилий,
Уста, что никого не целовали
И никогда ни с кем не говорили.

И щеки - розоватый жемчуг юга,
Сокровище немыслимых фантазий,
И руки, что ласкали лишь друг друга,
Переплетясь в молитвенном экстазе.

У ног ее - две черные пантеры
С отливом металлическим на шкуре.
Взлетев от роз таинственной пещеры,
Ее фламинго плавает в лазури.

Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
***
© Copyright: Анна Дудка, 2018.
***


Рецензии