2 Лепесток сакуры. Два полюса в хайку

 Описываемое в хайку имеет возможность распространяться в пространстве, а не во времени.

1) от частного к общему
Хайку отражает сущность определенной вещи, а через нее сущность всех вещей. Другими словами, существует взаимодействие между этими двумя аспектами - сужение до конкретного и расширение до общего. Это взаимодействие частного и общего, одного и целого, которое и есть жизнь. Но в этом есть и хайку.
 
захлопнута
ракушка моллюска -
ну и жара!
(Басё)

2)соединяя разные образы
Таким образом создаётся некий простор воображению. Хайку вовлекает читателя в этот обзор отчасти из-за того, что хайку нередко сводит воедино очень далёкие друг от друга образы. Хайку поэтому хочется смаковать и перечитывать.

осматриваю
сокровищницу горного храма -
дождь на лепестках вишни
(Кьоши)

3)Хайку довольствуется малым, самым, на первый взгляд, ничтожным.

лишь только звук
упавшего лепестка камелии –
лунная ночь
(Ранко)

В одном источнике приводится:
"Многие хайку (если  не  все)  строятся  на этом приеме,  который
называется со-положением (juxtaposition):  имеются два объекта, и
хайку представляет динамику их отношений.  У Басе это - лягушка и
пруд, у Иссы - улитка и гора Фудзи.  Интересно также, что из всех
образов  поэзия  хайку  выбирает  как  бы  "минимальные"  -  если
сравнивать стихи с электрическими цепями, то типичный хайку-образ
- это просто одна искра между двумя полюсами:
 
 
                Воздушный змей в вышине...
                А только вчера маячил
                на том же месте другой.
 
                Бусон
 
 
                Каштан упал на землю.
                А почтальон нагнулся,
                поднял его и бросил в сумку.
 
                Кобаяси Фумио
 
 
                Придавленные
                шумом водопада,
                смолкают люди.
 
                Накамура Тейдзе
 
Ниже приводятся лучшие работы по результатам одноимённого конкурса для авторов Стихи.ру, которые работали над плавностью изложения двух полюсов в хайку:
1-Е МЕСТО
  летит мотыльком
  яркий кленовый листок
     закладка в книгу                /Автор Надежда Туманова/
*
2-Е МЕСТО
    сосновый лапник
  над обрезанной лозой
     снова изморозь                /Автор Арина Шик/
*

   шляпка жёлудя
  среди хвойных иголок
    домик бобыля                /Автор Арина Шик/

3-Е МЕСТО
листьев охапки
  подняты ветром сырым
   дворник усталый                /Автор Шустренький/

4-Е МЕСТО
  серый лист прилип
под дождём к стеклу такси
     новый пассажир                /автор Фудзисан/
*

(Продолжение следует)


Рецензии