Правда. - Слово это - не задушишь, не убьёшь!
В которой
Главная Газета
Называлась
«ПРАВДА», -
Правда, -
(Увы!), -
Была всегда
В загоне.
И рыцари ее
В Стране Советов, -
Присягнувшей
В Октябре 17-го
ПРАВДЕ, -
Правдоискатели, -
Герои-рыцари, -
Всегда
Были изгоями.
Одним из них
В когорте
И гонимых
И оболганных
Был, -
(К ПОЗОРУ
НЕСМЫВАЕМОМУ
Правителей
ТоЙ, -
[неповинной в том], -
СтРаНы!), -
И автор
«БУХНЕВАЛЬДСКОГО НАБАТА», -
Поэт, -
Солдат-участник
И инвалид
Великой
Отечественной войны
Александр СОБОЛЕВ*.
Позор всем тем,
КтО
НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ
Страны
По-фарисейски
Позорил честь страны, -
Призванием которой
Было
СЛУЖЕНЬЕ ПРАВДЕ,
Именем которой
Звалась
И Главная Газета, -
Рупор РСДРП, ВКП(б),
КПСС, -
Наследница
Газеты революционной
И марксистской, -
ЛЕНИНСКАЯ "ИСКРА".
Это они повинны
В том,
Что "неожиданно"
На десять
БЕСПОМОЩНЫХ
Кусков, -
(Из-за разрыва
Всех связей
Экономических,
Технологических
И даже
РОДСТВЕННЫХ!), -
Взяла да развалилась
Могучая страна Советов,
Заведенная
Фарисеями
Горе-"Сусаниными"
На дорогу лжи,
Объявленной
ДОРОГОЙ
ВОЗВЕДЕНЬЯ
Коммунизма.
На лжи, -
Которой та дорога
Была
Выстелена, -
СТРАНА ВЕЛИКАЯ,
МОГУЧАЯ, -
СССР
И подскользнулась,
И развалилась
Укором
Всем тем, -
Кто не достоин был
Величия её, -
Горе-правителям.
* - См. нижеприведенное Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Дина НЕМИРОВСКАЯ.
БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ.
КЕМ, КОГДА И КАК БЫЛ СОЗДАН.
http://www.cursor.net.au/padio-shalom/buhenvaldski...
(передача прозвучала в эфире 20.08.2010-го года.).
18 августа 2010-го года исполнилось 95 лет со дня рождения Александра Владимировича Соболева ), - автора текста знаменитой песни композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».
Александр – его литературное имя (псевдоним), а при рождении нарекли его евреИ родители Исааком.
Это кажется невероятным, но почти за сорок лет существования и исполнения «Бухенвальдского набата» автором песни публично назывался и объявлялся только композитор Вано МУРАДЕЛИ.
Да-да, сорок лет.
Стихи и музыка «Набата» были написаны в 1958 году. Но лишь в 1997 году, - (через 6 лет посде развала СССР(!),- из статьи Марины Катысь в журнале «Огонёк» широкий круг читателей и слушателей узнал, что у песни есть поэт-соавтор, имя которого, наконец-то, стали публично называть и объявлять.
Но к тому времени Александра Соболева не было на свете уже свыше десяти лет.
Статья Марины Катысь об истории создания «Бухенвальдского набата» легла в основу всех последующих публикаций на эту тему.
Возьмем и мы этот источник за основу, дополнив некоторыми деталями из последующих публикаций. -
Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области.
В тот год в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд».
Сообщение радио о том, что на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, дало Александру Соболеву толчок к написанию стихотворения «Бухенвальдский набат».
Уже через два часа после этого сообщения Соболев прочитал жене первые строки:
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон. –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон
Колокольный звон. -
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
и восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренги
к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят...
Соболев отнес эти стихи в «Правду».
Там их не приняли.
Тогда он принес стихи в «Труд».
Там они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан в газете.
Автор послал его композитору Вано Мурадели.
Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!».
С только что написанной песней Мурадели пошел на радио.
Но там песню встретили холодно. -
Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а очень известный в то время поэт-песенник Лев Ошанин сказал: «Это же не стихи, а мракобесие: мертвые в колоны строятся!».
Но как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене.
В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность.
В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех.
Это был триумф.
Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру.
Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась на Родинув документальном фильме «Весенний ветер над Веной».
Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно.
Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова.
Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, - при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли.
И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат».
Как выяснилось много позже, попытки иностранцев встретиться с автором текста «Бухенваль-дского набата» всегда пресекались «компетентными органами» с формулировками: автор «в данный момент» болен; либо – автор «в данный момент» отсутствует в Москве.
Известен случай, когда во время гастролей Ансамбля песни и пляски Александрова во Франции к его руководству обратился один из благодарных слушателей, чтобы узнать, каким образом он может передать в подарок автору стихов легковой автомобиль.
Присутствовавший при этом разговоре сопровождавший ансамбд в гвстролях «человек в штатском» ответил: «У него есть всё, что ему нужно!»
(Александр Соболев в то время жил в бараке, и улучшения жилищных условий не предвиделось).
Так кто же он, - автор текста самой популярной в мире антивоенной и антинацистской песни ?
Родился Александр (Исааак) Соболев в 1915 году в местечке Полонное на Украине.
Исаак был последним ребенком в малограмотной еврейской семье, и когда мальчик стал слагать стихи, его отец озабоченно спросил у матери: «Чего он все время бормочет? Может, показать его доктору?».
В 15 лет Александр отправился к старшей сестре в Москву. Там он стал слесарем на механическом заводе, вступил в литературное объединение при многотиражке завода, стал публиковать свои корреспонденции в городской газете и продолжал писать стихи.
Началась война, на которую Соболев ушел рядовым и с которой возвратился домо, в Москву в 1944-м дважды раненым инвалидом второй группы.
После войны – работа в литейном цехе авиамоторного завода, заводская многотиражка…
В этой газете и познакомился Александр с девушкой, ставшей его женой, с которой они прожили вместе 40 лет.
Резко критическая направленность газетных публикаций Соболева привела к тому, что его уволили «по сокращению штатов».
В результате этого конфликта здоровье Соболева резко ухудшилось, и почти пять лет ему пришлось провести в различных госпиталях.
Завершилось все это получением справки ВТЭК с фактическим запретом на любой труд.
Временами болезнь отступала. Но о штатной газетной работе Соболев мог только мечтать.
И дело было не только в запрете медиков. –
Наступили годы, когда (как он написал позднее в стихотворении «К евреям Советского Союза»): "О нет, не в гитлеровском рейхе,
а здесь, в стране большевиков,
уже орудовал свой Эйхман
с благословения верхов… -
… Не мы как будто в сорок пятом,
а тот ефрейтор бесноватый
победу на войне добыл
и свастикой страну накрыл».
Соболев попытался получить помощь в устройстве на работу в Московском гор.коме партии.
Инструктор, выслушав просьбу журналшиста и поэта, -сославшись на национальность Соболева, - сказал:
«А почему бы вам не пойти в торговлю?».
Немного поддерживали Соболева коллеги-газетчики, время от времени тайком давая ему подработать.
Так прошли годы.
И вот в 1958-м грянул «Бухенвальдский набат». Популярность песни росла с каждым днем.
И были высокие оценки весьма авторитетных лиц. -
Писатель Константин Федин, например, так отозвался о ней:
«Я не знаю автора стихов, не знаю других его произведений, но за один
«Бухенвальдский набат» я бы поставил ему памятник при жизни».
А вот другой отзыв. -
«Бухенвальдский набат» – песня-эпоха.
И скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту песню», – писал в «Советской культуре» поэт Игорь Шаферан.
Более того, в 1962 г. Соболев и Мурадели оказались в числе соискателей Ленинской премии — за одну только песню! — случай уникальный.
И здесь возникла «непреодолимая» проблема: Соболев не являлся членом Союза писателей, не имел диплома, где в графе «профессия» значилось бы «поэт».
Тогда оставили в списке только Мурадели. Но из песни слов не выкинешь… -
Кончилось тем, что и Мурадели не дали премию.
Соболев стал понимать, что его имя отстраняется от его стихов. -
Очень многие люди писали о Мурадели.
Восторженные письма со всего мира приходили мешками.
Но Соболев о них ничего не знал, ни разу в жизни он не дал ни единого интервью, и никто не желал публиковать его новые стихи.
Почему?
Вскоре после взрыва популярности «Бухенвальдского набата» в квартире Соболева раздался телефонный звонок: «Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим…»
Вычислить недовольных было несложно — «нормальная» (в кавычках) реакция на успех нелучшей части собратьев по перу.
Возникла старая, как мир, цепочка – замешанные на антисемитизме зависть, уязвленное самолюбие и ненависть.
Тут к месту процитировать американскую юмористическую энциклопедию: «Успех – непростительное преступление в глазах окружающих».
И вообще, как этим "ценителям поэзии" мог нравиться поэт, заявляющий:
"…Я не мечтаю о награде
Мне то превыше всех наград,
Что я овцой в бараньем стаде
Не брел на мясокомбинат… ".
Отсутствие членского билета союза писателей причислило Соболева к «рангу Не-писателей и Не-поэтов» со всеми вытекающими проблемами.
Он работал «в стол», в полной изоляции.
Правда, стабильно получал авторский гонорар за повсеместное исполнение знаменитой песни.
Это и спасало, иначе не выжил бы.
Соболев умер 6 сентября 1986 года в возрасте -71 год.
Его вдова 10 лет обивала пороги московских издательств в надежде опубликовать наследие покойного Соболева.
И везде ей отказывали.
Тогда Татьяна Михайловна продала в 1999 году доставшуюся ей после смерти матери трехкомнатную квартиру, купила однокомнатную, а на вырученные деньги издала сборник стихов «Бухенвальдский набат. -
Строки-арестанты» и единственный роман Александра Соболева – «Ефим Сегал, контуженный сержант».
В 2006 году вышла её книга воспоминаний о муже под названием «В опале честный иудей».
Читайте также: http://www.stihi.ru/2009/11/30/1760
http://coollib.com/b/223271/read
https://ru.wikipedia.org/wiki/...
Александр Соболев
БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громОвые раскаты?
Это не гроза, не ураган. -
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Источник: http://stihi.ru/2015/07/03/6495
29 апреля 2020-го года.
Свидетельство о публикации №120042905265