Сценарий художественного видеофильма АТАЙ
Сценарий художественного видеофильма
« А Т А Й»
Туманное зимнее утро города Уфы. Из прибывшего пассажирского поезда на платформу выходят пассажиры. Среди них мы видим пожилую женщину с девочкой, лет восьми. В руках она несет небольшую сумку. Женщина с ребенком садится в автобус, уезжает.
В комнате. Амир спит, рядом собака Грейс. Лицо Амира озабоченно во сне.
Сон Амира. На экране неразборчиво мелькают ветки деревьев. Через сугробы снега пробирается Амир. И вот неожиданно, летящий снег сверху, осыпает раздетого Амира .
Амир продолжает спать в постели.
Одновременно: Амир просыпается со сна со словами: «А-а-а….» и стук в двери
Сосед (за дверью): АМИР-АГАЙ, ВСТАВАЙ! НА РЕПЕТИЦИЮ ПРОСПИШЬ!
Амир ( тяжело просыпаясь ото сна): А-а-а-а…. ВСТАЮ, ВСТАЮ.
Лежа, рассматривает комнату: карта, часы тикают. Не вставая с постели, одевает лежащую на постели футболку; откидывает одеяло с ног, надевает на себя трико и тапочки. Берет бритву с холодильника. К хозяину подходит Грейса. Амир берет с холодильника печенье, угощает собаку. Между ними происходит немой диалог.
Амир подходит к зеркалу, смотрит на себя. Он всматривается в своё лицо. Бреется. Закончив бриться, Амир берет полотенце, зубную щетку, пасту и выходит из комнаты.
Длинный коридор общежития с множествами комнатными дверями. Амир выходит из своей комнаты. Мимо проходит мальчик с чайником, он возле своих дверей надевает тапочки, припевая на башкирском языке.
Мальчик: ЗДРАВСТВУЙТЕ, АМИР-АГАЙ!
Амир: ЗДРАВСТВУЙ, ИСКАНДЕР!
Амир проходит в умывальную комнату. Он проходит к раковине и подшучивает над соседом. Сосед умывается.
Амир: СПАСИБО, ЧТО РАЗБУДИЛ ( начинает умываться).
ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, К ЧЕМУ ВО СНЕ ПАДАЕТ СНЕГ НА ГОЛОВУ?!
Сосед: НЕ-ЕТ (кончая умываться, продолжает).
ВЧЕРА РАССКАЗАЛИ АНЕКДОТ, ХОЧЕШЬ, РАССКАЖУ.
Амир (чистит зубы): У-УГУ.
Сосед: ОДИН МУЗЫКАНТ СПРАШИВАЕТ ДРУГОГО:
- ЧТО ТЫ ТАК ПЛОХО ВЫГЛЯДИШЬ?!
- ДА ВОТ, ГОВОРИТ, ВСЮ НОЧЬ САНОТИНУ СОЧИНЯЛ.
- ЗНАЕШЬ, ЧТО Я ТЕБЕ ПОСОВЕТУЮ, ДА ТЫ НЕ МУЧ СЕБЯ, А ВОЗЬМИ МОЦАРТА И ПОЧИТАЙ С КОНЦА НА НАЧАЛО.
- ДА ПРОБОВАЛ, ГОВОРИТ, ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ БЕТХОВИНА ПОЛУЧАЕТСЯ.
Сосед громко смеётся и уходит, не рассмешив Амира. Амир вытирает лицо полотенцем, смотрит в зеркало и останавливает свой взгляд на себе.
По улице Ленина города Уфы идут прохожие. На конечной остановке у гостиницы «Башкирия» из автобуса выходят пассажиры, среди них пожилая женщина с девочкой. Выйдя из автобуса, она переходит дорогу, проходит мимо Дворца «Нефтяник». Пожилая женщина останавливает прохожего, что-то спрашивает, тот показывает прямо рукой. Женщина с ребенком идёт дальше. Они проходят мимо играющего на флейте музыканта и сворачивают в переулок.
Пожилая женщина с девочкой входят во двор многоэтажного кирпичного дома общежития. Во дворе играют дети – кто-то катается на санках, кто-то играет в снежки. Рядом с ними стоит женщина, наблюдая и присматривая за играющими детьми. Девочка заупрямилась и не желала дальше идти с пожилой женщиной. Женщина стала её уговаривать, но уговоры не помогли, девочка стояла на своём.
Тогда пожилая женщина подошла к играющим детям и обратилась с чем-то к другой женщине. Та показала на четырёхэтажное здание и мотнула головой. Пожилая женщина подвела девочку к играющим детям, а сама направилась в сторону дома.
Пожилая женщина заходит в дверь дома общежития.
Собачка Грейс пьёт из чашки воду.
Амир, одетый в рубашку, сидит за столом и дожёвывает яичницу со сковороды. Со стуком влетает сосед.
Сосед: АМИР-АГАЙ, Я ВОЗЬМУ СОЛИ?
Амир: ВОЗЬМИ, ЗНАЕШЬ ЖЕ, ГДЕ ЛЕЖИТ.
Сосед, найдя соль, уходит. Выйдя из дверей комнаты Амира, в коридоре он встречает пожилую женщину. Она рассматривает номера на дверях, остановилась передохнуть, спросила соседа:
- ВЫ НЕ ПОДСКАЖИТЕ, В КАКОМ НОМЕРЕ ЖИВЁТ АМИР ГАЛЕЕВ?
- ПОДСКАЖУ, В 405!
- СПАСИБО.
Женщина удаляется, а сосед вслед ей ухмыляется. Женщина подходит к дверям и нерешительно стучится.
Амир резко раскрывает двери своей комнаты. Лицо у него искажённо от ярости. Рот забит пищей. Женщина, испугавшись, отпрянула назад, но видя на лице Амира улыбку, здоровается.
Иней: ЗДРАВСТВУЙТЕ… У МЕНЯ НЕМНОГО ГОЛОВА ЗАКРУЖИЛАСЬ… Я ВОЛНУЮСЬ….
Амир мотает головой и с трудом проглатывает пищу.
Амир: ЗДРАВСТВУЙТЕ….ИЗВИНИТЕ МЕНЯ, Я ДУМАЛ, ЧТО ЭТО ОПЯТЬ СОСЕД.
Иней: МОЖНО ВОЙТИ.
Амир: ПРОХОДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. НЕ БОЙТЕСЬ, СОБАКА НЕ КУСАЕТСЯ.
Женщина заходит, Амир закрывает за собой двери.
В прихожей комнаты Амира женщина долго не может начать разговор, расстёгивает верхнюю пуговицу у пальто, развязывает шаль на голове.
Иней: … Я МНОГО РАЗ ПЫТАЛАСЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ЭТУ ВСТРЕЧУ…ХОТЯ
ПРОШЛО УЖЕ 10 ЛЕТ…
Амир: НО Я ВАС НЕ ЗНАЮ.
Иней: И Я ВАС НЕ ЗНАЮ. А ВОТ ПРИВЕЛОСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ И ПРИДЁТСЯ
ВЕСТИ С ВАМИ СЕРЬЁЗНЫЙ РАЗГОВОР.
Амир: ТОГДА РАЗДЕВАЙТЕСЬ, ПРОХОДИТЕ. Я ЧАЙКУ ПОСТАВЛЮ.
Иней: НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, Я НЕ ДОЛГО … ЧАЮ НЕ НАДО… Я ДЕРЖУ УРАЗУ.
Амир: ИЗВИНИТЕ, Я ЗАБЫЛ, ЧТО ИДЁТ СВЯЩЕННЫЙ МЕСЯЦ,… ПРОХОДИТЕ.
Амир и пожилая женщина переходят в другую часть комнаты. Амир быстренько убирает со стола, усаживает гостью на стул, убирает гладильную доску с утюгом, тоже присаживается. Собака Грейса лежит на коврике.
Иней: … Я НЕ НА ДОЛГО. У МЕНЯ РЕБЁНОК ОСТАЛСЯ НА УЛИЦЕ…
ЭЭЭЭ… ЗАБЫЛА…. Я ВАМ ГОСТИНИЦЫ ПРИВЕЗЛА ИЗ ДЕРЕВНИ:
ХЛЕБ-САМА ПЕКЛА, МЁД, ВАРЕНЬЕ (достаёт из сумки).
Амир: МНЕ?
Иней: ВАМ, ВАМ.
Амир: СПАСИБО..ДА Я… НО Я ОЧЕНЬ УДИВЛЁН, КТО ВЫ?
Иней: МОЖЕШЬ МЕНЯ ЗВАТЬ ИНЕЙ. Я ПРИЕХАЛА С ВНУЧКОЙ ИЗ ДЕРЕВНИ
УТАРБАЕВА , А ЖИЛИ МЫ КОГДА- ТО В УФЕ…КАК БЫ ВАМ
СКАЗАТЬ… КАК БЫ ВАМ СКАЗАТЬ… Я МАТЬ ТОЙ ЖЕНЩИНЫ,
КОТОРУЮ ЛЮБИЛИ ВЫ 10 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД…
Амир: (смеётся) ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, СОН В РУКУ. ВЫ, КАК СНЕГ НА
ГОЛОВУ!
Иней: НО МОЯ ДОЧЬ НЕДАВНО УМЕРЛА… НА МОИХ РУКАХ И С ВАШЕМ
ИМЕНЕМ НА УСТАХ!
Амир: УМЕРЛА?!
Иней: ТАК, ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ МОЮ СЛАВНУЮ ДОЧУРКУ? ПОДУМАТЬ
ТОЛЬКО, ЧТО ВЫ РАССТАЛИСЬ 10 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД… А ВЫ НЕ
ЗАБЫЛИ ЕЁ ( достаёт фото, показывает Амиру)… НЕ ЗАБЫЛИ…
Амир: УМЕРЛА? КОГДА?
Иней: ПОЛ ГОДА НАЗАД.
Амир: (возвращает фото женщине) Я ЕЁ НЕ ПОМНЮ.
Иней: …КАК НЕ ПОМНИТЕ… ВЫ ЖЕ АМИР ГАЛЕЕВ? Я НЕ ОШИБАЮСЬ?
Амир: ВЫ НЕ ОШИБАЕТЕСЬ, НО Я ЕЁ НЕ ПОМНЮ!
Иней: КАК ЖЕ, ТАК, СЫНОК?
Амир встаёт со стола и подходит к окну, повторяет,
Амир: Я ЕЁ НЕ ПОМНЮ.
За окном падает снег. Во дворе играют дети.
Десять лет назад. Около ворот городского парка молодой Амир беспокойно прохаживается. На нём зимняя куртка, на голове – шапка. Увидев девушку, он с радостью её встречает.
Мадина: ИЗВИНИ, Я ОПАЗДАЛА.
Амир: (шутя, любя) НЕТ, НЕ ИЗВИНЮ! НА ЦЕЛЫЙ ЧАС! Я ТУТ ЧУТЬ НЕ
ПРИМЁРЗ! СЛУЧИЛОСЬ ЧТО-НИБУДЬ?!
Мадина: ДА, Я ВЫХОЖУ ЗАМУЖ!
Амир: НУ, ДА, Я ЗНАЮ. СВАДЬБА У НАС ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ!
Мадина: НЕ ШУТИ. Я ВЫХОЖУ ЗАМУЖ ЗА ДРУГОГО.
Амир: КАК ЗА ДРУГОГО? А КАК ЖЕ Я? ВЕДЬ Я ЖЕ ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!
Мадина: Я ПЕРЕДУМАЛА. ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬЮ, А ЖИЗНЬ ЖИЗНЬЮ.
МЫ ЗАВТРА УЕЗЖАЕМ ИЗ УФЫ В ДЕРЕВНЮ. ТАМ БУДЕМ ЖИТЬ..
А ЧТО, ТЫ МНЕ МОЖЕШЬ ДАТЬ, КРОМЕ ЛЮБВИ?
Амир: КАК ЧТО? МЫ БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ. Я БУДУ ЛЮБИТЬ ТЕБЯ ВСЮ
ЖИЗНЬ! БУДУ РАБОТАТЬ. У НАС БУДЕТ ДОЧЬ! ТАКАЯ ЖЕ
КРАСИВАЯ, КАК ТЫ! МЫ НАЗОВЁМ ЕЁ ГУЛЬНУР! МЫ ПОСТРОИМ
ДОМ…
Мадина: ХВАТИТ, ХВАТИТ! БУДЕТ, БУДЕТ…ЭТО, Я СЛЫШУ, ЦЕЛЫЙ ГОД!
ТЫ ЖЕ МНЕ НЕ В СОСТОЯНИИ КУПИТЬ ДАЖЕ ЗИМНИЕ САПОГИ,
СКОЛЬКО Я ПРОШУ! ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ ДЕЛАТЬ, ТАК ЭТО
МЕЧТАТЬ…
Мадина снимает часы, срывает кольцо с пальца и засовывает кольцо в руки опешенному Амиру. Кольцо падает в снег вместе с перчатками Амира.
Мадина: … ВОТ И МЕЧТАЙ!
Подъезжает «Жигули», сигналит.
Мадина: ИЗВИНИ, МЕНЯ ЖДУТ.
Мадина садится в машину, уезжает. Амир бежит за машиной.
Амир: ПОДОЖДИ… МАДИНА, МАДИН-ААА!
Амир очнулся от воспоминаний у себя в комнате, со словами: «Мадина». Он обернулся… увидел пустую комнату и растерянно крикнул: «Иней!» и выбежал. По коридору идёт Иней. Амир догоняет её, кричит:
Амир: ИНЕЙ, ОСТАНОВИТЕСЬ! ПОДОЖДИТЕ, НЕ УХОДИТЕ. НАМ НАДО
ПОГОВОРИТЬ.
Иней останавливается, возвращается с Амиром обратно. Из другой комнаты выходит одетый сосед, закрывает двери на ключ, но Амир задерживает его.
Амир: СОБИРЬЯН, ПЕРЕДАЙ НА РАБОТУ, ЧТО Я ЗАДЕРЖУСЬ.
Сосед: А ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Амир: (дружелюбно) МНОГО БУДЕШЬ ЗНАТЬ – БЫСТРО СОСТАРИШЬСЯ!
Сосед: ЛАДНО, ЛАДНО. ПЕРЕДАМ (смеясь, уходит).
Амир и Иней заходят в комнату. В дверях Амир пропускает Иней
вперёд.
Во дворе общежития дети играют в снежки. Мальчика, раздетого, обливают водой. Девочка сидит на скамейке и рассматривает на руках часы, она никого
не замечает. К ней подходит женщина:
Женщина: ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ИГРАЕШЬ?... КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?...
Девочка улыбается в ответ.
Женщина: КАЖЕТСЯ, ТЫ МЕНЯ НЕ СЛЫШИШЬ.
Девочка, молча, показывает на свои часы и улыбается.
Женщина: (глядя на девочку) О, ГОСПОДИ!
Девочка прикладывает часы к уху, слушает, улыбается, потом на долго застывает в задумчивости.
Из воспоминаний девочки, из-за не фокуса камеры, сначала появляется лицо её матери; потом комната, в углу которого стоит нарядная новогодняя ёлка. Девочка сидит на диване в башкирском платье. Она читает стихи матери. Мать, дошив камзол, примеряет его на девочку. Гульнур радостно целует свою мать. Мать просит девочку встать у ёлки и ещё раз прочитать стихи. Девочка встаёт у ёлки. Мать, слушая дочь, одевает на руки дочери часы. Дочь обнимает мать. Камера уходит на крупный план матери.
В комнате стоит тишина. На убранной кровати сидят Амир и Иней, между ними собака Грейса.
Иней: НУ, ЧТО ЕЩЁ РАССКАЗАТЬ,…ЧТОБЫ ВЫ ВСПОМНИЛИ…
ОНИ С МУЖЕМ НЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИ, ОН ЕЁ НЕ
ПОНИМАЛ, НЕ ПОНИМАЛ ДУШИ ЕЁ И ЗАПРОСОВ…
ВООБЩЕМ, ОНА ПОНЯЛА, ЧТО ВЫЙДЯ ЗАМУЖ ПО РАСЧЁТУ,
ОНА ПОТЕРЯЛА ВАС. ОНА ВСЮ ЖИЗНЬ ПОМНИЛА И ЛЮБИЛА
ВАС…
А ПРИЕХАЛА Я СЮДА, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ПОСЛЕДНЮЮ
ПРОСЬБУ ДОЧЕРИ…
ОНА ПОРУЧИЛА ВАМ СВОЮ МАЛЕНЬКУЮ ДОЧЬ.
Амир: МНЕ? НО ПОЧЕМУ?!
Иней: МУЖ ЕЁ УМЕР ДАВНО, А Я СТАРА И ЧАСТО ХВОРАЮ…ДА
ПО НЫНЕШНИМ ВРЕМЕНАМ…
Амир: ДА ПОЧЕМУ ЖЕ ИМЕННО МНЕ?
Иней: ПОТОМУ ЧТО, ВЫ – ОТЕЦ РЕБЁНКА.
Амир: КАК Я ОТЕЦ! ВЫ УВЕРЕННЫ В ЭТОМ !
Иней: ПЕРЕД СМЕРЬЮ НЕ ЛЬГУТ.
Амир: А МОЖЕТ БЫТЬ, ОНА ОШИБЛАСЬ? МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО НЕ МОЙ
РЕБЁНОК, А МУЖА?!
Иней: ЖЕНЩИНЫ НИКОГДА НЕ ОШИБАЮТСЯ, В ПОДОБНЫХ
СЛУЧАЯХ.
Амир задумывается.
Воспоминания молодого Амира. Амир играет на баяне, Мадина слушает, улыбается, протирает яблоки на столе. Амир что-то шепчет ей в ухо. Прерывая игру на баяне, он достаёт из кармана что-то в зажатом кулаке, медленно разжимает кулак, на ладони лежат кольцо обручальное и часы. Амир одевает их на руку Мадине. Мадина в восторге.
Амир: Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, И ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛА МОЕЙ ЖЕНОЙ!
Мадина: А РАЗВЕ Я НЕ ТВОЯ ЖЕНА?!
Амир: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ РОДИЛА МНЕ ДЕВОЧКУ!
Мадина: А КАК МЫ ЕЁ НАЗОВЁМ?!
Амир: МЫ НАЗОВЁМ ЕЁ ГУЛЬНУР!
Мадина: КРАСИВОЕ ИМЯ! ГУЛЬ – ЦВЕТОК, НУР-ЛУЧ, А ВМЕСТЕ
ЛУЧИСТЫЙ ЦВЕТОК!... ЛУЧИСТЫЙ ЦВЕТОК… ЗВУЧИТ!...
СЫГРАЙ, ЕЩЁ РАЗ МОЮ ЛЮБИМУЮ!
Амир играет на баяне. Мадина откусывает яблоко. Амир, не отрываясь, смотрит на Мадину и, не выдержав, Амир, тоже начинает есть яблоко прямо из рук Мадины.
В комнате Амир сидит на кровати, рядом лежит собака Грейс.
У окна стоит Иней, она смотрит в окно. Амир подходит к Иней и поворачивает её к себе.
Амир: ЕЁ ЗВАЛИ МАДИНА.
Иней: НЕ ЗАБЫЛИ,… НЕ ЗАБЫЛИ…
Амир: А ДОЧКУ ЗОВУТ ГУЛЬНУР!
Иней: А ОТКУДА ВЫ ЗНАЕТЕ?!
Амир: А Я ВСЮ ЖИЗНЬ ЖДАЛ И ПОМНИЛ ЕЁ!.... А Я МОГУ НА
ДОЧЬ ПОСМОТРЕТЬ.
Иней: ВОН, ОНА СИДИТ НА СКАМЕЙКЕ.
За окном во дворе играют дети. Гульнур сидит на скамейке.
Амир: СЕЙЧАС… СЕЙЧАС… ВЫ ОСТАВАЙТЕСЬ… Я СЕЙЧАС…
(выбегает).
Иней: (вслед Амиру) СЫНОК…СЫНОК… Я ТЕБЕ ХОТЕЛА…ХОТЕЛА…
СКАЗАТЬ…
Амир бежит по коридору общежития, наспех одевая пальто.
Он бежит по лестнице. Бесконечный его бег по лестнице.
Наконец, Амир выбегает из дверей общежития, останавливается, подходит к Гульнур.
Гульнур со страхом смотрит на Амира. Она вскакивает со скамейки и убегает от Амира. Ветки деревьев, снег мелькают пред её глазами, и Гульнур падает в обморок.
В обмороке мы видим Мадину во всём белом. Она льёт воду на голую Гульнур. Кругом лежит снег. Мадина берёт дочь за руки и толкающим движением заставляет бежать девочку от себя. Гульнур бежит на камеру…
Гульнур: (кричит) АТА-ААЙ! ( в переводе с башкирского языка означает
ОТЕЦ, ПАПА)
На снегу лежит безжизненно Гульнур. К ней подбегают Амир и Иней, По лицу Иней текут слёзы, она не может говорить…
В комнате на кровати лежит Гульнур. На стуле, на полу разбросаны её вещи. Рядом Амир придерживает лоб Гульнур и меняет у ней полотенце. Иней отжимает полотенце в чашке и Амир снова прикладывает полотенце ко лбу Гульнур.
Гульнур лежит с закрытыми глазами.
Амир: ЧТО С НЕЙ, ИНЕЙ?!
Иней: ЭТО СЛУЧИЛОСЬ С НЕЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ МАТЕРИ. ВРАЧИ
ГОВОРЯТ НА НЕРВНОЙ ПОЧВЕ. МОЯ ГУЛЬНУР НЕ СЛЫШИТ И
НЕ ГОВОРИТ…
Несчастный Амир с нежностью гладит дочь.
Амир: ГУЛЬНУР, ДОЧЕНЬКА!
Гульнур шевельнулась. Амир и Иней бросились к ней. Гульнур медленно приоткрыла глаза.
Амир: ГУЛЬНУР, ДОЧЕНЬКА!
Амир целует руки дочери. Гульнур открывает глаза, улыбается и тихо произносит:
Гульнур: АТАЙ!
Иней: (с радостью) ЗАГОВОРИЛА,… ЗАГОВОРИЛА, МОЯ ГУЛЬНУР!
Гульнур: АТАЙ!
Амир: ( с радостью) ДОЧЕНЬКА, ГУЛЬНУР!
Звучит музыка.
Конец.
г. Уфа январь 1996 года.
Свидетельство о публикации №120050103733
Если бы у человека не было вечного сознания с присущей ему тоской по совершенству, если бы мир печалей и радостей человека не был бы сопряжён с безотчётным, неопределённым, “метафизическим” страхом, чем была бы тогда жизнь, если не отчаянием? Но это не так.. В мире существует герой, а вместе с ним – поэт и философ-писатель. Герой - как бы лучшая сущность последнего. Философ не может ничего сотворить, не восхитившись тем, что создано. Он следует зову сердца; когда же находит то, что ищет, делает всё от себя зависящее, чтобы все другие могли гордиться героем.
Аналогичное чувство, чувство нашей верности и любви к дому отца, когда мы как бы неуставая сражаемся с тяжестью забвения всего лучшего и сокровенного, что есть в нас, возникает при просмотре художественного фильма “Атай”.
Можно сказать, что данная работа, представляющая собой крупное явление в духовной жизни Республики Башкортостан, не будет забыта в силу своей постоянной апелляции к общечеловеческим ценностям: любви, состраданию, искренности.
Если бы наша жизнь измерялась принципом счастья, счастливого благополучного существования, то она стала бы невыносимой для тех, кому судьба в этом отказала. Следовательно, есть нечто большее, чем счастье. Главный герой фильма Амир, которого великолепно исполнил Олег Ханов, был когда-то неожиданно покинут любимой им женщиной, но он всё- же верил…, точнее жил ожиданием невозможного и оставался достаточно молодым, чтобы желать стать отцом.
Думается, что авторскому коллективу и режиссёру-постановщику Дамире Халитовой удалось наметить, поставить и даже в определённой мере решить проблему огромной важности: таким образом зарождается и становится человеческая свобода. Если быть кратким, то в обобщённом виде ответ может быть сформулирован следующим образом: страх – тоска, являясь экзистенциально-онтологической характеристикой человеческого “Я”, связан с последней тайной свободы. Такой страх есть форма переживания ничто.
К герою неожиданно приходит женщина, мать той, которую он любил и которая недавно умерла с его именем на устах. Глубокий психологизм заключается в том, что герой поставлен здесь на такую вершину, где имеет в себе источник свободного движения одинаково и к добру и злу. “Я не помню”, - говорит он. Но все его движения
свидетельствуют о том, что он помнит. Что это? На философском языке – это страх перед ничто. Ничто - вот то, что предшествовало рождению человека, что составляло тайну его невинности, что пробудило его выйти из данного состояния, переступить границу, отделяющую его от животного. Именно страх побуждает человека переступить границу , отделяющую невинность от вины, природу от свободы. И героя охватывают грёзы о когда-то утраченном, что несомненно составляет лучшую часть картины. Страх и есть определение грезящего. Понятие страха совершенно отлично от боязни, испуга и тому подобных понятий. Именно такой безотчётный или метафизический страх и заставляет его вернуть мать любимой, а вместе с ней осуществить встречу с казалось бы невозможным, с дочерью Гульнур, которая его никогда не видела.
Ничто, объект страха, рождает у героя к себе двойственное отношение. С одной стороны, он пугает его, отталкивает, а с другой – притягивает, манит. В результате страх оборачивается страстным желаем встречи. Но как бесконечно длинна лестницы, каким долгим оказывается путь к дочери! В сравнении с ним все прожитые десять лет выглядят как одно мгновение. Вот, оказывается, как обстоят дела. Герой сам тайно любил то ничто, о существовании которого даже не догадывался. Может быть, любовь и есть чистое существование без существующего?! Как вечное ожидание невозможного, т.е. как чисто космическая и творческая потенция.
Человека можно травмировать двояка: можно убить, а можно и возвысить, возродить. Именно этот второй момент страха – в центре внимания создателей фильма.
Оценивая представленную работу в целом, следует особо подчеркнуть её обращенность к вечным проблемам человеческого бытия. Авторам удалось выработать свой собственный почерк, создать нечто Своё в искусстве, но и коснуться самых глубин народного духа, сущность которого, как известно, выражается в нравственной субстанции.
На наш взгляд, в фильме проводится та главная идея, что любовь человека оказывается сильнее смерти (а не просто “сильна как смерть”, о чём писали европейские философы), даже сильнее ничто. Просмотрев картину, зритель проникается чувством ответственности за свои и чужие поступки. Он осознаёт, что мера его вины как бы скрыта от него самого, а потому он должен нести ответственность за зло, совершающее в мире.
1999г.
АРКАДИЙ ЛУКЬЯНОВ,
доктор философских наук,
профессор БГУ.
1999год
( Напечатано в журнале
«Ватандаш» № 4 за 1999год ).
Дамира Халитова 15.02.2021 16:06 Заявить о нарушении