Антанас Мацейна. Падение буржуазии

Антанас Мацейна – философ-метафизик, разделяющий идею о том, что явления действительности имеют духовные основы. Это значит, что общемировую жизнь творит каждый человек, представляющий собой своеобразный атом, внутри которого сталкиваются положительный и отрицательный заряды. Каждая личность, согласно Мацейне, носит в себе какую-либо доминирующую структуру: буржуй, прометей, христианин. Она и определяет внешние проявления человека, через которые происходит влияние на течение истории. В видении духовной первоосновы исторической жизни заключается большая ценность творчества Мацейны. В этом он близок идеям религиозной философии, и в частности, мировоззрению Н.А. Бердяева.
Человека Мацейна рассматривает с точки зрения христианской антропологии – как  образ Божий, сосредоточенный главным образом в способности творить. Именно «творческость» свидетельствует о жизни личности, о живом духе в ней. Через творчество – создание небывшего, оригинального – человек воплощает свою «похожесть» на Творца и одновременно идет по пути уподобления Ему. Буржуй лишен этого, вернее, отказывается от своего творческого назначения по причине ослеплённости идолами падшего мира – чувственными удовольствиями тела и комфортом. Время для него дороже вечности, пишет Мацейна, (а еда и спальня - ценнее рая, хочется добавить). Буржуй духовно бескрыл, ему хорошо в этом мире, ничто не возмущает, не тревожит и не мучает. Исключением является смерть, которой он, по словам философа, «пугается», т.е. это не сколько боязнь и страх смерти, сколько испуг перед ней. Чтобы облегчить тяжесть этого испуга, смерть принято деперсонифицировать – думать о ней как о всеобщем явлении, которое бывает со всеми, и не задумываться глубоко над тем, что это случится и со мной.
В религии для буржуазного человека главное – форма и наружное благочестие, гарантирующее благопристойное мнение окружающих. Это вера, из которой вынуто живое трепещущее сердце. Буржуям не нужно покаяние и не нужен Христос, потому что они математически подсчитали дела своего благочестия и грехи, взвесили их и формально оправдали самих себя. Мацейна справедливо пишет и о вреде для христианства связи с буржуазностью, примиряющей взаимоисключающее: Христа, с миром, лежащим во зле. Добродетели верующих буржуев безжизненны, сухи и формальны.
В человеке Мацейна различает три духа, определяющих доминирующую структуру личности: это дух земли, дух человека и дух Божий. Им соответствует буржуй, прометей и христианин. Буржуи пропитаны «духом земли». Их историческая эпоха, когда этот тип преобладал и определял общественную жизнь, считает философ, – время от эпохи Просвещения до Первой мировой войны. После, конечно, не произошло моментальной трансформации, но началась борьба: в национализме и большевизме воскрес дух прометея. Говорим «воскрес», потому что эпохой прометеизма Мацейна считает Ренессанс. Прометеизм – это творческий дух свободного человека, поставляющего себя владыкой мира, чувствующий свое высочайшее предназначение в обожении. И именно в этом есть подлинное назначение человека как существа, цель его бытия! Человек прометеевского типа испытывает в себе этот зов к Божественному, этот импульс беспредельности и величия назначения. Этим он истинен и прекрасен, ибо действительно человек призван Творцом стать богом. Но только путем Самого Бога, только с Ним. Прометей же это борец с Богом, хотящий стать богом без Бога, из самого себя и своего творчества. В итоге он ставит культуру выше религии и обрекает себя на трагедию, потому что, говорит Мацейна, «реальное бытие человека ограничено», а сделав из культуры цель жизни, прометей превращает человека в инструмент ее созидания.
А.Мацейна сделал смелые прогнозы относительно судьбы буржуазности. Он считал, что время доминирования в мире буржуазного духа подходит к концу. Буржуазность еще будет существовать, но теперь на обочине жизни, на уровне индивидов. Глобально начинается эпоха прометеизма. Возможно, в этом суждении литовский философ основывался на наблюдении за текущими политическими события 20-40-х гг., когда происходило становление тоталитарных государств с ядром в виде идеологий национализма и большевизма (а их Мацейна считал прометеевскими идеями). Может быть, он видел в этих режимах своего рода грозу, очищающую затхлый воздух буржуазного мира. Он надеялся на освобождение христианства от скверны буржуазной «земляности», от убогой компромиссности, через жестокую схватку с прометеизмом, по сути своей антихристианскому. Но христианство не умрет, считал он, а внутренне окрепнет, несмотря на внешнее поражение. Пока мы не видим на исторической сцене прометеевских личностей, которые творческим духом созидали бы новые формы жизни. Напротив, общество потребления пронизано стремлениями к материальным ценностям и земным наслаждениям. Правда в том, что мир действительно напоминает поле смертельной схватки, но это скорее зрелище борьбы внутри ада, чем битва прометеизма и христианства.


Рецензии