2 Лепесток сакуры. Два полюса в хайку
1) от частного к общему
Хайку отражает сущность определенной вещи, а через нее сущность всех вещей. Другими словами, существует взаимодействие между этими двумя аспектами - сужение до конкретного и расширение до общего. Это взаимодействие частного и общего, одного и целого, которое и есть жизнь. Но в этом есть и хайку.
захлопнута
ракушка моллюска -
ну и жара!
(Басё)
2)соединяя разные образы
Таким образом создаётся некий простор воображению. Хайку вовлекает читателя в этот обзор отчасти из-за того, что хайку нередко сводит воедино очень далёкие друг от друга образы. Хайку поэтому хочется смаковать и перечитывать.
осматриваю
сокровищницу горного храма -
дождь на лепестках вишни
(Кьоши)
3)Хайку довольствуется малым, самым, на первый взгляд, ничтожным.
лишь только звук
упавшего лепестка камелии –
лунная ночь
(Ранко)
В одном источнике приводится:
"Многие хайку (если не все) строятся на этом приеме, который
называется со-положением (juxtaposition): имеются два объекта, и
хайку представляет динамику их отношений. У Басе это - лягушка и
пруд, у Иссы - улитка и гора Фудзи. Интересно также, что из всех
образов поэзия хайку выбирает как бы "минимальные" - если
сравнивать стихи с электрическими цепями, то типичный хайку-образ
- это просто одна искра между двумя полюсами:
Воздушный змей в вышине...
А только вчера маячил
на том же месте другой.
Бусон
Каштан упал на землю.
А почтальон нагнулся,
поднял его и бросил в сумку.
Кобаяси Фумио
Придавленные
шумом водопада,
смолкают люди.
Накамура Тейдзе
Ниже приводятся лучшие работы по результатам одноимённого конкурса для авторов Стихи.ру, которые работали над плавностью изложения двух полюсов в хайку:
1-Е МЕСТО
летит мотыльком
яркий кленовый листок
закладка в книгу /Автор Надежда Туманова/
*
2-Е МЕСТО
сосновый лапник
над обрезанной лозой
снова изморозь /Автор Арина Шик/
*
шляпка жёлудя
среди хвойных иголок
домик бобыля /Автор Арина Шик/
3-Е МЕСТО
листьев охапки
подняты ветром сырым
дворник усталый /Автор Шустренький/
*
4-Е МЕСТО
серый лист прилип
под дождём к стеклу такси
новый пассажир /автор Фудзисан/
*
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №120042910357