Занятие 3. Значение учёбы в творчестве писателя

 Двести - триста лет назад в Европе существовали так называемые школы диодов, где кандидатов в барды учили поэтическому мастерству. Учение продолжалось 6-7 лет. Одарённые юноши постигали здесь язык поэзии и стихосложения, изучали сравнения, эпитеты и обороты речи, освящённые временем, традициями и церковью. Здесь учили считать слоги, прерывать их цезурою, подбирать ассонансы, изучать основы грамматики. Из таких учебных заведений выходили барды - странствующие певцы, умеющие изложить обычную речь в стихах и песнях. Однако таких учебных заведений было очень мало. В более поздние времена, да и в наши дни, писатели и поэты воспитывают себя САМИ, часто наперекор мнению родственников и знакомых, которые почти всегда считали писательское дело не престижным занятием. И даже если будущему писателю или поэту удаётся преодолеть этот барьер непризнания и недоброжелательства, никто не станет посвящать его в тайны писательского искусства. Каждый начинающий поэт или писатель открывает эти тайны для себя САМ, добывая их собственным инстинктом и разумением. Он с большим трудом открывает неизвестные тропинки литературного творчества (хотя эти тропинки давно уже протоптаны предыдущими поколениями поэтов и писателей) и ищет столбовую дорогу, ведущую его к признанию и славе. Вот что пишет о таких начинающих авторах известный теоретик литературы Ян Парандовский:

   " Кому из пожилых писателей не знаком молодой человек, робко входящий с набитой рукописями папкой под мышкой, роющийся в этой папке трясущимися руками, чтобы извлечь наилучшее, наиважнейшее, во что он вкладывает все надежды? По - разному кончаются такие визиты: или взаимным разочарованием, или - чрезвычайно редко, но как это бывает хорошо! - радостным изумлением, взаимной симпатией, дружбой."

  Каждый известный писатель или поэт постоянно получает письма и бандероли с рукописями молодых авторов, которые просят прочитать их произведения, дать им оценку. Он всегда является объектом паломничества начинающих литераторов и часто не знает: что делать? В литературном мире, особенно в мире поэтики, было много известных писателей, которые стремились помочь молодым подняться к вершинам литературного Олимпа. Это и Чехов, который в письмах-ответах давал ценные рекомендации молодым авторам и Райнер Мария Рильке (письма "К молодому поэту"). Традиция "помогать молодым" возникла ещё в Древней Греции. "Поэтика" Аристотеля, "Письмо к Пизанам" Горация, "Поэтическое искусство" Буало, "Искусство стихосложения" Дмоховского - вот основные вехи той школьной дороги, по которой шла европейская поэзия.
   
  Романтизм, возникший в конце 18 века, многое изменил в поэтическом искусстве. Ушли в прошлое старинные правила стихосложения, многие ценные советы и рекомендации древних. Однако, главное: структура, ритм, количество слогов в стихе, рифма - осталось. Не изменилась и структура сонета (четырнадцать строк). Любой начинающий поэт должен придерживаться этих, устоявших во времени, поэтических правил. А все новейшие веяния, такие, как символизм, "зеркальность" в поэзии, стихи, написанные лесенкой, в форме яйца или топора, просто не должны привлекать внимание начинающих авторов. Без серьёзности нет литературы. Жрецы искусства, его фанатики, даже в мелочах придерживались основных правил, выработанных классиками. Любое слово, помещённое в произведение, они рассматривали со всех сторон, стремились извлечь из него всё, что только возможно. Каждое слово в строке, будь то поэзия или проза, должно засверкать своим блеском, занять ТОЛЬКО своё место. Так же, как новая мебель не сразу устанавливается в квартире (она может не вмещаться на определённом пространстве, будет неустойчива и неудобна для пользования), так и слово должно прижиться в строке, куплете, стихотворении.
  Главная задача в воспитании писателя - научить его владеть словом, заставить его изучить и осмыслить тот язык, на котором он пишет. Некоторые писатели и поэты считают это необязательным, ссылаясь на таких же неучей, как они сами. Ещё реже работают они над распознаванием структуры языка, на котором пишут, не знают его истории, не думают о его своеобразии. Но, не познав величие и красоту родного языка, нельзя создать что - либо стоящее в литературе. В наше, насыщенное информацией время, нужно только не лениться, а найти любой справочник, любой словарь при желании можно всегда. Да и интернет является хорошим помощником любого литератора. В основе всякого искусства лежит учёба, и только тот, кому не суждено стать мастером не понимает этого и не хочет ремеслу учиться. Но кроме всего, что писатель может вынести из книг, школ, институтов, из произведений великих мастеров, из общения с людьми ему подобными, главное для своего творчества он добывает из собственного характера, темперамента и таланта.

                МОЖНО ЛИ  НАУЧИТЬ ПИСАТЬ СТИХИ

  В любом книжном магазине всегда можно найти книги, рассказывающие о том, как научиться писать стихи. Все эти книги обещают сделать из читателя поэта за несколько месяцев. Однако авторы подобных произведений обычно не говорят о том, что умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение - это две совершенно разные вещи. Как говорилось выше, настоящая поэзия - это результат долгой работы разума, признак определенной душевной и интеллектуальной зрелости. К этому следует добавить ещё и особое мировоззрение, которое невозможно сформировать, просто прочитав учебник. Конечно, во многом способности к стихосложению определяются и тем, каким было становление личности автора в детские и юношеские годы, что его волновало, каким был уклад жизни в его семье. Любые самые незначительные на первый взгляд детали, самые мелкие события могут послужить стимулом к развитию творческих способностей.
   
  Истинный поэт - это сильная, выдающаяся и глубокая личность, воспитать которую на двух-трёх книгах о литературе просто невозможно. Таким путём можно получить только графомана, стихи которого никогда не будут отличаться ни глубиной, ни выразительностью. Если идти по этому пути, то гораздо проще разработать компьютерную программу, ввести в компьютер определенное количество слов, ритмические закономерности, принципы созвучий, и пожалуйста. Программа выдаст вам стихотворный текст. Этот текст ничем не будет отличаться от тысяч "творений", созданных людьми, далёкими от настоящей литературы. Вполне вероятно, что в нем даже будет некий смысл. Однако настоящей поэзии, насыщенной сильными эмоциями и глубоким чувством все равно не получится.
   
  Нужно всегда помнить, что настоящая поэзия - это не столько слова, подобранные и расставленные в определенном порядке, сколько серьезная работа разума и души, работа, результат которой не может быть уложен в рамки, заданные ритмикой и законами созвучий.
   
                Генрих  Ужегов
               


Рецензии