К Радости!

“Радость, первенец творенья,
Дщерь великого Отца,
Мы, как жертву прославленья,
Предаем тебе сердца!”
Ф. Тютчев, «Песнь радости» (из Шиллера)

«Слово принадлежит наполовину тому,
 кто говорит, и наполовину тому,
кто слушает."  Мишель Монтень

        Вступление

Радость радости - рознь…. Продолжим наши игры со смыслами скрытыми в поэзии  - Игру в бисер с Сергеем Таратутой, второй гейм,g2… Наша цель - научиться пользоваться поэтическим инструментарием для познания окружающего мира.  Всё время возвращаюсь, не могу не возвращаться к потрясшей меня мысли И. Бродского:   Поэзия - это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи». О поэзии он говорил как об особом виде искусства способном определить и указать человечеству его видовую цель. И я солидарен с ним в этом, тем более, что Бродский не одинок в такой оценке возможностей поэтической речи и Оскар Уайльд об этом говорил, и В. Белинский, и Николай Гумилёв под их словами подписывался...
В этом коротком эссе-трактате в развитие  мыслей высказанных в первом гейме игры хочу порассуждать о связи между  известным наполненным  глубоким смыслом высказыванием величайшего немецкого философа Имммануила Канта  (1724-1804) о двух вещах, поражающих его воображение («Две вещи поражают мое воображение: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас") и малоизвестным, несправедливо забытым стихотворением Сергея Таратуты «А что я в сущности могу!»:
  А что я в сущности могу!
Вот и зима неотвратима.
Как будто я на берегу,
А жизнь течёт рекою мимо.

Всё впопыхах, всё на бегу.
И день невидим словно атом.
А что я всё-таки могу?
Сравнить старение с закатом?

А что я в сущности могу -
Любить отца и помнить маму,
Воспеть росинку на лугу
И показать дорогу к храму...

Это стихотворение было написано в советское время, в годы перестройки, когда поэт приближался к возрасту Христа, признавалось газетными и журнальными редакторами шедевром искренности, но не принималось в печать из-за последней строчки. Им казалось, что поэт зовёт людей в церковь… Вы же понимаете, какое сейчас безбожное время – говорили они ему, отказывая очевидно талантливому поэту…. По этой  же причине оно  было любимым у второй жены Таратуты,  совмещавшей  в то смутное время активную деятельность в финансовой сфере с соблюдением всех канонов Православной церкви. Это она помогла поэту осознать свои религиозные чувства и привела его в лоно РПЦ. Писал уже об этом («Раб Божий»)… Именно в это время на груди  Сергея появился крестик:

На шее крестик у меня,
Непрочная цепочка.
Меня спасая и храня
От медных труб, воды, огня.
Он знает - будет точка.
Он мне поможет вознестись.
Моей душе вернее,
За облака, а проще ввысь,
Где звезды тусклые сплелись
Цепочкою на шее.

Ни на минуту не сниму
Незолотой мой крестик.
За месяц я привык к нему.
Ему лишь верю одному,
И мы навеки вместе.

  Но интеллигентные с филологическим образованием редакторы газет и журналов   и тогдашняя жена Ирина Чепурко, глубоко верующая выпускница-отличница  экономического факультета МГУ, успешная женщина были неправы..   Поэт хотел показать верующим в Бога дорогу не в православную Церковь, не в синагогу, не в мусульманскую мечеть, не в буддийский храм, хотя сам православной веры не чурался,.. Это один из его многочисленных стихов написанных по наитию. В этом стихе поэт заявляет о своём душевном и духовном потенциале, и сообщает читателю о своей неординарности. Он сам тогда не понимал, о чем это стихотворение, но знали сущности, направлявшие его сверху,...  Поэты иногда, чтобы достучаться-докричаться до современников, пишут о себе вопиющую правду, но их не слышат, уличая в эгоцентризме и нескромности….  И Северянин так будоражил умы: Я, гений Игорь Сеаерянин  - но собратья по цеху только ухмылядись…. Однако поклонницы верили своим сердцам и заполняли  залы его поэзо-концертов.
Но Таратуту всегда,   так же как и немецкого философа  беспокоило и очень сильно волновало,звёздное небо, куда он в своё время обязательно вознесётся. Нужно сказать, «небо», «небеса», «высь небесная», «твердь небесная» один самых популярных литературных образов, используемый художниками в своих произведениях с различными значениями. Когда говорят и пишут «вознестись на небо», люди часто не понимают, куда они стремятся, куда рвётся их душа, в какие дали их манят…  Но что-то и кто-то манит и тянет: «Дивлюясь я на небо, тай думку гадаю...»
Кто-то из прочитавших это эссе может подумать, что Таратута пишет только  стихи духовной направленности… Нет,  его лирика многогранна, он является даже автором стихов  популярной неувядающей песни «Марина», часто исполняемой  с эстрады и на телевидении  Филиппом Киркоровым, но это единственная песня, написанная на его стихи. У его поэзии другое предназначение и другие ориентиры...

         Звёздное небо и нравственный закон

Прежде чем перейти к анализу выбранного образца  мистической лирики Таратуты, постараюсь прояснить смысл  явлений, поразивших   воображение великого немецкого философа И. Канта.  Ночное, усеянное звёздами небо, пожалуй, как ничто другое восхищает творческих и людей и будит их воображение, и некоторых заставляет думать, верить и докапываться до  сути пережитого.  Восхищало и тревожило оно не только Канта, утверждавшего, что помимо чувственного (опытного) познания мира существует познание на основе веры, которое нельзя подтвердить научными методами.
Он (Кант) признавал существование первопричины всего сущего (Бога) и  отрицал его в своих антиномиях.  Именно о них - об опровергнутых им самим доказательствах существования Бога - говорил булгаковский Воланд при встрече на Патриаших изумлённым Бердиозу и Ивану Безродному. Все помнят  и по книге, и по фильму «Мастер и Маргарита» ужасный конец этих новоиспечённых апологетов диалектического материализма и марксизма: на обоих появление  Дьявола во плоти неотразимого в этой роли О. Басилашвили подействовало убийственным образом - первому отрезало голову колёсами трамвая, а у второго рассудок сильно помутился...

Велика и неудержима сила мысли, много она сделала для познания мира и для удобной жизни человека на приютившей его планете.  Немецкий философ в своих работах продемонстрировал невероятную мощь человеческого интеллекта в чувственном познании мира, но и показал его пределы. Визионеры, выше всех среди которых ставлю Рудольфа Шьайнера, со сверхчувственными возможностями рассказали потом, что скрывается за  тревожащим   людей видом-образом звёздного небосвода… Много их было, часто отверженных и гонимых за свои попытки открыть людям «шестое чувство, пробудить у них духовное зрение. Особо одарённые поэты тоже часто в своих стихах-озарениях напоминают нам  о существовании иных миров. Это не случайно, потому что там в невидимом обычном глазом мире находятся истоки их творчества, истоки истинной поэзии...
Трудно сейчас сказать насколько это волнение, которое Кант испытывал при созерцании звёзд, было продуктивным и насколько оно способствовало  уяснению места нравственного закона в жизни каждого из нас и человеческих сообществ..Но то, что он поставил звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас рядом уже говорит о многом…. На самом деле связь между звездным небом и, точнее, скрывающимся за ним духовным миром и нравственным законом внутри нас существует.  В работах Р. Штайгнра эта связь ясно определена и показано, как она работает в процессе эволюции человека.  Эта связь осуществляется через совесть, которая проявляется в нас в соответствии с нравственным законом, заложенным Богом в сердце человека.
Совесть по Августину Блаженному - это не просто «благой образ мыслей», это внутренний нравственный закон, служащий не только для различения добра и зла, но и являющийся «основой личного нравственного сознания, причем обязательно практического» (Столяров А.А. Феномен совести  в античном и средневековом сознании). Совесть «есть Глас  Божий», и человек достоин осуждения, если не прислушивается к этому голосу.   Апостол Павел очень просто определил смысл этого ёмкого понятия; «Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего как самого себя». «Ближнего» - это не значит только родственника или рядом и сейчас живущего... Всех любить очень трудно, а духовно близкого - возможно и нужно.. Кант вторит евангелистам и отцам Церкви и говорит : Относись к другим так, как ты хотел бы чтобы относились к тебе  - это тоже проявление любви… Попытка искоренения  совести привел  к мировой катастрофе: освобождение Гитлером немецкой нации от «химеры, именуемой совестью», нравственно изуродовало её и привело к гибели  во всём мире десятков миллионов людей.
Почему немецкий философ с таким пафосом говорит о нравственном законе и почему это его высказывание стало таким знаменитым, хотя и не до конца понятым? Нравственный закон внутри нас (именно внутри нас! Внешних законов, принимаемых для обуздания людей - много), поражавший воображение великого мыслителя!?.  Потому что с самых древних времён он составлял основу цивилизованного поведения людей в сообществах, составлял основу эволюции человеческого сознания.  Один автор в Интернете недавно отметил, что цивилизация началась с того момента, когда древнему человеку с переломанным бедром соплеменники дали возможность выжить: дали возможность находиться в покое и кормили его пока кости его ноги не срослись и он не выздоровел.. Животные, получившие такую травму, обычно погибали, а у человека стала пробуждаться жалость к ближнему, попавшему в беду...
Прекрасный образ, прекрасный пример для понимания начала проявления нравственного закона и совести!  Но у древних он существовал как бы вовне в виде неписанных правил взаимоотношения людей, а после Мистерии Христа, гибели Спасителя на Голгофе и последующего Воскресения, совесть стала действовать изнутри, из душевных глубин верующих христиан.  В этом и есть величие подвига  Христа, давшего  надежду  на духовное возрождение своим последователям.   В одной из своих последних работ («Феномен и миссия Павла Шамарина»)  я рассказал, как «Глас Божий» работает в душе и духе человека, направляет его, формируя на основе действующих в духовном мире законов Истины и Добра, духовное «Я» человека, помогая работе его совести.
Так нравственный закон внутри нас связан с духовным миром, откуда подпитывается духовное «Я» человека.. Поэты, указывая нам в своих стихах на существование этого мира, и открывая его законы, ненавязчиво и без назиданий развивают наше сознание  и способствуют пробуждению нашей совести, помогают нравственной эволюции человечества и таким образом помогают нам достигнуть нашей видовой цели - жизни в  любви и согласии, чего всем молодым обычно желают на свадьбах, вкладывая в эти великие слова простой житейский смысл.. Возрастающее количество разводов говорит о том, что пока даже в бытовом общении близких людей это мало у кого получается... Но видов любви много, та, что у молодых людей возникает, -  самая распространённая...

Откровения поэтов

Трудно было через бастионы мыслей и крылатых высказываний Канта вернуться к поэзии - философская мудрость затягивает в свои глубины непостижимостью и звёздной темнотой, однако в какой-то момент при нарастании давления немецкого интеллекта, как при нырянии, начинаешь понимать-чувствовать, что пора возвращаться наверх к солнцу простых истин...  Захотелось вырваться из сетей книжную мудрости  философа-прозаика и вернуться к казалось бы простенькому, но очень искреннему стихотворению  Таратуты, и  вдохнуть воздушной свежести и образной ясности его поэзии.… Поэтический язык богат не словами и рифмами, хотя у поэтической речи есть своя лексика и свои правила.  Главная сила этой высшей формы речи, выделяющая поэтическую речь из всех прочих - это его символизм и образность. Способность поэта говорить символическим образным языком, языком намёков определяет уровень его таланта. И эти символы и образы - психологи называют их суггестивными - обладают огромной ёмкостью и силой. У поэтов от Бога талант, их способности неземного происхождения, стихи они часто пишут по наитию, как будто кто-то им их диктует свыше, а язык, которым  они пишут такие стихи, - это язык ангелов, пытающихся сообщить нам о Божественных установлениях и последних новостях из Небесного Храма….
 
Английский поэт и художник-гравёр У. Блейк, обладавший способностями ясновидения духовного мира,  называет такое состояние Божественным видением и говорит, что это единственное качество, рождающее большого поэта.  Стихи, рождающиеся у таких поэтов, он величал Божественными откровениями, произведениями истинной поэзии.  Кроме того, как истинный христианин он считал, что искусство должно основываться на вере в Христа. И это глубоко правильное  условие, т.к. только в этом случае оно не потеряет своего гуманистического  характера.
Блейка как поэта вы можете вспомнить по его знаменитому четверостишию, пронзившему меня в юности:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

Это начало его стихотворения «Прорицанья невинности» (в блистательном переводе С. Маршака). Мгновенье, зерно песка, горсть и чашечка цветка — это образы, встречающиеся в стихах поэтов-гениев, через которые при внимательном прочтении нам могут открыться иные миры и мы можем, испытав неведомое доселе чувство радости, попасть в Храм Небесный.. Именно о такой поэзии идёт речь в настоящем эссе.

Этот вид поэзии и такие поэты вызывают у меня наибольший интерес, им посвящено большинство моих работ, потому что именно в этом случае при озарении у художника открывается шестое чувство и  за поэтическим словом начинает звучать первослово, музыка небесных сфер... Такой талант по наследству получить  нельзя. Такую лирику я называю мистической, она может быть простой и ясной по звучанию. Все остальные авторы, пишущие стихи, - это мастера и подмастерья стихосложения. Есть ещё огромное количество  любителей  стихосложения - их сегодня сотни тысяч и становится всё больше.. Это удивительный феномен, требующий отдельного исследования.
О таком необычном виде творческой деятельности и её метафизических корнях писал всемирно известный швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг. Современный литературовед  и поэтесса, кандидат филологических наук  Надежда Всеволодовна Черных (литературный псевдоним Надя Делаланд) в своей докторской диссертации пытается разгадать эту загадку.  Только едва ли удастся это сделать, подходя к ней с позиций материалистической науки и её методов. Проявления такого рода поэзии  наряду с обычными стихами можно обнаружить у многих широко известных  авторов, есть они и у Сергея Таратуты.
Процесс поиска таких поэтических жемчужин очень увлекателен и действительно развивает сознание читателя, делая его исследователем. Но для их выявления требуется вдумчивый, любящий и чувствующий поэзию читатель, который может дополнить своим воображением каждое слово автора таких стихоф и  стать соучастником творческого процесса художника. Но радость и результат от такого прочтения поэтического произведения будут огромны, и эта Радость вознаградит  вас за всё...
 
Для разогрева воображения хочу привести сначала стихотворение «Весна» Бориса Пастернака, безусловного мастера таких суггестивных образов и символов:

Весна
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишенных выраженья.

Кто-то вернулся с вечерней городской  улицы, где при всём внешнем  спокойствии  происходит невероятное космическое действо. Перед тысячами непонимающих значения происходящего глаз звёзды рассказывают о людям о загадках Вселенной.. Но конца этому рассказу не будет:  Вселенная бесконечна , мир полон фантастических тайн, недоступных пониманию обычного человеческого сознания, обычных снующих по своим делам людей… Это всё та же тема звёздного неба, о которой говорилось в  крылатом выражении великого Канта, с которого я начал это эссе. Однозначного восприятия таких ёмких образов быть не может - каждый может рассказать о своём…Однако, однажды возникнув, этот образ будет жить и развиваться вместе с вами, пополняясь всё новыми гранями... Что интересно, такие перлы вы можете при желании собирать буквально везде на улице. в книгах, в социальных сетях, в FB, где мне недавно совершенно случайно-неслучайно попалось это изумительное стихотворение...И ваша жизнь может стать увлекательной Игрой в бисер…

Снова Пастернак, поразительно как ночное небо действует на воображение поэтов:  они начинают понимать законы, управляющие Вселенной, становятся прорицателями и нас толкают к постижению этих глубин, к постижению духовного мира, к познанию законов Истины и Добра:

Под открытым  небом

Вытянись вся в длину,
Во весь рост
На полевом стану
В обществе звезд.

Незыблем их порядок.
Извечен ход времен.
Да будет так же сладок
И нерушим твой сон.

Мирами правит жалость,
Любовью внушена
Вселенной небывалость
И жизни новизна...

        И показать дорогу к Храму...

Теперь  можно вернуться к Сергею Таратуте. Он тоже зачарован ночными звездными небесами. Правда, заглядываясь на их великолепие он не так безмятежен как Пастернак, у него чёрные дыры со светлыми звёздами борются и поглощают их одну за другой:

Бриллианты, рубины, сапфиры
Небосвод украшают ночной…
Я в восторге от этого мира,
Что горит далеко за луной!
Говорят, что и там не до мира,
Что обманчив небесный покой,
Что какие-то чёрные дыры
Пожирают звезду за звездой!

Там на Небесах действительно не так гармонично,  как представляется   с Земли поэтам-романтикам: в давние времена восставшие против Бога ангелы во главе Люцефером  были побеждены воинством Архангела Михаила и сброшены на Землю. Став духами изгнанья, демонами они там теперь смущают души людей.  Через двух Михаилов, Лермонтова и Врубеля мы знаем, что за мрачные и коварные эти существа… и  привлекательные одновременно. «Демон сидящий» Врубеля долго гипнотизировал моё юношеское воображение: подолгу я простаивал около этой картины в Третьяковке. Вспомните опять же дьявольски обаятельного и могущественного Воланда в «Мастере и Маргарите». Обманчив небесный покой…
Привёл этот стих, чтобы показать, что Таратута тоже не лишен созерцательности и подвержен очарованию ночи…  С Небесами и иными мирами у Сергея отношения стали непростыми после того как в раннем детстве исчезла-умерла его мама и стала оттуда наблюдать за своим сыном...Потом к ней ещё и отец, Лев Соломонович присоединился. И эти две нити навсегда связала его поэзию с Небом.  Эта огромная и важная тема его творчества, к которой когда-нибудь придётся вернуться...Она и в этом стихотворении, с которого я начал своё повествование, обозначена, где он определяет свои возможности как поэта:

А что я в сущности могу -
Любить отца и помнить маму,
Воспеть росинку на лугу
И показать дорогу к храму...

О его традиционной для больших и малых русских поэтов  способности-дара воспевания России, у Таратуты - природы чернозёмной полосы - и росинок, и Красивой Мечи  - любимой реки детства - и малой Родины мамы, актрисы Л. Фетисовой уже много раз писал… Анализируя эстетику его  стихов и рождаемых им поэтических образов, говорил, что она тоже его приводит естественным образом к мыслям о Творце этого прекрасного мира, где он провёл своё детство. Меня, обыкновенного человека поражает емкость памяти, её цепкость и сила чувств поэта: воспоминания о красоте детского мира до сих пор питают его творчество. У меня тоже был такой кусочек  Родины, украсивший и осветивший всю мою последующую жизнь…
Песни-стихи о Храме Природы и связи её чудес Храмом Небесным составляю органичную часть его творческого наследия. Связь эта очевидна, потому что у всего существующего на земле есть свои мысленные прообразы на Небе. Для примера приведу здесь два из последних стихотворений по образному ряду созвучных пастернаковской «Весне», увидите - и волшебный образ звёздного неба, как навязчивая идея, здесь тоже присутствует :

Чудо
Это было точно где-то здесь,
Видно всё отчетливо отсюда.
Звёзд на небе оседала взвесь,
Помогая верить, верить в чудо.

Ну а солнце ослепляло днём,
После ливня прибавлялось блеска:
То лоснился мокрый чернозём.
И ничто не обрывалось резко.
 
Месяц ночь нанизывал на рог,
А потом опять рассвет и поле
В черных лентах траурных дорог
И река , и лодки  на  приколе!

9.04.2020,  6 часов утра
 
На меня это стихотворение действует как левитановская живопись: Таратута здесь разговаривает  с нами как истинный художник, мастер поэтического слова, восхваляя и прославляя места, где  наполнился чернозёмной силой его талант.. А вот это написано утром 26 апреля этого года под впечатлением от появившихся в Москве уток. .Подтверждение феномена поэтической памяти, наполненной в детстве образами русской природы утки огари  - редкие для Москвы, красивые оранжевые птицы пролетели накануне за окнами городской квартиры поэта, чтобы напомнить о счастливом деревенском детстве и утешить сидящего взаперти поэта:

Все ждут плато, пусть даже плато,
Не в ударении ведь дело.
Вот пара уток пролетела
На фоне красного заката.
Без них закат красив отчасти,
Летят к Москве-реке иль пруду.
И остается верить в счастье,
И остается верить в чудо,
В "авось", а без него куда нам
Пока бушует пандемия,
Пока с ней борется Россия
И даже помогает странам,
И вылупляется из почек
В двух метрах от окон иль окон
Листва и лунный шар, как кокон,
Средь проступивших звездных точек.
 
“Показать дорогу к храму»… Давно  медитирую  над этой строфой С. Таратуты: хочу понять, куда он зовёт меня, какую дорогу он мне хочет показать....     Из того, что говорилось выше и в связи с Кантом, и Пастернаком, и с Таратутой, - все они говорят о чём-то загадочном, притягательном и непостижимом, скрывающимся за звёздами или среди них…. И Фёдор Тютчев  в своей «Песни радости», написанной под влиянием Великой оды Шиллера, присоединяется к этим  искателям:

Что, сердца, благовестите?
Иль Творец сказался вам?
Здесь лишь тени — Солнце там, —
Выше звезд Его ищите!..

Хочу для иллюстрации насыщенности поэтического символического языка, пользуясь моментом, перевести на русский литературный последние две строфы этого четверостишия. Шилллер, очевидно, был посвященным  поэтом и знал  о существовании в духовном мире, в мастерской Творца пространства первообразрв всего земного и о том, что все существующее на Земле, включая человека, есть слабые подобия-тени  небесных образцов-замыслов...
Тютчевский перевод отрывка из оды Шиллера демонстрирует поразительное единодушие гениев! Поэты и не только они - чувствуют что там есть что-то чрезвычайно важное и питающее их вдохновение, какой-то храм, но детально рассказать об этом не могут, только намекают…  Николая Гумидёва в эту компанию можно добавить - поэта с очень сильным и ясным религиозным чувством. Острота и ясность такого чувства - это тоже проявление таланта, способности души выходить за пределы чувственного познания, за пределы одной единственной жизни-мгновения:

Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
 
Любящий мир и верящий в Бога человек становится великим, его сознание расширяется до бесконечности. Это не пустые слова... Только не нужно, начав размышлять о Храме, связывать Бога с каким-то культовым помещением или даже определённой религиозной системой. И мир ограничивать планетой Земля. Так можно сразу утонуть и пропасть в собственной мгновенности и убогости.   Даже в Библии не даётся ясного представления о том, что же было создано Богом во второй день творения.  Было создано Небо, потом были созданы светила и т.д. Неясно, когда и как возник духовный мир с обитающими там существами. Нужно предположить, что весь инструментарий Творца и  мыслеобразы всех его творений к  началу творения уже существовали, иначе бы Мастер не взялся за такую сложную работу.  Человека он создал по собственному подобию, подобия всего прочего многочисленных минералов,, растений и животных  тоже должны были существовать, иначе бы не возникли минеральное, растительное  и животное царства 
Эти подобия  - огромное количество мыслеобразов -  мастерская Бога, этот параллельный мир  мыслей исследователи называют душевно-духовным миром (в теософии  - астральный и ментальные миры).   Этот мир остался бы творческой мастерской Великого Мастера, если бы там не существовало механизма совершенствования, механизма эволюции человека в период между смертью и следующим воплощением, эволюции человека в соответствии с заповедями, оставленным нам Сыном Божьим Христом.  Именно это превращает весь этот непостижимо сложный механизм в Храм Творца. Пребывание в этом храме дает нам полное представление об окружающем нас мире,  представление о непрерывной творческой деятельности работников духовного мира и понимание назначения человека на вверенной ему планете.  Одарённые поэты пытаются нам помочь установить и не потерять связь с этим невидимым миром.  Насколько я теперь понимаю, именно в этот Храм и хочет показать нам дорогу  поэт Сергей Таратута. 
Более чем достойная, но и труднейшая задача для поэта и читателя.  Трудная потому, что поэт пишет только половину слов и строф своего творения: поэтическая речь -  язык намёков, вторую половину должен дописать читатель, и не всякий из нас готов выполнить эту работу, расшифровать и проникнуть в смысл сказанного-написанного.. Но радость постигнувшего будет огромна!  Эта радость сродни первозданной Радости Создателя, когда увидев содеянное, он сказал «Хорошо!» Ф Шиллер посвятил этому моменту и этой Радости свою самую знаменитую оду, вдохновившую Людвига Ван Бетховена на написание 9 симфонии и ставшую впоследствии гимном Европейского Союза… Вот какой силой могут обладать поэтические строчки, вдохновенная поэтическая речь! Фёдор Иванович Тютчев тоже захотел прикоснуться к этому великому чувству, написав по мотивам Шиллера свою «Песнь радости»….
Я потратил  много времени на описание устройства этого Небесного Храма  по отчетным материалам человека, побывавшего в этих мирах, и сопоставление его воспоминаний с ранее известными данными, поэтому больше здесь на эту тему распространяться не буду. Желающие могут прочитать об этом в очерке «Феномен и миссия Павла Шаматрина» или сразу могут обратиться к книге Рудольфа Штайнера «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека». Удачи вам на этом трудном и увлекательном пути - ну  пути к великой Радости!

        Пламя Радости

В этом эссе в продолжение Игры в бисер с Сергеем Таратутой приведено несколько выбранных почти случайно образцов истинной поэзии, показывающие удивительные возможности поэтической речи, стихи,, которые, по определению У. Блейка, могут быть приравнены к Божественным  откровениям, потому что создаваемые ими образы  бесконечно расширяют наше сознание и заставляют нас размышлять о вечных истинах и приближают нас к более полному пониманию Бога и окружающего мира. Такая цель и ставилась перед этим коротеньким исследованием уникальных возможностей поэтической речи. Насколько она достигнута - судить читателю.
По ходу повествования  в этой небольшом литературоведческом  трактате упоминается  довольно много славных имён: Христос, апостол Павел, Августин Блаженный, Иммануил Кант, Уильям Блейк, Фёдор Тютчев, Рудольф Штайнер, Николай Гумилёв, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Иосиф Бродский,  И все они - и многие-многие другие не упомянутые - каким-то образом связаны с современным поэтом Сергеем Таратутой, связаны какой-то невидимой бичевой. Объединяет их то, что все они деятели христианской цивилизации и культуры, и каждый внёс свой посильный вклад в духовное наследие части человечества, пошедшей по пути указанном Спасителем..  Они хотят спасти нас от «светлого» будущего одиноких, бездушных и прагматичных людей, которое нам недавно на фоне пандемии предсказал В.В. Жириновский.
И все они, каждый по-своему силою данного им таланта путались и пытаются указать нам путь к Небесному Храму, туда, где все люди, все народы всех вероисповеданий и конфессий  могут научиться «благому образу мыслей», почувствовать едиными и, отбросив распри и вражду, обняться как братья…Каждый из нас может продолжить их путь, дополнить своими мыслями половину сказанного ими слова… И поэзия Сергея Таратуты может послужить мостом, соединяющим живыми нитями творчества их прошлое с нашим настоящим и будущим. 
В заключение, в приведённый список имён,  мне хотелось бы  добавить (упоминал уже о нём) ещё одного единомышленника, великого немца, Фридриха Шиллера с его «Одой к радости» (он тоже со своей эстетикой помогал мне в исследовании творчества С. Таратуты  при написании статьи «Играющий поэт»):

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
 
Судя по этим стихам, Шиллер знал  дорогу в светлый Храм и чувствовал в себе силу райского духа, жар неземного пламени радости, исходящего от Творца, поэтому так вдохновенно и написал об этом......Великие слова, великие мысли и великие чувства - только поэзия, высокая поэзия может поднимать нас на такой уровень духовного экстаза! На этой возвышенной ноте и хотелось бы закончить этот трактат,  и пригласить вас продолжить Игру в бисер с Сергеем Таратутой.
 Присоединяйтесь!


Рецензии