Утренний сон Аркадии
Февральская акварель
Зима февральской акварелью уходит оставляя след.
Искрится... чистою капелью встречая радостно рассвет:
Течет... ручьями...осторожно...предвестником ...без суеты
И льдам на рЕках невозможно сдержать поток большой воды!
Длиннее день, светлее тени, и безнадежность по углам
Готова пасть уж на колени, чтобы припасть к Весны стопам.
Подснежник скромный расцветает снежком в проталинах храним
И кажется ,что пролетает над нами жаркий херувим.
Заря с зарницею ликуют в прозрачном блеске золотом.
Сердца людские так тоскуют по цвету вешнему с теплом.
Еще немного - птичий гомон разбудит утро по весне!
Пока мир дремлет зачарован.., и пребывает в полусне ...
Сияют снежные вершины своей прощальной белизной
А напоенные долины готовы расцвести с весной.
Рискуя жизнью жаворонок вдруг зависает в высоте
И трелью славный постреленок поет приветствие Весне:
Сюда- Весна! Мы ждем! Смелее! Ты тонкий лед уже прошла!
Зима смеется: "Еле-еле земля услышала тебя.
Напуган шорохом чеглока* вдруг камнем о земь! ...И... воскрес!)
Чтоб новой трелью разразиться в кругу придирчивых невест.)
*
Еще немного - мир проснется, дай досмотреть последний сон..."
Ручей у ног весенних вьется в цветущий мир ее влюблен!)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Вот вновь в горах растает снег и утро нежно улыбнется
И соловей душой зальется весенней, песенной, родной...
И сад затихнет... очарован своею хрупкой новизной .
*
Прозрачны городские тени ,вновь гаснет ближняя звезда
Глаза полны дремотной лени,сон не уходит...
Словно мзда за чью то верную поимку чужой навеянный судьбой
Все кажет мне в снегу заимку вдали от жизни городской.
Там чьи-то руки вишни садят и ленты вяжут на ветвях
Шагов не слышно...руки гладят древесный шелк...
И блеск "Козлят"* в "Возничем" вновь лукаво рвется
Сквозь дымку сна в судьбу мою
*
Капелла ль надо мной смеется, я ль потревожила Козу*..?
*
Иль Эга* с Геликой* берется теперь со мной встречать весну?!),-
Тревожась в радостной догадке mon Аdmirable(***) открыв глаза
Смеется глядя на Авроры квадригу Утра...
Небеса ее приветствуют зарею ,
Что льется в золотых лучах
Квадрига мчится за звездою , что светит ярко в небесах...
И торопливо заправляя постель горячую свою
Спешит в росу она босая и на ходу плетет косу:
-А может это Пан несется весенним ветрам страшно рад?
А ну как утром шторм начнется и станется рваться в древний град?
Весенним грозам время сбыться уж равноденствие прошло
ДолжнО пора козлам трудиться -кто в упряжь к Тору- повезло!),-
шутливо дразнится Эфиру(&&) mon Аdmirable, ведя игру
Что предваряет время Пиру(*) и запечатУет весну.
Ей быть украшенной короной, ей велено теперь молчать
Великой станет обороной вокруг Невесты младо-рать
Ее под белою фатою покажут лучшим женихам
Она красою молодою так ранит сердце пастухам!
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПАДЧЕРИЦА
Как в доме падчираце спится? Давай посмотрим на нее...
Сон влагой дышит на ресницах .. О солнца луч , коснись ее!
-А..?Может это Эрихтоний сверкает упряжью своей?
Юпитер Сотер запрягает в дары возвышенных коней..?
О Максимус из Величайших, чего ты хочешь от меня?
Должно быть нити слов редчайших в потоках солнечного дня...
То-ль фетам(#) Зевс чрез сон вещает, что безземельным нам не быть.
То-ль сон сей свадьбу предвещает, то-ль нас старается хранить
От произвола сына Гибрис*...Но нет, не думать о плохом!
Свет зарождается что ирис**, и Пан-бог ведает о том.
Они прошли, герои сказок из древних мифов и времен
Или вернулись...
....за квадригой...?
Ну как теперь понять мне сон?!
О будь благословенно утро, не приходи ко мне как тать!
Я страж бессонный...
козье хутро..?(мех.укр.)
Ну нет, Ревекой мне не стать
Звезды твоей неоднозначность-обманом власть не передам
И тут же ясность и прозрачность, что пух летит к моим ногам
Многозначительность награды я принимаю в этом сне
Но кто Ты, кто Ты у ограды? На что ты указуешь мне?
Веночек дарит...нечто Клото теперь в душе моей живет?
Необходимости работу на руки нежные берет...
Ну...стало быть волшебной пряжей займусь, а где веретено?
Упало в ноги...задержалось...достать? Уж больно высоко...
Я... стану петь о настоящем ?
Переплетается оно с прошедшим, будущим незрящим...неговорящим ничего...
Стоит над нами как константа непреходящего числа(*) из трансцендентности квадранта в зрачке округлости козла...(А-А)***
*
Козла?..Козла сказала я?! Неужто..?! Неужто Пан на нас взглянул?!
Неужто все же свет в оконце из беспросветности блеснул?
Корабль вновь разбит о скалы, душа водой поглощена?(&)
Спаситель мой, мой бог лукавый! Неужто выпил все до дна?
Смеешься радость принимая на руки сильные свои...
-Моя...Невеста...Дорогая...Прими весенние дары...
-По тропам ямба и хорея вновь поведешь к своим стадам?
А те с Селеною тучнея расходятся по городам...
И над просторными полями купаться станут в облаках
За Паном с Эхом я строфами проследую в своих стихах...
-Вот Майское достанешь древо из толщи вод(+), тогда...
-Тогда?
-А там посмотрим!
-Вот Коза!))
(***)mon Аdmirable-(фр.)восхитительный, замечательный, поразительный, превосходный
*
Уходит ночь, и тают звезды...Возничий спрятал ятаган
И подмигнув раскрыл свой Посох(+) который скрыл в пра-сонник** Пан)
Что не поверил Арбеляру одетому в гапакс*** времен
Тебе спасибо...
-Ищем пару
...и ...низкий до земли поклон.
Отец невесты видя сватов богатый поезд($)- не робел
Среди палатинский прелатов****-Орла несущий Аквилфер*****
Он сам подобно Борисфену****** способен стать в войну Конем
Несущим знамя Вепря *******в смену или подводным кораблем!:
-А здесь козлов(%)то Пан не стало, все переплавлены в коней
Да и змеи древнейшей жало пускай не ищет твой Борей
Двенадцать хочешь оснований? Здесь все двенадцать- забирай!
Для аквилоновских(А) преданий в Аркадии отыщешь рай!
Прислуга тут засуетилась :
-Иди скорей ее буди!Ну что стоишь? скажи на милость!
-...незнамо ...что там впереди...
-Смотри ко, царская невеста...сам бог ее поцеловал
Поди ко Дуня месить тесто и ставь сапог на самовар!
***
И тут как громом громыхнет! И ливень солнце затмевает!
Бурлит река, ручьи сбегают с гор изумрудных
Кто куда!О нет, не Гебы то рука, а сам Перун к дубовой роще
Сверкает шЕломом холма , что с храмом схож...
Народ не ропщет, народ валит, народу- тьма
Ему и дождик не помеха, и град не страшен- выходи!
А-ну кажи свой скарб Утеха! Давай, полотна покажи!
-А...нет ее!
-Как "НЕТ"?!
-...не знаю, я тута избу подметаю.Посуды то разбитой тьма...
Лишь ваза с ирисами...(В)
-Н-на...Украли нечто?!
-Может быть
-Идем искать!
-Нельзя входить. Я тут осколки заметаю и никого в дом не пускаю!
-Аль выкуп требуешь..?
-Кто? Я?Да говорю же : "Нет ея!"
-Так мы же ВЫКУП привезли!
-А..?!Так вы до иншой Егозы!.- метлу подружка опустила,-
так эта спит еще...с утра ходила в росные луга
Набралось силы от земли, теперь глядит волшебны сны
-Так их что-ль две тут? Две невесты?
-А-то...они у нас известны...
-..Вторую можно повидать?
-Ну..это парень как сказать,-
вступил Пан в легкий разговор
и смотрит на купца в упор,-
Да тольки доченька моя просватана уж...
-За Царя.Да и ее уж нет с утра ей надо краски для холста
Так что...проститЯ...в лес ушла.
-...То сразу две, то ни одной...
-Так вы за младшею сестрой?
-да я и сам теперь не знаю...
-Ой не могу, ой "умираю"!,- смеялся их сосед "Жираф",- ведь было две Овцы(!) у вас!
Пан на созвездие Жирафа рукой махнул и подозвал того кто свадьбы флаг держал
Но тут Тельцы пошли стадами как грозовыми облаками
и вновь извечная борьба стоит здесь за КАПЕЛЛУ!
Я урагану не помощник: кто потеряет Рог в бою?
Тельцу ли оду я спою иль Амалфея вновь утратит
Источник всех своих богатсТв?Раздор извечный древних царств...
Как две заблудшие Овечки в той каппе(+) в Козы обратились
Мы вам расскажем...но сейчас прошу простить. "Увольте" нас!))
.................................
Ой, при лужку, при лужке, При широком поле,
При знакомом табуне Конь гулял на воле:
https://www.youtube.com/watch?v=VSPL8euCUB8
^
-Так что там пишут?Слышишь? А..?
-Похоже тянут, брат, Козла! Ой не могу- Ха-ха-ха-ха!!!
-Для отпущения грехов не пожалейте потрохов!,- кричал пилот из самолета, что закозлил на полосе,- Пару скачков и к Егозе придется ехать без хвоста!
-Ой не могу, ха-ха-ха-ха!Она тебя что-ли ждала? Там Граф у ей на Майском древе такого брат наколесил! Ты припозднилсИ!
-...объяснил...(?)А кто же это , не она солью(G) посадку укрепила? Какой там Граф?Судью на мыло! Я первым объяснился ей!
-Так это ж ГРАФ, а ты плебей.Ты что брат, не читал ролей?!
-Какие роли?! Я - серьезно!
-"Серьезно?" Скоростной козел!Винтами землю зацепил!Крылатый "бог"!
-Фсе...посадил...так говоришь, я зря спешил..?
-Вась...самолет то утопил...и древо майское на Ем?
-Да...черт с ним, с тем инвентарем... Невеста где моя скажи.
-Ой Вась...я спутал типажи...
-Не отговаривайся Мастер, ты сам меня позвал на кластер. Я Роли этой не отдам.
-Дожди идут по Четвергам.Н-да... шестереночка ролей(##)...Ну ладно Вась...ты не плебей.Завязок мало у тебя по графу судя...
-Во дела?, - мужик затылок почесал,- куда ребяты я попал..?
-Лист персонажа прочитал? (^^)
***
-Да я их голыми руками одною сетью лишь возьму
Ведь я ДИМАХЕР*******,и мечами любого мигом ослеплю!
Я за нее в огонь и в воду, и даже в пекло загляну!
-Ну...ЗЯТЬ...тебя теперь за это я больше всех благословлю.
*
-...Еще немного...пять минут...не в силах очи разомкнуть.
Святая лень ,прекрасна дрема...а на часах то нет шести...
Оставь...не трогай...не буди...
*
Вновь день за окнами восходит ,и ветер теплый в гости к нам
Весна с улыбкой в город входит и не дает лежать снегам
Зима с Возничьим в путь готовы:
-Квадригу подано, мадам!
-Куда без нас?! Я-сагитарий*, без стрел моих вам нет пути!
И в этой очень нежной саге ключей моих вам не найти!
*
....И вновь в горах растает снег и утро нежно улыбнется
И соловей душой зальется весенней, песенной, родной...
И сад затихнет... очарован своею хрупкой новизной .)
Я тебя не буду искать - Шевченко Александр
https://www.youtube.com/watch?v=6gKwjEW4qeQ
*АРКАДИА-ном в Греции, в периферии Греции Пелопоннес.Аркадия — единственная страна Пелопоннеса, которой не коснулось дорическое переселение; она сохранила своих древних пеласгических обитателей, которые, главным образом, жили скотоводством и земледелием,предролагается, что они мало или вовсе не знали промышленности, искусств (за исключением музыки) и наук, пользовались у остальных греков славой гостеприимного и благочестивого народа, поэтому новейшие поэты, в особенности творцы идиллий, как итальянец Якопо Саннадзаро и его подражатели, изображали Аркадию страной райской невинности, патриархальной простоты нравов и мирного счастья, сделав её театром своих поэтических вымыслов. Кроме скотоводства и земледелия, жители занимались преимущественно разведением винограда и табака.попытка основать единое государство на строго-централистической основе сделана была в 371 году до н. э. Эпаминондом, построившим город Мегалополь (Большой город). Но эта попытка не увенчалась успехом, и новая столица вследствие враждебных столкновений, с одной стороны, с антицентралистической партией в Аркадии, а с другой — со спартанцами, мало-помалу пришла в такой упадок, что получила в насмешку название «Большой пустыни». В городе Орхомен в III веке до н. э. известен тиран Аристомелид.
(#)Феты-др.-греч. ), в древних Афинах по реформе Солона четвёртая (после пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов), низшая цензовая группа гражданского населения. В неё входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов (1 медимн — от 41 до 52 л зерна): мелкие землевладельцы, арендаторы, батраки, подёнщики, городская беднота. От налогов феты были освобождены. В армии служили легковооружёнными воинами, матросами, гребцами, несли нестроевую службу. Обладали правом участия в народном собрании и суде присяжных. Политическая и военная роль фетов особенно возросла при Фемистокле, Перикле и Клеоне в связи с дальнейшей демократизацией афинского государственного строя и усилением роли флота. К IV веку до н. э. феты фактически получили доступ к государственным должностям. Термин «феты» ранее, в гомеровскую эпоху (11-9 вв. до н. э.), обозначал обедневшую часть граждан, потерявшую связь с родом и общиной.
В этой связи ФЕТИДА- Зевс преследовал её, желая овладеть ею, и достиг Кавказа, там он встретил Прометея, который раскрыл ему пророчество, и Зевс, испугавшись, что рождённый Фетидой от него сын свергнет его, решил выдать её замуж за смертного. Таким смертным стал царь Пелей, однако невеста отнюдь не стремилась к браку.Фетида выросла на попечении Геры(жены Зевса) и, по одному из сказаний, избежала соития с Зевсом ради Геры, и тот обрёк её на связь со смертным, её брак устроила Гера.По другому сказанию, Фетиде было предсказано, что её сын будет сильнее отца, о чем не знал никто, кроме Прометея.Фетида избегала некоторое время Пелея, обращаясь то в огонь, то в воду, то во льва, то в змею (согласно Овидию, в птицу, дерево, тигрицу), но Пелей по совету Хирона или Протея одолевал успешно все препятствия и побеждал чудовищ, пока наконец не овладел Фетидой.На высотах горы Пелиона, в пещере кентавра Хирона была отпразднована их свадьба, на которой присутствовали все олимпийцы, принесшие новобрачным великолепные дары. Согласно Птолемею Гефестиону, Зевс подарил Фетиде крылья Арки, Гефест Пелею меч, Афродита — фиалу с фигурой Эрота, Гера — хламиду, Афина — свирель. По Катуллу, Аполлон и Артемида не пришли на свадьбу, на свадьбе Мойры предсказали судьбу. Ее сын- Ахил.( ахилнсова пята)Действующее лицо трагедии Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт)Также в любовно-фантастическом романе «Заговор богинь» Ф. К. Каст она показана любящей матерью, готовой на все ради спасения сына Ахиллеса от судьбы, предсказанной ему Зевсом, согласно которой он должен умереть под стенами Трои, не дожив даже до своей тридцатой зимы.
Согласно Пиндару, за право жениться на ней спорили Зевс и Посейдон, но Прометей отговорил Зевса
Арка — в греческой мифологии дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Ириды и гарпий. Она помогла титанам в борьбе против богов и Зевса, за что тот сбросил её в Тартар и отнял крылья, которые потом подарил Фетиде в честь свадьбы с Пелеем; впоследствии Фетида отдала эти крылья своему сыну Ахиллу.
Фемистокл (др.-греч. ок. 524 до н. э. — 459 до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец периода Греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.).С 493/492 гг. неоднократно занимал высшие должности — архонта и стратега. Его политические реформы (487—486) способствовали дальнейшей демократизации афинского государственного строя (ввёл выборы архонтов по жребию[3], предоставил возможность всадникам занимать эту должность, освободил коллегию стратегов от контроля ареопага).Будучи вождём так называемой морской партии, отражавшей интересы торгово-ремесленных слоёв и бедноты[5], Фемистокл, в противовес своему главному политическому конкуренту Аристиду, выступавшему за наращивание сухопутного военного потенциала, стремился превратить Афины в морскую державу. Среди преобразований, предпринятых Фемистоклом накануне вторжения персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э., важнейшее значение имели укрепление гавани Пирей и наращивание боевого потенциала афинского военного флота с 70 до 200 триер.Фемистокл играл важную роль в организации общегреческими силами сопротивления персам. При приближении персидской армии принял решение оставить Афины, понимая, что одержать победу он мог только на море. Афинский флот под руководством Фемистокла одержал ряд решающих побед над персами (в том числе при Саламине в 480 году до н. э.), за что ему были возданы почести даже в Спарте. После разгрома персов стал инициатором создания в 478/477 году до н. э. Делосского союза, добился строительства Афинами Длинных стен, соединяющих город с портом Пирей
Кир-и Атоса.Атосса (др.-греч. от древнеперсидск. авестийск.:; около 550 до н. э. — около 475 до н. э. или 515 до н. э.) — представительница династии Ахеменидов, дочь Кира II и Кассанданы; жена царей Камбиса II, Гауматы и Дария I. Судя по всему, она была названа в честь авестийской Хутаосы, жены царя Виштаспы. Значение этого имени - «прекраснобедрая».Одна из самых образованных женщин своего времени, Атосса умела писать, собственноручно руководила администрированием царского двора. Имела большое уважение и влияние, что позволило её старшему сыну Ксерксу I взойти на царский трон после смерти отца, хотя у Дария I были и старшие сыновья (Масист, Артабазан Киосский другие, неизвестные нам). Считают, что именно под давлением Атоссы Ксеркс попал под влияние магов и отказался от отцовской толерантной религиозной политики, что привело к разрушению храмов в Вавилоне и Греции.
(&)Майское дерево.
У греков Первое мая — весёлый праздник, похожий на русский Семик. Еще в конце XIX века двери домов у них украшались цветами и ветвями деревьев, и вся Греция встречала начало лета в рощах и садах народными увеселениями.
Майское дерево- это украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая, на Троицу или Иванов день на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания.Форма украшений для майского дерева сильно различается в зависимости от региона.
В Швеции и Вестфалии 1-го мая трижды ударяют молодых коров, которые ещё не телились, веткой рябины, «дабы плодотворящая сила громового прута наполнила их сосцы молоком»; в других же областях пользуются при выгоне скота ореховым прутом (также прут Громовника). С этим согласуется следующий известный в Германии обряд: чтобы коровы были богаты молоком, пастух должен 1-го мая, при выгоне стад на пастбище, положить перед порогом хлева топор, обвязанный чем-нибудь красным (символ молота Громовника), и перегнать через него коров.
У германских племён на Троицын день или 1-го мая[2], соблюдался в старые годы такой обычай: из среды юношей избирался «майский граф»; затем привозили из лесу повозку, нагруженную зелёными ветками и венками; один «майский венок» был вручаем бургомистром и городским советом «майскому графу»; остальные связки зелени шли в раздел между местными жителями, но самая большая часть их отдавалась в монастыри и церкви. Церковные башни были украшаемы древесными ветвями, а помосты храмов усыпались обрезками кустарников и полевыми цветами. Нередко майскому князю вручались два венка и предоставлялось право избрать из числа девиц царицу праздника — «майскую графиню»; на эту последнюю он возлагал один из своих венков. Существовал также обычай искать «майского графа»: для этого вооруженная толпа юношей отправлялась в лес и немного погодя возвращалась оттуда вместе с «майским графом», который ехал верхом на коне, опутанном гибкими зелёными ветвями, или в повозке, запряжённой в четыре лошади и убранной разным «клечаньем»[3]. Этим торжественным поездом означался возврат бога весеннего плодородия (Громовника) из дальних неведомых стран, где проводил он зиму. В разных местах Германии на первое мая или Троицын день и доныне продолжают украшать дома зеленью, а на центральной площади ставить «майское дерево» (Maibaum). Майским деревом чаще всего выступает берёза. Селяне ездят ватагами на лошадях с зелёными ветвями в руках или на шляпах, что называется в Германии и Дании «привозить лето на конях в село». Тогда же поются весёлые песни, устраиваются Майские братчины.
Традиция установки майских деревьев относительно молодая, но имеет древние корни.
Римляне с 28 апреля по 1-е мая праздновали Флоралии — праздник в честь богини цветов и трав Флоры. Первого мая с утра Римляне обоего пола выходили в поле с музыкой собирать зелёные ветви, коими украшали двери своих родственников и друзей. В этот день было празднество Majuma в воспоминании о Майе, доброй богине. В этот праздник Римляне обливали друг друга и купались в Тибре, в который весталки бросали тростниковые чучела в честь Сатурна (бог времени).
В некоторых местах каждый год ставят новое дерево, в других ствол используется много лет, но каждый год меняет свою «крону». В Восточной Фризии ствол хранится под водой и устанавливается каждый год к первому мая. В Германии и Скандинавии стволы часто очищают от коры и украшают цветными гирляндами, еловыми ветками или бумагой. В других местах кора не снимается, и ствол сохраняет естественный вид. На верхушке дерева часто прикрепляется венок (так называемая «корона») или разноцветные ленты.По бокам майского дерева прикрепляют изображения бытовых сценок, рассказывающих о занятиях жителей этой деревни (рыболовство, земледелие, танцы, ремёсла и т. д.).Похищение майского дерева в вальпургиеву ночь — популярная традиция, связанная с майским деревом, которая сохраняется молодёжью. Майское дерево похищают по определённым правилам. Похищенное дерево принято выкупать. Выкупом может, например, служить угощение всех жителей похитившей дерево деревни. Похищать майское дерево полагается в ночь на 1 мая.Майское дерево в Верхней Австрии устанавливают за три дня до 1 мая и зорко охраняют. В некоторых районах Германии холостые мужчины устанавливают маленькие майские деревья у домов незамужних женщин деревни.
* названия звезд
Возничий (лат. Auriga) — созвездие северного полушария неба. Самая яркая звезда — Капелла, 0,1 визуальной звёздной величины. Наиболее благоприятные условия видимости в декабре — январе. Видно на всей территории Украины и России.
Соседние созвездия
Жираф
Персей
Телец
Близнецы
Рысь
Созвездие видимо в широтах от +90° до -34°.
Лучшее время для наблюдения — декабрь — январь.
Астеризм «Козлята»
Козлята — астеризм, соответствующий части традиционной фигуры созвездия — козе с козлятами, которых держит Возничий. Астеризм включает главную звезду созвездия Капеллу (; Возничего) и три небольшие звезды неподалёку — ; (Аль Анз), и . В древности астеризм нередко считался отдельным созвездием Коза.
Интересные объекты
- Бета Возничего — тройная звездная система, две звезды которой — почти идентичные звезды-близнецы, вращающиеся друг вокруг друга с периодом в 3,96 суток на расстоянии в одну пятую часть расстояния между Солнцем и Меркурием.
- Эпсилон Возничего — затменно-двойная система с чрезвычайно длительным периодом изменения блеска (27 лет), которая состоит из видимой невооруженным глазом звезды и её невидимого компаньона, представляющего собой, как предполагается, звезду, окруженную пылевым диском.
- Дзета Возничего — затменно-двойная система из яркого гиганта размером с венерианскую орбиту и бело-голубой звезды, вращающихся друг вокруг друга с периодом 972 дня.
- В небольшой телескоп или бинокль в созвездии Возничего можно наблюдать три рассеянных звездных скопления M36, M37 и M38, расположенные на расстояниях 4—4,5 тысяч световых лет от Земли.
- В 2007 году астрономы обнаружили экзопланету у звезды GD 66. Открытие примечательно тем, что впервые была обнаружена планетная система у белого карлика.
- IC 2149 — небольшая яркая планетарная туманность.
История
Созвездие известно с древнейших времён, включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест».
Общепринятого мифа о его возникновении нет: в нём видят и трезенского царя Ипполита, и Миртила, и Эрихтония, и других героев.
В древнейшие времена непосредственно рядом с Возничим располагалось созвездие Коза (или Козлята), ассоциировавшаяся с козой Амалфеей, вскормившей Зевса. Постепенно оно слилось с Возничим. Именно по этой причине в небесных атласах фигура Возничего держит на спине козу, а на левой руке — двух козлят. Древние источники называли автором созвездия Коза Клеострата Кинедосского.
Мифология
Нужно сказать, что Возничий оказался возничим потому, что на небе находится рядом с колесницами (или возами) Большой и Малой Медведиц, а ими же должен кто-то управлять.
Из мифа о Козе Амалфее узнаем, что выкармливанием будущего громовержца Зевса занимались две козочки - Эга и Гелика-это были нимфы, дочери царя, козы ("Эга" и означает коза)возможно, из шкуры Эги Зевс сделал себе... эгиду.
По ней Эга была женой Пана. Зевс соблазнил ее, и она родила мальчика Эгипана, приписав отцовство Пану. Зевс испытывал к Эге такую страсть, что поместил ее изображение среди звезд - в виде козы.
Фактически, раньше существовало специальное созвездие Коза (или Коза с Козлятами), которое постепенно слилось с Возничим. Именно оно - Амалфея или Эга и Гелика.
В MUL.APIN оно упоминается как Gamlum или MUL.GAM и обозначало пастуха коз или овец; в него входили почти все яркие звёзды Возничего, а также звезда Эль-Нат, традиционно относящаяся как к Тельцу, так и к Возничему.
Бета Возничего — тройная звёздная система, две звезды которой — почти идентичные звёзды-близнецы, вращающиеся друг вокруг друга с периодом в 3,96 суток на расстоянии в одну пятую часть расстояния между Солнцем и Меркурием.
Эпсилон Возничего — затменно-двойная система с чрезвычайно длительным периодом изменения блеска (27 лет), которая состоит из видимой невооружённым глазом звезды и её невидимого компаньона, представляющего собой, как предполагается, звезду, окружённую пылевым диском.
Дзета Возничего — затменно-двойная система из яркого гиганта размером с венерианскую орбиту и бело-голубой звезды, вращающихся друг вокруг друга с периодом 972 дня.
Капелла (лат. — «Козочка»), также Капра (лат. — «коза»), Аль Хайот (араб. — «коза») — жёлтый гигант. В рисунке созвездия Капелла расположена на плече Возничего. На картах неба часто на этом плече у Возничего рисовали козочку. Она ближе к северному полюсу мира, чем любая другая звезда первой величины (Полярная звезда — только второй величины) и вследствие этого играет важную роль во многих мифологических сказаниях.
Капелла упоминается в табличке, датируемой 2000 до н. э.
С астрономической точки зрения Капелла интересна тем, что это спектрально-двойная звезда. Название Капелла в переводе с латыни означает «козочка», поскольку в древнегреческой мифологии звезда символизировала козу Амалфею, вскормившую Зевса. Рог этой козы, после того, как был случайно сломан Зевсом, превратился в рог изобилия, который может наполняться всем, чем только пожелает его хозяин. В английской литературе звезда часто упоминается как «пастушья».
В индийской мифологии, Капелла рассматривалась как сердце Брахмы .
В астрологии Капелла служит предвестником гражданских и военных почестей и богатства. Корнелиус Агриппа причислял её символ к каббалистическим.
*Гибрис- хюбрис (от др.-греч. — «дерзость») — высокомерие, гордыня, спесь, чрезмерное самолюбие. В древнегреческой культуре персонифицированное свойство характера, позже — важная этическая концепция.
**Ирис или Касатик, или Петушок.Род насчитывает около 800 видов с богатейшим разнообразием форм и оттенков. За это он и получил своё название (греч. — радуга).Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4 000 лет.
В Средние века ирисы выращивали в садах замков и монастырей, откуда были перенесены в сады горожан.
Своё имя цветок получил в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, поэтому слово «Ирис» в переводе с греческого означает радуга. Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач (около IV века до н. э.)В ароматерапии «ирисовый корень» и абсолют ириса используются как успокаивающее средство, но редко — из-за высокой цены.Ценное эфирное (ирисовое) масло, получаемое из корневищ, идёт на производство парфюмерной продукции высшего качества. Масло очень дорого, поэтому заменяется синтетическим ироном и другими ароматизаторами.
(*)число Пи- математическая постоянная, равная отношению длины окружности к её диаметру
(+)Считается, что в древности посохи наделялись определённой магической силой для различных целей. Основным назначением посоха было опирание на него при ходьбе. Позже стал знаком различия у отдельных представителей общества (Церковный посох, Офицерская трость и так далее).
Посох использовался как оружие, средство (пастуший посох) поимки животных (коз, баранов).В геральдике изображения посоха, символизируют умение править, превосходство над неразумностью и достаток.
**Арбеласа вспоминает древнегреческий писатель Артемидор Далдианский в своём трактате «Онейрокритика» («Снотлумач») как одного из гладиаторов, которые могут присниться человеку, чтобы показать перспективы брака (арбелас во сне, как и димахер, предвещают плохую жену).Первый известный сонник относится ко временам Древнего Египта (2000 лет до нашей эры); в нём содержатся толкования двухсот снов и магические ритуалы для защиты от злых духов.Систематизацией снов занимался Артемидор Далдианский во II веке н. э. в своём полностью дошедшем до нас соннике «Онейрокритика» (др.-греч.) в пяти книгах. Артемидор разделял обычные сновидения (др.-греч. ) и провидческие (др.-греч. ); предсказания будущего в последних могут быть явными (прямосозерцательными, др.-греч. ) или аллегорическими (др.-греч. ), сонник посвящён именно аллегориям. Первые четыре книги «Онейрокритики» классифицируют связи сновидений и реальности с использованием метафор и метонимии: «Заливные луга на пользу одним лишь пастухам, для остальных же они означают безработицу, а для путников препятствия, потому что эти луга бездорожны». По Артемидору, смысл сновидения зависит от конкретного человека: «Гестия и её статуи означают для должностных лиц совет и поступление доходов; для простых людей — собственную жизнь; для правителя или царя — полноту их власти». Пятая книга «Онейрокритики» представляет собой разбор учебных примеров.
***Гапакс (греч. — «только раз названное») — слово, встретившееся в некотором корпусе текстов только один раз. Так, можно сказать, что боливар («шляпа определённого фасона») — гапакс языка Пушкина (оно встречается только в знаменитом месте из «Евгения Онегина»). Термин «гапакс» популярен в исследованиях Библии, в которой обнаружено несколько сотен подобных слов
($)Свадебный поезд — свадебная процессия жениха, направляющаяся за невестой, сопровождающая молодых к венчанию и в дом жениха (или сначала в дом невесты, а потом жениха) Свадебный поезд жениха, направляющийся за невестой, наделяется военной символикой с соответствующими атрибутами его участников и текстами. Иногда свадебный поезд сопровождали всадники: у русских — казаки с пистолетами (симбир.), передовщики или рожники (олонец.); у поляков Куяв по бокам свадебного поезда ехали верхом дружбы.
При подъезде к дому невесты или к церкви вперёд высылали вестника, чтобы сообщить о приезде свадебного поезда. У русских это обычно был дружка, у словаков — знаменосец, у южных славян — специальные лица. Особым участником свадебного поезда у южных славян, словаков, части чехов и поляков, западных украинцев и белорусов западного Полесья был знаменосец со знаменем свадебным.
Помимо знамени, атрибутами свадебных чинов в свадебном поезде были деревце свадебное и жезл.
Девичник – это один из главных подготовительных этапов свадьбы. Длился он до месяца.Невеста должна сшить жениху рубаху, штаны, плюс одежду свёкру, свекрови. В дом жениха она должна принести скатерти, полотенца, подушки, одеяла, занавески. Готовясь к замужеству девушка выткала много холстов, но шить это она с подружками будет накануне свадьбы. Она же до этого не знала - какой размер будет у жениха, какой длины ему надо шить штаны. Поэтому на девичнике много дел. Вышивали, кроили, шили.– Свадьбы бедных и богатых отличались только размахом. Свадебная обрядность-это целая народная драма и даже народная опера.Это большой и чёткий сценарий и много действующих лиц: жених, невеста, свахи, большие бояре, дружки, поддружье, повозники, постельные свахи, тысяцкие и т. д. Кое-где ставили поганое ведро (из-под умывальника) на стол со свадебным венком, если невеста нечестная. Если честная – били с утра посуду.– Раньше статус женщины легко можно было узнать по укладке волос и головному убору. Накануне свадьбы девушки шли в баню и в последний раз невесте заплетали девичью косу/В последнюю косу заплетают много цветных лент, которые невеста потом раздает свои подругам – они ей уже не будут нужны, поскольку замужняя женщина заплетала две косы.
Какие-то черты свадебного ритуала наша современная свадьба сохранила. Но многое ушло с середины XX века.
****Палатинские прелаты-(прелат от лат. букв "поставленный выше"В Риме существовал титул палатинских прелатов, служивших в Папском дворце. Однако позднее на высокие должности в администрацию Церковного государства стали назначаться и светские лица, получавшие при этом титул прелата.Существовало 6 коллегий прелатов:
Существовало 6 коллегий прелатов:
В первую входили архиепископы и епископы;
Во вторую — так называемые прелаты "Фьоккетто", к которым относились 4 должностных лица:
Вице-камерленго,
Генеральный аудитор Апостольской Палаты,
Генеральный казначей Апостольской Палаты,
Мажордом Его Святейшества.(Папский мажордом или главный управляющий Папского Дома — являлся одним из трёх (ранее четырёх) палатинских прелатов (лат. prelati palatini).
"Прелаты Фьокетто", названны так потому, что они имели право на украшение упряжки их лошадей фиолетовыми и переливчато-синими плюмажами. Четырьмя прелатами Фьокетто были, в первую очередь, губернатор Рима, в своём качестве вице-камерленго, после него аудитор и казначей Апостольской Палаты, а потом уже идёт мажордом.)Название «fiocchetto» происходит от итал. fiocco (бант), который повязывали на голову коней этих прелатов, едущих верхом во время парадов и шествий. Это название относится к традициям рыцарской геральдики, которая предусматривает, чтобы конь был украшен символами едущего на нём дворянина.Геральдическим гербом прелата Фьоккетто является фиолетовое галеро с десятью красными кисточками по бокам, соединенными шнуром того же красного цвета.Галеро (лат. galerus ruber — красная шапка) — кардинальская шляпа, очень большая, плоская, красная шляпа с широкими полями, с которых по сторонам свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала. Также называются Галерами (множественное число) иные подобные знаки на гербах церковных сановников.
После долгих споров с германским императором папа римский Иннокентий IV бежал в Лион. На Рождество 1245 года во время Первого Лионского собора он назначил 13 новых кардиналов, впервые вручив им новые красные шапки.
Галеро происходит от простой шляпы паломников с широкими полями. В церковной геральдике оно используется с разным числом кисточек и в разных цветах.
Первое время папа римский давал галеро кардиналам при их праздничном назначении. После смерти галеро висит на могиле кардинала, пока тело не превратится в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития. Как головной убор не используется с 1969 года.
Галеро на гербах кардиналов — красное с 30 кисточками. На гербе патриархов зелёное, тоже с 30-ю кисточками и на гербах архиепископов — зелёное, однако с 20 кисточками. Такое же зелёное галеро на гербах епископов и аббатов, однако имеет лишь 12 кисточек. Наряду с зелёным цветом используют также фиолетовый и чёрный цвета для выделения разных рангов в церковной иерархии.
Третью коллегию составляли апостольские протонотарии;
Четвертую — аудиторы суда Рота Романа;
Пятую — клирики Апостольской Палаты;
Шестую — референдарии и консультанты (с правом голоса) Апостольской Сигнатуры.
*****Аквилфер – знаменосец легиона. До реформы Мария, что была в 104 году до н. э. в качестве на штандарте легиона использовались волки, кабаны, быки и кони, а затем был введен Орел.
******Борисфен- многозначный термин.Борисфен (река) — (древнегреческий: ) греческое название реки Днепр;Береза;нское поселе;ние — древнегреческий полис, располагавшийся на черноморском острове Березань.Поселение основано выходцами из Милета. Оно упоминается историками Геродотом и Евсевием Кесарийским.Деятельность жителей поселения, борисфенитов, была связана с земледелием, торговлей, рыбной ловлей. Также они занимались производством металла.Во второй половине VI в. до н. э. начинает активно развиваться полис Ольвия, расположенный в устье Бугского лимана, и центр региона перемещается туда. Интересно, что на монетах этого полиса изображается бог Борисфен.
В эллинистический период жизнь Березанского поселения почти замирает. В I—III вв. н. э. здесь существует небольшое сельское поселение, в котором находилось одно из святилищ Ахилла Понтараха, почитаемого в округе Ольвии
(%)В металлургическом производстве «козёл» — это остаток металла в ковше или печи. После застывания его трудно извлечь, возможно, поэтому рабочие и дали этому явлению столь нелицеприятное название. Производным от этого слова является термин «закозлился», то есть застыл в металлургическом агрегате.
*******Вепрь- естественная негеральдическая гербовая фигура.;Вепр — украинский автомат на базе АК-74.Вепр — украинский автомат на базе АК-74.
Вепрь — семейство российских карабинов на базе ручного пулемёта Калашникова.ВПО-205 «Вепрь-12 Молот» — самозарядное гладкоствольное ружьё.Вепрь — российская подводная лодка типа «Барс» 1915 года.
К-157 «Вепрь» — российская многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».
«Вепрь» — 11-пушечный винтовой корвет русского флота.
(А)Аквилон- — «северный ветер») — (а) древнеримское название северо-восточного, иногда северного ветра. Как и другие ветры, Аквилон представляли божеством, олицетворявшим эту силу природы, соответствовал древнегреческому Борею () (б) античное и средневековое название земель, лежащих в северо-восточном направлении от Рима — под Аквилоном, как указывал ученик Нострадамуса Шавиньи, понимали «Германию, Польшу, Литву, Ливонию, Готию, Швецию, Норвегию, Скандинавию, океанские острова, Московию, две Сарматии»
Борей был сыном Астрея (бога звёздного неба) и Эос (богини утренней зари)[2], братом Зефира, Эвра и Нота. Его происхождение указывает на связь со стихийными силами природы. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Фракия считалась обиталищем Борея. Борей похитил дочь афинского царя Эрехтея, Орифию, родившую ему четырёх детей — Зета и Калаида, участвовавших в походе аргонавтов, а также дочерей Хиону и Клеопатру. Считался родственником афинян.
По легенде, мог превращаться в жеребца с темной гривой. В этом облике Борей избрал в табуне царя Дардании Эрихтония двенадцать лучших кобылиц, породивших от него двенадцать жеребят, быстрых, как сам ветер. От брака с Гарпией у него родились кони Ксанф и Подарка, которые впоследствии были преподнесены Эрехтею в качестве выкупа за Орифию
********Димахер (dimachaerus) — довольно редкий тип гладиатора. Слово dimachaerus буквально значит — «с двумя саблями», «двоесабельник» (от греч. ). Доспехи димахера состояли из шлема, коротких поножий и кольчуги (Лорика хамата). Шлем имел закрытое забрало с решёткой и широкие поля. Был вооружён двумя кривыми мечами-махайрами (machaera), или кинжалами-сикам.
Точно неизвестно, какой тип гладиаторов был противником димахера на арене. Но римляне считали димахера одним из самых опасных бойцов.
*Сагитарий-(sagittarius) — гладиатор-лучник. Носил конический шлем и чешуйчатый панцирь Лорика сквамата, вооружён был луком (arcus) и стрелами (sagittae)Лорика сквамата (лат. Lorica squamata) — доспехи, использовавшиеся в Римской империи, тип чешуйчатого доспеха.судя по надгробиям, данный вид доспеха часто использовался центурионами и аквилиферами.Центурио;н-в римской армии — командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (манипула, когорта, вексилляция).Создание вексилляций, предположительно в период ранней империи, придало бо;льшую структурную гибкость римской армии, но приблизительно с 235 по 290 годы вексилляции так часто перебрасывались с одной границы на другую, что личный состав подразделений перемешался. В результате Диоклетиан в ходе военной реформы был вынужден создать обособленные части: постоянно расквартированные пограничные части и мобильные войска, перебрасываемые в районы военной напряжённости.
Аквилифер (лат. aquilifer — «несущий орла» от лат. aquilа — орёл) — почётная должность в армии Древнего Рима, знаменосец, нёсший легионного орла.До 104 года до н. э. в виде «флага» (символа легиона) могли использовать образ волка, вепря, быка, коня, а после был введён единый стандарт (реформа Гая Мария) — аквила — в виде золотого или серебряного орла. Аквилифер был один на весь легион, считался одним из высших унтер-офицеров (рангом ниже центуриона) и получал двойное жалованье.
Вне боя аквилифер выполнял функции казначея легиона и счетовода (заведовал сбережениями легионеров, помещёнными под защиту знамени).
(В)Ирис-цветок Перуна. Южнославянские народы называли ирис германский -перуника, наряду с богиша «Божий цветок».Важным атрибутом Перуна считался и топор. С данным фактом связываются многочисленные амулеты-«топорики», находимые археологами на древнерусских землях и связываемые с дружинной средой (ведь Перун — покровитель князя и дружины). Считается, что амулеты-«топорики» выдавались отрокам во время постригов, и сначала носились ими как обереги, а по мере входа в дружину — как престижный символ принадлежности к ней.У южных славян известно поклонение Илье-пророку на холмах с дубравами.упоминается Перунов дуб как одна из границ: «…а отъ той горы до Перунова Дуба.Перун изображался в серебряном шлеме с золотыми усами.Данные о Перуне обнаруживаются и в восточнославянском фольклоре. В частности, в белорусских сказках имеется сюжет о преследовании чёрта громовержцем. Перун (или его христианский «заместитель») пытается убить чёрта молнией, а тот по очерёдности прячется в человеке, животных, дереве, камне, и наконец уходит в воду («там тебе и место» — говорит Перун)
Из дней недели Перуну был по-видимому посвящён четверг. В качестве аргумента приводят характерную для западноримской провинциальной периферии традицию связывать с громовержцем (аналогом Юпитера) именно этот день недели (ср. нем. Donnerstag «день Донара», англ. Thursday «день Тора» и т. д.) Четверг в славянской традиции считался днём «мужским» и удачным для начинаний. Наконец, о связи громовержца с четвергом говорит русская пословица «после дождичка в четверг», в которой идёт речь об исполнении желания (скепсис её, видимо, позднего происхождения.Перк;нас (Пяркунас, Перкун, лит. Perk;nas) — бог-громовержец в балтийской мифологии, властитель воздуха, защитник справедливости. Один из главных богов балтийского пантеона. В последние языческие столетия Перкунас стал самым известным литовским богом. У латышей известен под именем Пе;рконс (латыш. P;rkons), у древних пруссов — как Перкунс (Percuns). Согласно мифологическим сведениям, Перкунас выступал также как бог грозы, дождя, гор (и вообще любых возвышенностей), дубов и неба.
Эрихтоний, сын Вулкана и Земли, снискавший расположение Юпитера тем, что первый среди людей изобрёл лошадиную упряжь.Согласно мифу, рассказанному Эратосфеном, он скрывается под созвездием "Возничий"
Возничий (лат. ) — созвездие северного полушария неба. Самая яркая звезда — Капелла.Козлята — астеризм, соответствующий части традиционной фигуры созвездия — козе с козлятами, которых держит Возничий.
Первые записи о звёздах, входящих в современное созвездие Возничего, относятся к временам Месопотамии. Соответствующее созвездие называлось GAM и обозначало посох пастуха или ятаган
Астеризм включает главную звезду созвездия Капеллу ( Возничего) и три небольшие звезды неподалёку .Капелла упоминается в табличке, датируемой 2000 до н. э.
В MUL.APIN оно упоминается как Gamlum или MUL.GAM и обозначало пастуха коз или овец; в него входили почти все яркие звёзды Возничего, а также звезда Эль-Нат, традиционно относящаяся как к Тельцу, так и к Возничему
Звёзды Возничего представляли собой стадо коз, это сопоставление просматривается также в греческой мифологии.
Ассоциация созвездия с козами перекочевала в греческую астрономическую традицию, хотя позднее созвездие стало также ассоциироваться с человеком, управляющим колесницей (возницей)
В греческой мифологии созвездие Возничего часто связывалось с мифологическим героем — Эрихтонием, хтоническим сыном Гефеста, выращенным Афиной. Эрихтонию приписывали изобретение квадриги, двухколёсной колеснице с четырьмя конями, которая была использована в битве с узурпатором Амфиктионом и в результате которой Эрихтоний стал царём Афин.В древнейшие времена непосредственно рядом с Возничим располагалось созвездие Коза (или Козлята), ассоциировавшаяся с козой Амалфеей, вскормившей Зевса. Постепенно оно слилось с Возничим. Именно по этой причине в небесных атласах фигура Возничего держит на спине козу, а на левой руке — двух козлят
Пан (др.-греч. ) — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов, связывалась с греч. ;;;, «весь».По одному из сказаний Псевдо-Аполлодора , пан является сыном Зевса и Гибрис, и именно он научил Аполлона искусству прорицания.Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты.Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. В Афинах был посвящён ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навёл (панический) ужас во время сражения.В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, молоко.
Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб.
У египтян это самый древний бог. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой. Либо стал полукозлом-полурыбой(созвездие Козерога)Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи.так же являет себя ипостасью Зевса( Юпитера)Помогал афинянам при Марафоне. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога
По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа.Изображался подобно сатиру.
Клото — младшая из трёх сестёр-мойр, богинь судьбы в древнегреческой мифологии. Клото прядёт нить жизни и является олицетворением неуклонного, спокойного течения судьбы.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Гелика (греч. ) — античный город в Ахее на севере Пелопоннеса на берегу реки Селинус (греч.)
Павсаний пишет, что Ион решил захватить Эгиал . Царь эгиалеев Селинунт предложил ему в жёны свою единственную дочь Гелику и право наследования власти. Ион принял предложение и после смерти Селинуса построил город Гелику.
Возглавлял первый Ахейский союз, созданный в V веке до н. э. и состоящий из 12 полисов
Выходцы из Гелики основали Сибарис в Италии. Гомер упоминает Гелику в «Списке кораблей»
Каталог кораблей (список кораблей, перечень кораблей, др.-греч. ) — эпический перечень во второй книге («песни») «Илиады» Гомера, где перечислены отряды греческого войска, отплывшие к Трое на Троянскую войну.
В городе был храм Посейдона Геликонского. Гелика был общегреческим религиозным центром, уступая только Дельфам.Разрушен вместе с городом Бура при мощном землетрясении и наводнении в 373 году до н. э.
Павсаний пишет, что ахейцы вызвали гнев Посейдона, убив ионян, моливших о защите в храме Посейдона. Страбон пишет, что ахейцы вызвали гнев Посейдона тем, что отказались отдать ионийцам статую Посейдона или модель храма.
Диодор Сицилийский в своей «Исторической библиотеке» упоминает Гелику. Страбон в своей «Географии» пишет, что место катастрофы спустя 150 лет посетил Эратосфен и перевозчики рассказывали ему, что стоит в проливе статуя Посейдона и держит в руке гиппокампуса.
В 174 году Павсаний посетил место катастрофы и видел в воде стены древнего города.
Гиппокампус (гиппока;мп) (др.-греч. «лошадь» и «морское чудовище» лат. hippocampus), также называемая гидриппусом (водяной лошадью, от др.-греч.- «вода» + лошадь) — в греческой мифологии морская лошадь с рыбьим хвостом. На них также ездили нереиды. Гиппокамп считается царём рыб.Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами.
(&&)Эфир- «верхний слой воздуха») — тончайшая пятая стихия в античной и средневековой натурфилософии, физике и алхимии. Его синонимами были термины «пятая стихия» («пятый элемент»), «пятое тело» (др.-греч. ;;;;;;; ;;;;, лат. quintum corpus; «пятое простое тело»), «пятая сущность» (лат. quinta essentia, «квинтэссенция»). Латинские эквиваленты термина использовались в римской и средневековой философии.
Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний (горный), особо тонкий (разреженный), прозрачный и лучезарный слой воздуха, которым дышат боги.
Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) — воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент — эфир, который он противопоставлял остальным четырём.
Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения.
Этот термин сохранился в римской и средневековой философии. Его употребляет Лукреций.
Термин «квинтэссенция» позднее приобрёл и самостоятельное значение. В частности, у Парацельса квинтэссенция — тончайшая субстанция вообще, «экстракт» всех элементов. Такой квинтэссенцией мира, произведённой Богом из «вытяжки» целого мира как бы в гигантской алхимической лаборатории, по Парацельсу, является человек.
(*)Пир-Пир, Симпосий (др.-греч. ;;;;;;;;;) — диалог Платона, посвященный проблеме любви. Написан в 385–380 гг до н.э. Название происходит от места, где происходил диалог, а именно на пиру у драматурга Агафона, где присутствовали комедиограф Аристофан, философ Сократ, политик Алкивиад и другие (Федр, Павсаний, Эриксимах).
Мировое дерево (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания.Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.Самая распространённая репрезентация (образ) мифологической середины мира — сакрального центра вселенной, выполняющего гармонизирующую роль...
В этой связи Майское дерево(или столб) устанавливается без корней(символом преисподней):) символизирует связь земного существования(ствол)и небеса (воля небес) (крона)
Это отображается м в таком понятии как "Ось мира"-— в мифологии и религии ось, связывающая небо и землю. В культурах практически всех народов Земли существуют мифологемы и образы, соответствующие религиоведческому понятию «оси мира». Это может быть столб (лат. universalis columna), лестница, гора, дерево, лиана и др. Мировая ось проходит через середину мира — сакральный мифологический центр вселенной, выполняющий гармонизирующую роль[1].
Ни один из образов оси мира не является статическим. Всё это места активного перехода, динамического союза, где существа различной природы (боги и люди) встречаются или даже становятся друг другом. Таким образом, ось мира представляет собой единство противоположностей. Так как axis mundi служит пересечением различных уровней мира, она почитается более других святых мест.
Часто считается, что посредством оси мира можно «связаться» с высшим существом с помощью экстатических техник (шаманизм).
Однако Axis mundi часто фигурирует в виде мирового дерева, соединяющее подземный мир, мир людей и мир богов. Классическим примером мирового дерева является Иггдрасиль из скандинавской мифологии. Это ясень, держащий небесный свод. Под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: в мир людей (Мидгард), мир великанов-ётунов (Ётунхейм), и мир мёртвых (Хельхейм). У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): источник судьбы, источник мудрости и источник всех земных рек.Среди других образов axis mundi можно отметить города, особенно столицы, дворцы и храмы (зиккураты), лианы, свисающие с неба, священные лестницы (например, семиступенчатая лестница, описанная Оригеном)
Во многих культурах можно заметить стремление копировать ось мира в различных формах. Например, крест, представляющий аналог axis mundi в христианстве, постоянно воссоздаётся в форме украшений, орнаментов, планов архитектурных сооружений и т. п. В этом заметно стремление отождествить вселенную как единое целое с «полнотой», характерной для священного места.Некоторые исследователи считают, что образ оси мира сохраняется и в секуляризованном обществе. Так, по их мнению, монумент Вашингтону в США или Эйфелева башня представляют собой оси мира, являющиеся демонстрацией не связи между мифологическими мирами, а простой власти.С центром мира связано и такое понятие как Пуп земли; -это космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях, мифопоэтический символ центра
. Одна из репрезентаций (образов) мифологической середины мира — сакрального центра вселенной, выполняющего гармонизирующую роль.
Омфал (др.-греч. — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся пупом земли,соотносится с представлением о Земле как о теле.Этот, посвящённый Аполлону камень, хранился в его храме, имел вид монолитной глыбы и находился в целле, в окружении двух золотых орлов.
В Талмуде Пупу Земли соответствует Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, на котором располагался Иерусалимский храм, а сейчас стоит мусульманский Купол Скалы, считается краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с него Господь начал Сотворение мира. С древности христиане стали называть так Иерусалим.Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри, на котором начертан крест.
Но согласно истории об Авимелехе из Книги Судей (Суд. 9:37) Пуп Земли — это топоним около города Сихема, возможно одна из священных гор, Гризим.
В переносном смысле «пуп земли» — иронический фразеологизм, характеризующий в человеке излишнюю «самость» — самоуверенность, заносчивость и эгоизм.
Майское дерево=это украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая, на Троицу или Иванов день на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания.У славян праздник Троицы завершает весенний цикл праздников и начинается новый — летний сезон праздников. Ещё в XIX веке украинцы и литвины Духов день праздновали в воскресенье, а Троицын день в понедельник.Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик, Троицкую субботу, Троицын день. Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды. В целом праздники назывались «Зелёными святками».Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница.
Считается, что праздник Троицы был введён в обрядовую практику Русской Православной церкви в начале XV века Сергием Радонежским.Зелёные святки (Русальная неделя) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком. У славян в широком смысле Зелёные святки объединяли период с Вознесения (в некоторых местах с Преполовения) до окончания проводов русалок перед Петровским постом. Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета.Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки — Русальною, карпато-руссы — Русалье.Семик, как и Троица считался девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках (см. Кумление). Также и в природе Мать — Сыра Земля готовилась к плодоношению — на пролетье колосились рожь и овёс.
Как и перед другими большими праздниками, перед Семиком (Троицей) поминали умерших: сначала заложных, затем родителей.
В католической традиции Зелёные святки завершались на Троицу объездами по селу верхом на лошадях (ср. Пасхальная кавалькада), играми в «Краля» и «Кралицу» . Королевские обряды — весенние молодёжные обряды, связанные с выбором «короля», «королевы», обходами или объездами на конях села и полей.Известные западным и южным славянам девичьи королевские обряды направлены на обеспечение плодородия и защиту сельских угодий, аналогично другим весенним обходам девушек, напр. ю.-слав. лазарки (Обходные обряды)— ритуальное хождение по домам с поздравлениями и благопожеланиями и другими магическими целями, обязательным элементом которого является одаривание (или угощение) хозяевами исполнителей обряда. Такой визит призван обеспечить каждой семье благополучие на весь год.
Королевские обряды приурочены в основном к Троице (з.-слав., ю.-слав.) (ср. Русальная неделя); к Вознесению ( с.-в.-серб.) , к дню св. Георгия (ю.-серб. Поморавье), к 1 мая (Еремей-запрягальник) или другим майским праздникам (з.-слав., ю.-серб.). В Чехии неделя перед Троицей называлась «королевской» — Kr;lovy t;;de;, а Троицкое воскресенье — Kr;lova пеd;le
Для западно-славянских мужских королевских обрядов характерны элементы испытания парней. Наиболее частым компонентом таких обрядов является состязание, во время которого выбирали самого быстрого, ловкого, остроумного парня, получавшего звание «короля». «Королём» называли парня, который смог первым добыть (добежать, доскакать на коне, допрыгнуть, сбить) венок или платок девушки, укреплённый на шесте. Часто эти соревновании проходили на поле, на конях и связывались с пастушескими играми. «Королём» признавали также парня, который накануне католической Троицы первым выгнал свой скот на пастбище — великопол. kr;l (или kr;lowa, если скот выгоняла девушка) pasterzy, чеш. kral poh;nci.
Для «мужских» королевских обрядов западной Чехии характерны ритуалы «оговаривания» , «вызывания» (provol;vani, d;v;ni jmen, skladaji jm;na, vyvolavaji), т. е. обсуждения человеческих качеств сельских девиц и их семей (родов). Хвалебные или корильные четверостишия (ср. Корить) произносили с высокого места, чаще всего с дерева, с крыши дома, с ворот. После каждой реплики говорящий («глашатай», «вызывальщик») обращался за подтверждением своих слов к «королю», выполнявшему роль судьи. Иногда «королю» в обряде запрещалось разговаривать, тогда в ответ на обращённый к нему вопрос сопровождавшая «короля» свита стучала о землю или о забор палками. В районе Плзня в этих ритуалах использовали лягушку, которую называли «ве;щей» и заставляли её кричать при «обсуждении» односельчан.
Как правило, такие обряды заканчивались символической казнью короля и купанием «короля», имевшим целью вызывание дождя
В южной Чехии (Крумловско) избранного «короля», босого и без сабли, вели к пруду и бросали в воду его корону, которую он должен был выловить. В южной, средней и северной Чехии вместо «короля» бросали в воду чучело. В южой Моравии обряд превратился в детскую игру, в которой сохранилось именно «купание короля»: маленького мальчика в соломенной шапочке везли на плужных колёсах к пруду, который прежде объезжали три раза, и «палач» сбрасывал шапочку в воду, а «король» должен был её выловить. С этого времени всем можно было купаться.
Езда королей в Моравии
Королём выбирают мальчика, одевают его в старинный женский национальный костюм, на голову сажают корону, в губах он держит розу. Говорить ему запрещено, от его имени выступает «оратор». Его окружает дружина для защиты от нападения. Дружина объезжает село и «оратор» собирает дары для своего короля. В обряд входят призывы членов дружины перед домами, адресованные конкретным жителям, а также представителям города. Обряд включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как существующая традиция, имеющая исключительную мировую важность.
В девичьих обрядах центральной фигурой процессии является «королева» (ю.-слав. краљица, краљичка, местами русаље, ладарице), которую с танцами и песнями водят по домам, получая за это вознаграждение (з.-слав. chodi; s kra;ovnou, chodit s kra;kou) (ср. Водить). В Моравии выбранной «королеве» распускали волосы, надевали венок или корону, украшали зеленью и цветами, а затем водили её вокруг полей и по селу под натянутым платком, под балдахином или под липовыми ветками — как будто под небесами. При этом девушки исполняли хороводные танцы, во время которых обязательно кружились, и пели песни о том, что «король» зовёт «королеву», что она хочет выйти замуж и необходимо собрать для неё дары. Перед каждым домом «королеву», украшенную зеленью, показывали, приподнимая ветки. У сербов краљицу накрывали белым платком, шалью или белым полотенцем, чтобы скрыть от посторонних глаз: считалось, что тот, кто осмелится посмотреть ей в лицо, сразу умрёт.
Словакии «королевой» становилась самая красивая девушка, её наряжали невестой, надевали венок и с песнями водили по селу, собирая для неё продукты; при этом «королеве» полагалось молчать, а участники обхода должны были толковать её желания хозяевам. Часто «королевой» выбирали маленькую девочку (пол., ю.-серб.). В Польше голову девочке увивали стеблями руты, барвинка и покрывали платком так, чтобы лица её не было видно. Сопровождавшие девушки надевали мужскую одежду или только шапки, также украшенные зеленью. Вся процессия обходила границы полей с песней: «Где королева ходит, там пшеничка родит, где королева не ходит, там пшеничка не родит»
Обход, сопровождавшийся сбором даров, заканчивался в амбаре, где с «королевы» снимали платок и начиналось угощение (Подлясье). В Банате (серб.) все участницы обряда были украшены цветами, носили на голове венки, держали в руках ветки вербы. Разными украшениями, цветами и звоночками в Лесковацкой Мораве (ю.-серб.) увешивали и знамя (или несколько знамён) — один из основных атрибутов ю.-слав. королевских обрядов. При этом участницы строго следили за тем, чтобы во время танца не соприкоснулись два знамени, а древки не ударились о землю, иначе следовало ожидать града.
У южных славян в состав девичьей обходной процессии, помимо «королевы» («королев»), входили также «король» («короли»), «знаменосец», «служанка» и др. составлявшие королевскую свиту персонажи. «Король » или «короли» были вооружены ножами, мечами, саблями, ружьями (серб.), иногда всю процессию девушек сопровождали три вооруженных парня (серб., Алексинац). У западных славян также встречаются парные персонажи девических процессий, называемые «король» и «королева», однако атрибуты «короля» (сабля, длинный жезл, украшенный на конце прутиками) характерны только для мужских обряов. При встрече двух дружин из соседних сёл (как мужских, так и женских процессий) неизбежно происходила серьёзная стычка (серб., морав.)
Лазарование (болг. лазаруване, серб. лазарице, с.-в.болг. буенец, гаг. lazari) — обходной обряд, совершаемый девушками в Лазареву субботу. Исследователями трактуется как посвятительный (инициационный), призванный способствовать переходу молодых девушек (13—15 лет) из детской группы в группу молодёжи брачного возраста.Считалось, что девушка, не принимавшая участия в лазарских обходах ни разу, не могла стать невестой и выйти замуж. Для обряда девушки наряжались в костюм невесты, либо частично надевали предметы одежды и украшений, одолженных у подружек, недавно вышедших замуж.
После лазарских обходов девушка имела право гулять с парнями, надевать венок и китку (букетик цветов), сплетать волосы в косы и носить «косатник» — красивую ленту, вплетённую в косу.
В лазарских песнях большую роль отводится любовно-брачным мотивам. В некоторых местах лазарки и буенец выбирают для посещения дома, где живут молодые, либо парни, достигшие брачного возраста. В составе группы лазериц северо-восточной Болгарии могли быть «буенец-жених» и «булка-невеста» — переодетые девушки. У косовских сербов главные действующие лица назывались Лазарем и Лазарицей, причём голова Лазарицы была покрыта белой вуалью невесты.
В субботу накануне Вербного воскресенья гагаузы отмечали День св. Лазаря. В этот день, совершался ритуальный обход домов. Обряд исполняли девочки в возрасте от 5. Дети ходили из дома в дом, распевая лазарские песни и исполняя обрядовый танец.
Существует болгарское верование, что девушку, принявшую участие в лазаревском обходе, не может похитить мифологический змей[7]. У сербов считается, что, если девушка не принимает участие в лазарских обходах, она будет на «том свете» жабам воду носить.
В рамках традиционного календаря большая часть обходных обрядов приходится на зимние праздники. У славян-католиков посещать дома начинали ещё в предрождественский период. В дни адвента по домам ходили ряженые «андреи», «николаи», «варвары», «люции»; иногда их сопровождали и другие маски (см. день Андрея Первозванного 30 ноября (13 декабря), день святой Варвара, день святой Люсии, Никола зимний). Для православной традиции предрождественские обходы менее характерны, однако у южных славян и в карпатской зоне широко известны утренние визиты полазников в дни св. Варвары 4 (17) декабря, св. Николая 6 (19) декабря, св. Анны 9 (22) декабря и особенно часто — в Игнатов день 20 декабря (2 января)
В более поздних памятниках Русалии характеризуются как «бесовские игрища» и «потехи с плясанием», песнями, с ряжением в маски животных и т. п
(+) В Восточной Фризии(Нижняя Саксония. Столица — город Ганновер.) ствол для Майского дерева хранится под водой и устанавливается каждый год к первому мая.
В римских источниках, начиная с III века, встречаются жалобы на морской разбой и пиратство со стороны саксов.
В период от III до V века часть саксов, наряду с англами и ютами, переселилась в южную часть острова Британия. Вследствие силового захвата земель и слияния с англами они превратились в общность англосаксов, которая стала политически и лингвистически доминирующей в Англии.Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык.Вплоть до подчинения и обращения в христианство Карлом Великим континентальные саксы сохраняли свой древний племенной устав и не имели короля, а все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени, которое называлось «Тинг» (ср. нем. «Ding» или англ. «Think»). Герцоги (военачальники) принимали предводительство над народом только на время военных конфликтов.
Жители Восточной Фризии региона на протяжении более 1000 лет с переменным успехом вели борьбу с наступающим морем, сооружая дамбы (нем. Deich) и строя каналы (нем. Siel) для осушения отвоёванной у моря земли. Существует мнение, что проведённые при этом земляные работы относятся к числу самых грандиозных монументальных построек в истории человека. Выполнение этих работ требовало коллективного участия практически всего местного населения. И это способствовало возникновению специфической жизненной философии и коллективистской морали.
(G)Взлетно - посадочные полосы могут быть техногенные поверхность (часто асфальт , бетон , или смесь обоих) или природная поверхность ( трава , грязь , гравий , лед , или соль ).
(##)Шестерёнка ролей — термин, применяемый в ролевых играх живого действия для обозначения технологии просчёта взаимосвязи персонажей на игре.
Шестерёнка ролей рисуется как взаимосвязи между персонажами и игровыми объектами (государственными структурами, религией и т. п.) По получившемуся графу** можно судить о перегруженности или недогруженности персонажа завязками. Этот способ широко используется мастерами при планировании игры.
(^^) Лист персона;жа — в ролевых играх набор сведений об игровом персонаже, включающий в себя все игровые детали, заметки и ролевые элементы, связанные с данным персонажем.
(А-А)***14 марта во всем мире отмечают весьма необычный праздник – день числа Пи.
(+)Капелла (от лат. capella уменьшительное от cappa) — тип католического строения, храм, который входит в состав какого-либо учреждения, жилища, или же является частью большего храма. На русский язык часто переводится словом «часовня», что неточно, так как капелла, в отличие от часовни, имеет алтарь, т. е. предназначена для совершения богослужения.(Распространёна также в англиканстве и лютеранстве.)
Анфела
(Anthele)анфедон- небольшое селение у входа в Фермопильское ущелье; здесь при храме Деметры происходили собрания
Свидетельство о публикации №120042908985