Современник Голая пионерка
Маша Мухина. И была у неё тройка по немецкому. Поэтому не успела она из пионерок стать комсомолкой. В те годы почётное звание нужно было заработать. Летом отправили её родители к бабушке в деревню на откормку после малокровия и туберкулёза, и пришло следом письмо о том, что нет у неё больше родителей.
А ещё любила она мальчика. А потом и любимый ушёл на фронт, сказав: «Не жди! Не вернусь!» Отчаянный был, знал, что не будет прятаться от врага…
И пошла Маша на войну, чтобы отомстить за родителей и любимого, чтобы быть нужной своей родине. Всего две эти мечты у неё были в жизни.
Трудна работа комиссара. Как выгнать из окопа спящих солдат? Как сподвигнуть их на подвиг? Когда немец наступает такой зловещей армадой, против них, оставшихся даже без портянок с порванными сапогами и оружие им нужно добывать в бою. Единственным счастьем бойца перед боем может быть только любовь к женщине. Единственным побуждающим мотивом...
Просит комиссар Машу не обижать его солдат, влиться, так сказать, в коллектив, ведь для многих она будет последней их любовью…
А Маша не просто солдат, она пулемётчица! Именно она спасает солдат, прикрывает их отступление. Но нет на этой войне слова «назад», должно быть только «вперёд». Приходит генерал и расстреливает каждого третьего из окруженцев, из тех, кто отступил. Расстреливает генерал, а сам плачет… И жалко Маше бойцов. И мёртвых, а ещё больше живых. И не спит она по ночам, чтобы пожалеть, стать им нужной, чтобы смогли они завтра идти только вперёд.
Единственное, что просит – разбудить и не рвать резинку на трусах… трудно её потом булавкой выковыривать… А на утро уходят в бой её солдаты и почему-то именно они – не возвращаются. А кто, обычно, не возвращается из боя? Нет, не дезертиры, а самые бесстрашные, кто первым встаёт в атаку!
Никто ничего не обещает девушке и только один зовёт замуж, зовёт к себе на родину, к родителям. Помнит Маша, как учитель, дававший уроки немецкого, сказал, что от поцелуя - появляются дети… И крепко-накрепко запомнила это Маша. Никому никогда не дала поцеловать себя в губы, пока не полюбила по-настоящему.
Только этому разрешает Маша поцеловать себя в губы. Только от него готова рожать ребёнка. Ему клянётся быть верной. Но в тот же день приносят его без головы. Приносят, чтобы простилась…
И ребёнок должен родиться, только очень уж мутит бойца… Пошла она в медсанбат, лекарства попросить, а там врачиха пианино таскать заставила, чтобы скинула Маша своего первенца. Чтобы не пришлось ей распанахивать нашу Машу.
Да, она бы родила, но кто же вместо неё сегодня родину будет защищать?
Пришёл приказ отправить беременную в тыл, а беременной – нет. Обманула! Трибунал! Да только взгляд стал у Маши таким, что пасует её обвинитель. Не пугается Маша пистолета, приставленного к голове, а вот он – боится… Взгляда её боится. Ибо она всё отдала ради этой победы, а вот он… Он отдавал только чужие жизни… Не свою…
Вышла Маша за дверь и больше её никто не видел, зато видели люди, как парила она над Ленинградом, когда прорывали наши солдаты блокаду, но было у неё не красное знамя в руках, а что-то белое, привязанное к ноге резинкой… И вела она солдат, как чудотворная икона, как Георгий Победоносец и прорвали они блокаду почти без жертв.
Рефреном проходят через спектакль слова из песни к кинофильму «Цирк». «Теперь ты понимаешь?» Единственная страна, не такая, как все. Единственная страна во всём мире, которая смогла противостоять кровавому нашествию. Страна особенная и люди тут особенные, и подвиги, и любовь особенная… Любовь до самопожертвования. Всё - для победы… Не щадя себя. И святые свои в этой стране, не такие, как везде. Не даром старый солдат молится на неё, спящую…
Сказка про женщину на войне. Все знают, что не могли воевавшие женщины выйти после войны замуж. Никто не брал, считая офицерскими подстилками.
Когда театр пытается коснуться этой темы – кому-то становится не по себе, кто-то возмущается, кто-то обвиняет актрису, кто-то режиссёра…
Тема щекотливая. Актриса – неординарная. Режиссёр – не для всех понятный. Только театр удивляет – ведь это прославленный «Современник». Как он мог? Как посмел?
И хочется ответить: «А судьи кто?» Кто громче всего хает спектакль? Те, кто его не видел!!! Еще те, кто не понял, т.к. заведомо не хотел понимать, имея сформированное кем-то предубеждение. И те, кто не способен от рождения сопереживать… Не способен в аллегориях видеть суть.
Когда-то я писала, что у каждого народа был свой Христос, который отдал жизнь за людей и был ими же распят. Но спас их тем, что доказал – нет смерти, если ты любишь.
В образе маленькой девочки смогли создатели показать русского Христа, Приносящего себя в жертву; русскую Богородицу, отдавшую сына на Голгофу и Георгия Победоносца, разившего копьём неуёмную гадину...
Я театровед и за мою жизнь с тысячами увиденных спектаклей - это сильнейший! Антивоенный, чисто русский, воспевающий русскую женщину, её самопожертвование и её несгибаемую волю.
У каждого народа – был свой Христос, только один народ не побоялся сознаться о своём. Остальные – прячут его, стыдятся… Как стыдимся мы человека, отдавшего себя людям, чтобы отомстить за любимых, чтобы быть нужной родине.
Свидетельство о публикации №120042706154