5. Лепесток сакуры. Плавность ритма в хайку

     В предыдущем разделе «Хайку. Гармония» мы затронули тему плавности. Хайку – это поэзия. И хотя в этом жанре недопустимы рифмы, ритм должен взять на себя функцию дирижёра! Думаю, что это очень важный пункт, т.к. ради ритма поэты идут на всё, даже на нарушения, включая неоправданные грубые и нелепые  инверсии.
 
Обратимся немного к истории хайку (из статьи Дьяконовой):

«В японском стихе отсутствует силовое ударение, не существует и равноударности. Музыкально-тоновое ударение как фактор ритма становится наиболее существенным, хотя и трудно поддается вычленению: в стихах позднего средневековья трудно восстановить ход этого ударения, а в более поздние эпохи мелодика отдельных строк и стихотворения хайку в целом претерпела значительные изменения. Ритм конкретен, он основывается только на элементах звучания; нормы ритма заложены в произносительной природе языка. Фонетические законы японского языка: равномерное чередование согласных и гласных звуков, ограниченное количество конечных флексий и т.д. - все это нашло отражение в структуре ритма хайку. Важен фактор словораздела внутри слова. Встречаются случаи, когда слово по протяженности равно строке (хототогису - "кукушка", киригирису - "кузнечик"), и такие случаи. когда строка разделена на несколько слов с вполне определенными словоразделами (например, кадзэ-ни накарэтэ / тё хитоцу). Важна роль переноса (анжанбемана), тяготение конца строки к началу следующей строки, "перетекание" предложения из одной строчки в другую и часто в третью. Взаимодействие различных частей речи, участвующих в словоразделе, формирование новых синтаксических конструкций, изменения границ синтагм, сдвижение пауз (например, может образовываться тип связи слов - энго - постоянный набор из перекликающихся слов либо подбор определенных слов к одному слову - сезонному, определяющему семантическую окраску стихотворения) - все это создает в каждом новом стихотворении своеобразную картину, фонетическую и синтаксическую.
Ударения, акцентные конфигурации в стихе, система полуударений твердо определяют границы слов в стихотворении и сочетаются с фразовыми ударениями, выявляются словоразделы (цезуры). Фразовое членение стиха, связанное с произносительной природой хайку, не всегда совпадает с ритмическим и метрическим членением, фразовые единицы совпадают и не совпадают с метрическими.»

Как видим, весьма сложно разобраться. Но выделяем главное:

- ПЛАВНОСТЬ
- приятное СОЗВУЧИЕ
- выделение ЦЕЗУРЫ - паузы

Мы помним, что в хайку две опоры, или два предложения, разделённые паузой интонационно.  Ритмический рисунок может подчеркнуть это. С другой стороны, считается, что ритм должен всё-таки иметь трёхчастную форму(3 строки). Но не забывайте, что хайку может записываться в две строки и даже в одну. Так стоит ли выделять ритмически три строки, а не две?
Давайте прислушаемся к внутренней энергетике стиха и поработаем так, что оторвёмся от несложной и даже в чём-то навязчивой ритмической формы для ЯС (японского сонета), где рекомендации сводятся к чистому трёхчастному дактилю:

/_ _ /_
/_ _ /_ _ /
/_ _ /_

Давайте постараемся  написать по-другому, используя ямб и хорей, а ещё лучше: логаэд или дольник.
Логаэд – чередование разных 2-х и 3-х сложных силлабо-тонических стоп, сохраняющий определённый повторяющийся порядок.
Дольник – это свободный, или вольный, логаэд.
Единственное, что надо будет избегать, - это стоящие рядом ударные слоги. Речь, конечно, не идёт о рядом стоящих предлогах и частицах.
А теперь давайте рассмотрим вышесказанное на примерах прошлого конкурса. Например, хайку-победитель Арины Шик (если записать в две строки, выделяя две части):

1) сгорбленный старик
   кряхтит по-тихонечку
    столетний тополь
/_ _  _ / _ /_ _ /_ _
_ /_ /_    

(если присмотреться, то всё-таки какой-то рисунок имеется: середина первой строки повторяется во второй)
Рассмотрим другие призовые работы:

2) акварель в раме   (Арина Шик)
  за окном на рябине
     мокрые кисти
_ _ / /_   (вообще никуда не годится – стык ударных!)
_ _ / _ _ /_
/_ _  /_     (здесь отдельная 3-я часть должна повторить рисунок анапеста, с ударением на 3 слог, но не случилось, к  сожалению. Дактиль)

3) на завтрак плюшки     (Мохша)
  под сахарной глазурью
      пурга за окном
_ /_ /_   
_ /_ _ _ /_   
_ /_ /_

- Здесь мы видим, что ритм выдержан в размере ямб трёхчастный.

4) ледяной дождик     (В. Коробов)
  барабанит по стёклам
     в окне синица
_ _ / /_     (здесь тоже ритмический стык нарушает плавность звучания)
_ _ /_ _ /_   
_ /_  /_    (смена ритмического рисунка – переход с анапеста на ямб)

5)  женщина в шубе   (Мохша)
на прогулке с ребёнком
     снежная баба
/_ _ /_
_ _ /_ _ /_   (даже при объёдинении с первой строкой Дактиль не получается. Здесь анапест)
/_ _ /_ 

Сравните, если поменяем слова местами во второй строке:

  женщина в шубе   (Мохша)
 с ребёнком на прогулке
     снежная баба
/_ _ /_
_ /_ _ /_ _
/_ _ /_

Изменим запись в две строки, выделяя интонационно две части:
/_ _ /_ _ /_ _ /_ _
/_ _ /_
Что мы видим? Дактиль двухчастный.

Ритмический рисунок хайку может быть разнообразным. Включаем свой слух и пишем красивую, как песнь, хайку, избегая ритмических стыков и больших провалов (например, в первых и третьих строках стараемся избегать:    /_ _ _ / ) Ритмический рисунок может быть 2-х и 3-х частный. Но ДАКТИЛЬ 3-х частный не желателен! ОТ него отказываемся!

Ниже приводится результат одноимённого конкурса для авторов Стихи.ру. Лучшие работы, в которых учитывались рекомендации по плавности ритма:


1-Е МЕСТО
10) тонкие ветви
   ажурными нитями
    иней искрится                /Автор  Надежда Туманова /

2-Е МЕСТО
1)  из снега холмы
 на плечах седовласой
    пуховый платок                /Автор  Гризабелла /

3-Е МЕСТО
14) морозный рассвет
  рисует льдом по стеклу
     импрессионист                /Автор  Владимир Коробов /

4-Е МЕСТО
15) мороз и солнце
 в вереницах сосулек
   капели отзвук                /Автор  Надежда Туманова /

(Продолжение следует…)


Рецензии