7. Лепесток сакуры. Невидимая связь в хайку
Сергей Волковский о структуре хайку (из комментария к хайку):
*
«Вопрос касается самой сути хайку как жанра. Его логики и красоты. Между частями хайку НЕ ДОЛЖНО быть связи по типу "а поэтому", "а раз так", "и благодаря этому". Не должно быть объяснения, дополнения, "раскрытия темы". Первая строчка не должна "давать прогноз" о второй. Вторая не должна цепляться за первую. Первая строка не должна быть "заглавием" стиха, титульным листом, введением. Вторая строка не должна "напрашиваться". …вторая строка не должна быть прогнозируема, "вытекать" из первой… По той же самой причине - мазки по одному и тому же месту, ничего нового в ощущении, читаешь и думаешь "ну-ну, понятно". Повороты в хайку должны быть как речь и действия ребенка - вы не знаете, что он выкинет в следующую секунду (верно?), но при этом поведение ребенка, парадоксально (на первый взгляд), оказывается естественным и, трепещите, глубоко логичным, как логична сама природа. У вас же часто стихи - как речь старенького профессора - все об одном и том же в каждой строке, хочется уйти в начале лекции. Вторая строка, повторю, не должна лазить по той же самой картинке. Она может или
а) уйти дальше, в следующий кадр, да, связанный с первым, но совершенно другой...
б) уйти вообще в другое измерение, перпендикулярно, из цвета в звук, из себя в космос, из зачета в тополиный пух, без видимой связи вообще и! если вы "ушли" удачно, то там, в другом измерении, вы, словно через мост между черными дырами, выскочите, "закоротитесь" на первую строчку. Как влюбиться, быть прокинутым, разбить себе сердце, улететь в Аргентину, выйти на вечерний пляж - и бац! - она там сидит, ножками в воде болтает.
Автор произнес первую строчку и... не отходит от нее. Связан с ней пуповиной. Он все там же, на все том же листе, просто дорисовывает новые детали. А лист должен быть новый. Новый кадр. Пусть это будет кадр на той же опушке, в той же комнате, ради бога. Но объектив нужно повернуть в сторону. Когда два кадра об одном и том же, второй вычитывается из первого, вытекает из него. Так нельзя, это не хайку.» (смею заметить, что автор, видимо, под строкой подразумевал одну часть хайку, которая не обязательно совпадает с одной строкой. Речь идёт о двух частях в хайку)
Давайте приведём примеры с нашего прошлого конкурса:
*
Вечер морозный
Дремлет на теплой трубе
Белый котёнок (Георгий Булычев)
*
в еловых ветках
изобилие шишек
клесты мельтешат (Арина Шик)
Когда мы говорим: всё сказано – что подразумевается под этим? Один из критериев – можно ли вставить между двумя частями хайку: ПОЭТОМУ, ТАК КАК? В двух приведённых примерах первое прекрасно объясняет наличие ВИДИМОЙ связи и поэтому никакого напряжения между частями не наблюдается. Т.е. в хайку не должно быть видимой причинно-следственной связи. Но, безусловно, связь должна быть, расширяющая поле восприятия и обзора. А значит, и глубина впечатления и длительность послевкусия от прочтения хайку станет более ощутимой!
Итак, постараемся писать хайку без ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ВИДИМОЙ связи.
Тогда можно добиться внутреннего напряжения в хайку, как искры, оставляющей после себя впечатление и послевкусие, создавая хотя знакомые и понятные образы, но поражающие неожиданным раскрытием. А значит, каждая хайку станет находкой и будет содержать свою изюминку!
Запомним!!!
Проверка отсутствия причинно-следственной связи: между двумя частями хайку не могут быть вставлены ПОЭТОМУ, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК.
Ниже приводятся призёры, авторы Стихи.ру, одноимённого конкурса, которые хорошо справились с поставленной задачей:
Итоги конкурса:
1-е место: №9 - 72 балла
2-е место: №5 - 70 баллов
№15 - 70 баллов
3-е место: №3 - 67 балла
№4 - 67 балла
№7 - 67 баллов
4-е место: №13 - 62 балла
№14 - 62 балла
1-Е МЕСТО
цветок в петлице
растрёпанный на ветру
фыркающий конь (Арина Шик)
2-Е МЕСТО
играет в окне
луч февральского солнца
блины на столе (Надежда Туманова)
с виньеткой фото
заклеенные окна
тепло не держат (Арина Шик)
3-Е МЕСТО
снег и синицы
рядом с колодцем-журавль
пустые вёдра (Арина Шик)
талую воду
пьют из осколка птицы
на крыше гнездо (Мари Полякова)
берёзовые поленья
разгораются
щёки на морозе (Елена Графская)
4-Е МЕСТО
рыжее солнце
разбросана по снегу
ореховая скорлупа (Елена Графская)
Возле дома груздь.
Старик плетёт кузовок
из ивовых лоз. (Георгий Булычев)
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №120050200588