Правда. - Слово это - не задушишь, не убьёшь!

В Стране,
В которой
Главная Газета
Называлась
«ПРАВДА», -
Правда, -
(Увы!), -
Была всегда
В загоне.

И рыцари ее
В Стране Советов, -
Присягнувшей
В Октябре 17-го
ПРАВДЕ, -
Правдоискатели, -
Герои-рыцари, -
Всегда
Были изгоями.

Одним из них
В когорте
И гонимых
И оболганных
Был, -
(К ПОЗОРУ
НЕСМЫВАЕМОМУ
Правителей
ТоЙ, -
[неповинной в том], -
СтРаНы!), -
И автор
«БУХНЕВАЛЬДСКОГО НАБАТА», -
Поэт, -
Солдат-участник
И инвалид
Великой
Отечественной войны
Александр СОБОЛЕВ*.

Позор всем тем,
КтО
НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ
Страны
По-фарисейски
Позорил честь страны, -
Призванием которой
Было
СЛУЖЕНЬЕ ПРАВДЕ,
Именем которой
Звалась
И Главная Газета, -
Рупор РСДРП, ВКП(б),
КПСС, -
Наследница
Газеты революционной
И марксистской, -
ЛЕНИНСКАЯ "ИСКРА".

Это они повинны
В том,
Что "неожиданно"
На десять
БЕСПОМОЩНЫХ
Кусков, -
(Из-за разрыва
 Всех связей
 Экономических,
 Технологических
 И даже
 РОДСТВЕННЫХ!), -
Взяла да развалилась
Могучая страна Советов,
Заведенная
Фарисеями
Горе-"Сусаниными"
На дорогу лжи,
Объявленной
ДОРОГОЙ
ВОЗВЕДЕНЬЯ
Коммунизма.

На лжи, -
Которой  та дорога
Была
Выстелена, -
СТРАНА ВЕЛИКАЯ,
МОГУЧАЯ, -
СССР
И подскользнулась,
И развалилась
Укором
Всем тем, -
Кто не достоин был
Величия её, -
Горе-правителям.

* - См. нижеприведенное Приложение.


ПРИЛОЖЕНИЕ.
   

     Дина НЕМИРОВСКАЯ.

                БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ.
                КЕМ, КОГДА И КАК БЫЛ СОЗДАН.
      
        http://www.cursor.net.au/padio-shalom/buhenvaldski...
         (передача прозвучала в эфире 20.08.2010-го года.).

      18 августа 2010-го года исполнилось 95 лет со дня рождения Александра Владимировича Соболева ), - автора текста знаменитой песни композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».

      Александр – его литературное имя (псевдоним), а при рождении нарекли его евреИ родители Исааком.

     Это кажется невероятным, но почти за сорок лет существования и исполнения «Бухенвальдского набата» автором песни публично назывался и объявлялся только композитор Вано МУРАДЕЛИ.

     Да-да, сорок лет.

     Стихи и музыка «Набата» были написаны в 1958 году. Но лишь в 1997 году, - (через 6 лет посде развала СССР(!),- из статьи Марины Катысь в журнале «Огонёк» широкий круг читателей и слушателей узнал, что у песни есть поэт-соавтор, имя которого, наконец-то, стали публично называть и объявлять.

     Но к тому времени Александра Соболева не было на свете уже свыше десяти лет.

     Статья Марины Катысь об истории создания «Бухенвальдского набата» легла в основу всех последующих публикаций на эту тему.

     Возьмем и мы этот источник за основу, дополнив некоторыми деталями из последующих публикаций. -

     Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области.

     В тот год в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд».

     Сообщение радио о том, что на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, дало Александру Соболеву толчок к написанию стихотворения «Бухенвальдский набат».

     Уже через два часа после этого сообщения Соболев прочитал жене первые строки:
              Люди мира, на минуту встаньте!
              Слушайте, слушайте:
              Гудит со всех сторон. –
              Это раздается в Бухенвальде
              Колокольный звон
              Колокольный звон. -
              Это возродилась и окрепла
              В медном гуле праведная кровь.
              Это жертвы ожили из пепла
              И восстали вновь,
              и восстали вновь!
            
              Сотни тысяч заживо сожженных
              Строятся, строятся в шеренги
              к ряду ряд.
              Интернациональные колонны
              С нами говорят, с нами говорят...

      Соболев отнес эти стихи в «Правду».
      Там их не приняли.
      Тогда он принес стихи в «Труд».
      Там они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан в газете.

      Автор послал его композитору Вано Мурадели.
      Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!».
      
      С только что написанной песней Мурадели пошел на радио.
      Но там песню встретили холодно. -
    
      Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а очень известный в то время поэт-песенник Лев Ошанин сказал: «Это же не стихи, а мракобесие: мертвые в колоны строятся!».

      Но как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене.

      В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность.

      В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех.

      Это был триумф.
      Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру.

      Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась на Родинув документальном фильме «Весенний ветер над Веной».

      Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно.

      Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова.

      Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна,  - при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли.

      И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат».

      Как выяснилось много позже, попытки иностранцев встретиться с автором текста «Бухенваль-дского набата» всегда пресекались «компетентными органами» с формулировками: автор «в данный момент» болен; либо – автор «в данный момент» отсутствует в Москве.

      Известен случай, когда во время гастролей Ансамбля песни и пляски Александрова во Франции к его руководству обратился один из благодарных слушателей, чтобы узнать, каким образом он может передать в подарок автору стихов легковой автомобиль.

      Присутствовавший при этом разговоре сопровождавший ансамбд в гвстролях  «человек в штатском» ответил: «У него есть всё, что ему нужно!»

      (Александр Соболев в то время жил в бараке, и улучшения жилищных условий не предвиделось).

      Так кто же он, - автор текста самой популярной в мире антивоенной и антинацистской песни ?

      Родился Александр (Исааак) Соболев в 1915 году в местечке Полонное на Украине.

      Исаак был последним ребенком в малограмотной еврейской семье, и когда мальчик стал слагать стихи, его отец озабоченно спросил у матери: «Чего он все время бормочет? Может, показать его доктору?».

      В 15 лет Александр отправился к старшей сестре в Москву. Там он стал слесарем на механическом заводе, вступил в литературное объединение при многотиражке завода, стал публиковать свои корреспонденции в городской газете и продолжал писать стихи.

      Началась война, на которую Соболев ушел рядовым и с которой возвратился домо, в Москву в 1944-м дважды раненым инвалидом второй группы.

      После войны – работа в литейном цехе авиамоторного завода, заводская многотиражка…

      В этой газете и познакомился Александр с девушкой, ставшей его женой, с которой они прожили вместе 40 лет.

      Резко критическая направленность газетных публикаций Соболева привела к тому, что его уволили «по сокращению штатов».

      В результате этого конфликта здоровье Соболева резко ухудшилось, и почти пять лет ему пришлось провести в различных госпиталях.

      Завершилось все это получением справки ВТЭК с фактическим запретом на любой труд.

      Временами болезнь отступала. Но о штатной газетной работе Соболев мог только мечтать.

      И дело было не только в запрете медиков. –

      Наступили годы, когда (как он написал позднее в стихотворении «К евреям Советского Союза»): "О нет, не в гитлеровском рейхе,
                а здесь, в стране большевиков,
                уже орудовал свой Эйхман
                с благословения верхов… -
                … Не мы как будто в сорок пятом,
                а тот ефрейтор бесноватый
                победу на войне добыл
                и свастикой страну накрыл».

      Соболев попытался получить помощь в устройстве на работу в Московском гор.коме партии.

      Инструктор, выслушав просьбу журналшиста и поэта, -сославшись на национальность Соболева, - сказал:
      «А почему бы вам не пойти в торговлю?».

      Немного поддерживали Соболева коллеги-газетчики, время от времени тайком давая ему подработать.

      Так прошли годы.
      И вот в 1958-м грянул «Бухенвальдский набат». Популярность песни росла с каждым днем.   

      И были высокие оценки весьма авторитетных лиц. -

      Писатель Константин Федин, например, так отозвался о ней:
      
     «Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один
     «Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни».

      А вот другой отзыв. -

     «Бухенвальдский набат» – песня-эпоха.
     И скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню», – писал в «Советской культуре» поэт Игорь Шаферан.

     Более того, в 1962 г. Соболев и Мурадели оказались в числе соискателей Ленинской премии — за одну только песню! — случай уникальный.

     И здесь возникла «непреодолимая» проблема: Соболев не являлся членом Союза писателей, не имел диплома, где в графе «профессия» значилось бы «поэт».

     Тогда оставили в списке только Мурадели. Но из песни слов не выкинешь… -

     Кончилось тем, что и Мурадели не дали премию.

     Соболев стал понимать, что его имя отстраняется от его стихов. -
    
     Очень многие люди писали о Мурадели.
     Восторженные письма со всего мира приходили мешками.

     Но Соболев о них ничего не знал, ни разу в жизни он не дал ни единого интервью, и никто не желал публиковать его новые стихи.

     Почему?

     Вскоре после взрыва популярности «Бухенвальдского набата» в квартире Соболева раздался телефонный звонок: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим…»

     Вычислить недовольных было несложно — «нормальная» (в кавычках) реакция на успех нелучшей части собратьев по перу.

     Возникла старая, как мир, цепочка – замешанные на антисемитизме зависть, уязвленное самолюбие и ненависть.

     Тут к месту процитировать американскую юмористическую энциклопедию: «Успех – непростительное преступление в глазах окружающих».

     И вообще, как этим "ценителям поэзии" мог нравиться поэт, заявляющий:

           "…Я не мечтаю о награде
            Мне то превыше всех наград,
            Что я овцой в бараньем стаде
            Не брел на мясокомбинат… ".

     Отсутствие членского билета союза писателей причислило Соболева к «рангу Не-писателей и Не-поэтов» со всеми вытекающими проблемами.

     Он работал «в стол», в полной изоляции.
     Правда, стабильно получал авторский гонорар за повсеместное исполнение знаменитой песни.

     Это и спасало, иначе не выжил бы.

     Соболев умер 6 сентября 1986 года в возрасте  -71 год.

     Его вдова 10 лет обивала пороги московских издательств в надежде опубликовать наследие покойного Соболева.

     И везде ей отказывали.

     Тогда Татьяна Михайловна продала в 1999 году доставшуюся ей после смерти матери трехкомнатную квартиру, купила однокомнатную, а на вырученные деньги издала сборник стихов «Бухенвальдский набат.  -

     Строки-арестанты» и единственный роман Александра Соболева – «Ефим Сегал, контуженный сержант».

     В 2006 году вышла её книга воспоминаний о муже под названием «В опале честный иудей».

Читайте также: http://www.stihi.ru/2009/11/30/1760

http://coollib.com/b/223271/read

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Александр Соболев

           БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.

Слышите громОвые раскаты?
Это не гроза, не ураган. -
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!


Источник: http://stihi.ru/2015/07/03/6495

               
                29 апреля 2020-го года.


Рецензии