Роман П. Л. Проскурина Исход
Вторую группу действующих лиц произведения составляют представители вражеской стороны. Характерно, что противник выведен полноценно – образы немецких офицеров не упрощены, даже не лишены глубины. Например, полковнику Зольдингу свойственна рефлексия: осознавая приближение смерти, он думает о смысле прошедшей жизни, приходит к пониманию, что тот, против кого он столько боролся, кто стал его личным врагом – полковник Трофимов, командир партизанского отряда – тоже человек, и вот он, Зольдинг, совершил преступление – отнял у этого человека любимую женщину. В правдивости по отношению к врагу – бесспорное достоинство романа: нельзя примитизировать тех, с кем воевала Россия на протяжении её столь щедрого на войны исторического пути. Иначе мы лжём на свое прошлое и унижаем самих себя.
С течением времени герои романа заметно эволюционируют – хорошо показано, как война меняет человека. Например, уже на первых страницах книги мы знакомимся с молодым учителем Владимиром Скворцовым. Война уже началась, но он еще юн, серьёзность происходящего будет оценена им позднее. В партизанском отряде, в который Проскурин сводит всех главных героев, Скворцов станет разведчиком и совершит подвиг – отправится в плен, чтобы отвлечь ударные силы немецких войск Зольдинга, решившего ликвидировать надоевших ему партизан. Скворцов выдержал пытки и сделал все, что требовалось, сознавая, что это его последнее задание.
Понимая неотвратимость смерти, Скворцов думает о грядущем «ничто», и убеждает себя в том, что если еще у его возлюбленной и у других людей будут дети, ничто не наступит. Он пытается вобрать в себя, запомнить шум леса, насыщенную сочность трав, и сам останавливает себя – зачем ему сейчас это? И яркость природной жизни вокруг уже начинает раздражать его… Как и любой человек, Скворцов задаётся вопросом – что будет за порогом смерти? На мой взгляд, размышления этого героя, а вместе с ним еще многих людей, созвучны следующим поэтическим строкам С. Маршака:
Все те, кто дышит на земле,
При всем их самомнении –
Лишь отражения в стекле,
Ни более, ни менее.
Каких людей я в мире знал,
В них столько страсти было,
Но их с поверхности зеркал
Как будто тряпкой смыло.
Я знаю: мы обречены
На смерть со дня рождения.
Но для чего страдать должны
Все эти отражения?
И неужели только сон –
Все эти краски, звуки,
И грохот миллионов тонн,
И стон предсмертной муки?..
Действительно, в раздумьях героев романа есть философская составляющая, которая, вместе с реалистичным и правдивым описанием войны, побуждает читателей к размышлениям над вопросами зла и страданий, смыслом бытия в мире, где всё столь хрупко, где радость и боль переплетены в плотный кубок, и одно молниеносно сменяет другое… Это мучительные вопросы, трудные для разрешения, но пренебрегать ими нельзя.
Свидетельство о публикации №120050104488