4. Лепесток сакуры. Гармония в хайку
Раньше мы останавливались на сопоставлении. Большого и маленького. Частного и общего. И по всему видно, что тема двухчастности требует более тщательного рассмотрения. И действительно, в хайку всегда присутствуют два плана. Басё называл их "вечное - текущее" (фуэки рюко). Всеобщий, "космический" план относит хайку к миру природы в самом широком смысле. Главную роль играет "сезонное слово" киго, обязательное для каждого стихотворения. Это относит хайку к круговороту природы. Другой план хайку - конкретный, предметный, осязаемый мир четко обрисованных (вернее, названных) вещей. Масаока Сики писал, что простое называние вещей может произвести глубокое впечатление, а Такахама Кёси, вторил ему: "В хайку нет места лишним словам о предметах и явлениях, они привлекают человеческие сердца простыми звуками" [Такахама Кёси, с.7]. Американский исследователь Дональд Кин высказался: "Чтобы не быть лаконичной констатацией факта, хайку должны были сочетать два элемента, сопоставление которых побуждало читателя к воссозданию заложенного в этих элементах микрокосма... Один элемент - "вечное", другой - "текущее", хотя их ОТЛИЧИЯ ВЫЯВЛЯЮТСЯ НЕ СРАЗУ. Оба элемента НЕ должны автоматически вытекать один из другого, иначе между ними не будет напряжения. В то же время они НЕ должны быть совершенно независимыми; перекликаясь друг с другом, они порождают одинаковые обертоны, ассоциации" [Д.Кин, с.96]. Под "вечным" и "текущим" исследователь подразумевает фуэки рюко, единство которых и составляет существо хайку.
Двухплановость хайку хорошо видна на примере стихотворения Масаока Сики:
Юки-но э-о Снежный пейзаж
Хару мо какэтару И весной висеть остался...
Хокори кана Пыль!
В нём содержится намёк на обычай японцев, придающих большое значение смене времен года, менять в гостиной своего дома картину в соответствии со сменой сезона. (Настоятельно прошу не брать за образец перевод этого текста!)
В данном примере вырисовываются два плана изображаемых объектов: один, конкретно существующий в стихотворении (снежный пейзаж, весна, пыль), и другой, принадлежащий контексту жанра и понятный только в рамках традиционной системы образности (например, пыль - знак запустения, смешение весны и зимы и т.д.) и через эту систему связанный с миром природы.
Современная поэзия хайку, начиная с реформатора жанра Масаока Сики, стремится к преобразованию не общего, космического плана стихотворения, а конкретного, объективного, так сказать "ближнего" его плана. Масаока Сики вводит системы понятий, важнейшим из которых была категория сясэй. Хотя толкование этого понятия и включает слово "копировать", основа сясэй - это естественность, природность; он позволяет воспроизвести взаимоотношения человека и природы. Масаока Сики писал, что не надо воспринимать понятие сешэн излишне буквально: полное подражание вещам, копирование их в стихах не создает истинной красоты. Механическое и скрупулезное перенесение объектов из окружающего мира в стихи - это лишь искажение метода.
Басё говорил: "Возвысь свое сердце и вернись к обыденному"[Басё, c. 37], т.е. к обыкновенному миру людей, к тому, что он сам называл дзицу (действительность, то, что есть). Масаока Сики обозначает реальность понятием "ари-но мама" (вещи, как они есть), и это главное, что есть в хайку. Изображение "вещи так, как она есть" - правдивое, точное - невозможно без обращения к вечному, неизменному, иными словами, без соотнесения ближнего, непосредственного плана с дальним, вечным. Итак, в хайку создаётся картина природы, в которой передаётся чувства, а не называются. При этом автор остаётся за кадром. (Даже глаголы не должны быть от первого лица).
Главная тема хайку - природа; пейзаж обнимает человека, который "вписан" в горы, леса, потоки. Человек - органичная часть природы.
В стихотворении должен возникнуть "истинный пейзаж", природа, люди, вещи должны быть изображены на фоне сменяющихся времен года. Поэту нужно пройти сложный путь "приближения" к вещам природного мира, имея перед своим внутренним взором некий возвышенный идеал, проникнуть в суть вещей, постичь их взаимосвязи.
Если переданы через хайку чувства, или вызваны, значит через хайку удалось проникнуть в увиденный мир автором и испытать то, что он в тот момент испытывал. Через описание природы, противопоставления …
Существует много схем соположения: вовсе не обязательно располагать что-то маленькое около чего-то большого, частное на фоне общего. Можно сопоставить:
- что-то новое вместо чего-то старого
- объект и фон;
- разные состояния одного объекта;
- действия;
- качества/отношения, и т.д.
Пример:
Звезды в небесах.
О, какие крупные!
О, как высоко!
Сехаку
Из всего выше приведённого следует сделать вывод: хайку - это не качели, где чётко можно требовать механического разделения на две части, одна чётко связана с человеком и другая - с природой. Естественность описываемой пейзажной картины должна включать в себя гармонию и того, и другого. Поэтому перед нами стоит задача показать эту полюсность, двухплановость в гармоничном взаимодействии. Изображение "вещи так, как она есть" - правдивое, точное - невозможно без обращения к вечному, неизменному, иными словами, без соотнесения ближнего, непосредственного плана с дальним, вечным. В хайку уничтожена дистанция между поэтом и объектом. "Если предмет и я существуют раздельно - гармонии не достигнуть", - говорил Басё.
Чтобы достичь гармонии в хайку, она должна быть написана желательно под впечатлением от увиденного и вызывать у читателя чувства, которые испытывает автор. Плавное изложение должно свидетельствовать о гармонии во всех её проявлениях, которая безусловно присутствует в нашем окружающем мире, частью которого мы с вами являемся. Но в то же время хайку не должна механически просто копировать увиденное. Делая зарисовку, мы должны переполняться чувствами, которые хотим передать, не называя их. А это возможно только при наличии двухплановости. Не забываем, что хотя хайку пишется в три строки, она содержит интонационно две части. Иначе, написав хайку одним предложением на одной опоре, мы увидим плоскую картину, что на самом деле не бывает в жизни. Эти ДВЕ части, два предложения, гармонично должны взаимодействовать между собой. Хотя считается, что одна часть связана с природой, а вторая - с человеком, мы не будем на этом настаивать. Всё может быть гораздо внутренне сложнее при внешней простоте увиденного.
Ниже приводятся результаты конкурса на эту тему для авторов Стихи.ру:
1-Е МЕСТО
20) сгорбленный старик
кряхтит по-тихонечку
столетний тополь /Автор Арина Шик /
2-Е МЕСТО
14) акварель в раме
за окном на рябине
мокрые кисти /Автор Арина Шик/
15) на завтрак плюшки
под сахарной глазурью
пурга за окном /Автор Мохша /
3-Е МЕСТО
6) ледяной дождик
барабанит по стёклам
в окне синица /Автор Владимир Коробов /
4-Е МЕСТО
4) женщина в шубе
на прогулке с ребёнком
снежная баба /Автор Мохша/
(Продолжение следует...)
Свидетельство о публикации №120043010422
По яркости - новая!
Дырка в палатке.
))
Геннадий Маков 08.07.2021 15:29 Заявить о нарушении
Сравните:
звезда в небесах
по яркости новая
дырка в палатке
*
В Ваших спомобностях скрыт большой потенциал! Правду говорю...
Татьяна Игнатова 5 08.07.2021 16:10 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 08.07.2021 18:59 Заявить о нарушении
Татьяна Игнатова 5 09.07.2021 00:09 Заявить о нарушении