Мосты
Первая часть.
Мост через Керченский пролив,
Мало об этом кто и знает,
Уже второй по счёту там,
Сооруженье инженеров.
Первое строили уже,
В 1944 – ом.
К его строительству тогда,
Причастны Сталин был и Гитлер.
Но, правда этот мост тогда,
Там простоял совсем недолго,
Под натиском морских там льдин,
Он рухнул. Там снесло опоры.
(Дрейфующих из Азовского моря льдин. Его
не станут восстанавливать, и Сталин «заменил»
его паромной переправой)
Планы строительства моста,
Между Крымом там, и Кавказом,
Задумывали ещё ж там,
До Революции великой.
(До Октябрьской революции)
Задумались первыми там,
Как оказалось – англичане.
В 1901 –ом году,
Проект серьёзный рассмотрели.
Крупнейшей уж на время то,
Дороги там, тогда ж железной,
Остров, соединявший там,
С Индией, по мосту сначала, -
Идущего через Ла – Манш,
Далее уже по Европе,
Идущая дорога в Крым,
По Керченскому мосту дальше, -
На Северный Кавказ потом,
Оттуда уже по Востоку,
Британцы аж успели там,
На дне пролива – кабель «кинуть».
(На дне Керченского пролива провели телеграфную линию).
Но оказался тот проект,
Там слишком дорогим в то время.
И не приступят там тогда,
К строительству моста в проливе.
(Керченского моста).
1910 год.
Представлен был тогда ж проект,
Там императору России.
Два варианта дали там,
На два моста через пролив тот.
(Северный – между Крымским полуостровом и косой Чушка.
И южный – проходящий через Тузлинскую косу)
Николай - Второй, дал добро,
Исследовать, маршрут же южный.
Но денег на строительства,
Не было выделено, правда.
А позже –началась война,
Первая, уже, мировая.
К идее же построить мост,
В «тридцатые» годы вернулись.
В планах большевиков тогда ж,
Было, построить там дорогу,
По Крыму, от Херсона же,
И по морскому побережью.
(Вдоль Черноморского побережья Кавказа)
Мост через Керченский пролив,
Соединить тогда был должен,
Две части этого тогда,
Длиннейшего уже маршрута.
Железная дорога та,
Новая, тогда позволяла б,
Из европейской части СССР,
Пускать поезда до Кавказа.
(Причём по кротчайшему пути)
Проект тот был передовым,
Для своего времени, ясно.
Мост двухэтажным должен быть,
Чтоб лишних там опор не делать.
На первом ярусе – «Ж/Д»,
На втором, путь автомобильный.
И Сталин утвердил тогда,
План этой стройки там огромной.
В стране же не было ещё ж,
Заводов, чтоб делать умели,
Огромные конструкции,
С металла для моста такого.
С стали пролёты с фермами,
В Германию заказ давали,
Перед войной немцы смогли,
Часть передать стальных конструкций.
(Остальные до поры остались на территории Третьего рейха)
Вторая часть.
Ноябрь 1941 год
Войска немцев захватят Крым,
Точнее Крымский полуостров…
Кубани, большую ж там часть,
Гитлеру пришло донесенье:
«В Германии же, мол, лежат,
Готовых, часть уже конструкций,
Соорудить чтобы там мост,
Через пролив Керченский этот».
Фюрер распорядился ж там,
К строительству приступить срочно,
Моста того. Чтоб сократить,
Путь грузовых тогда составов.
(Вывозящих с Кубани и Кавказа нефть и зерно).
Тот мост начали возводить,
Весной «1943 – го» года.
После проектных там работ,
Что затянулись почему –то.
Думали стройку завершить,
К весне следующего года.
Срочность там связана была ж,
Там для стабильного снабженья.
(Снабжения гитлеровских войск всем необходимым с юга)
Для этого немцы к тому ж,
Там сделали уж параллельно,
Канатную дорогу там,
Через пролив Керченский этот.
В дно вбили сваи там они,
Подвесили же между ними,
Рельсы. К которым прикрепят,
Контейнеры на роликах там.
А в середине же «моста»,
Для разведенья переправы.
Имелся также механизм,
Чтоб корабли там проходили.
(Канатная дорога заработала в июне 1943 года. Её
Пропускная способность составила тысячу тонн грузов в сутки).
Для грандиозных планов же,
Третьего рейха – не хватало,
Той переправы, грузов ввоз,
Решили мост всё же достроить.
И возведением моста,
Взялся там личный архитектор,
Гитлера – Альберт Шпеер. Тот,
Доклад фюреру держал лично.
(О ходе работ. Рейхсминистр вооружений и военного производства,
Шпеер регулярно знакомил фюрера с ходом работ)
Одновременно немцы там,
К мосту там строили подходы,
Железнодорожные там,
Со стороны Крыма, Кавказа.
В войне ж наметился тогда,
Перелом явный. Войска наши,
В октябрь «;43 – го»,
Таманский полуостров взяли.
(Очистили его уже от немцев)
При этом Сталин запретил,
Бомбить там эту переправу,
Строящийся мост, склады там,
С конструкциями моста того.
Сталин рассчитывал тогда:
«Советские специалисты,
Закончат возведение,
Нужного для страны моста там.
И не ошибся всё же вождь,
Пытались немцы, отступая,
Там уничтожить этот мост,
Также с канатной переправой.
Частично им то удалось,
На берегах тогда осталось,
Конструкций много разных там,
Готовых уже к установке.
Но всё ж, с учётом даже их,
Для завершения, металла,
Чтобы достроить этот мост,
Конечно, явно не хватало.
Танковой службы, инженер,
(По его инициативе)
Генерал – майор, там, Зернов,
Решение всё же придумал.
(Он отвечал за снабжение работ по мосту. Приняли
Решение использовать элементы разрушенных
Мостов на Днепре)
Канатную дорогу ту,
Там демонтировали так же,
И применяли часть её,
Для наступления в Карпатах.
Третья часть.
Апрель 1944 года
Немцев выбили из Керчи,
Со стороны уже Кавказа,
Работы раньше начались,
Подготовительные к стройке.
Для наступленья наших войск,
Срочно нуждались в переправе,
И возводили там её,
По северному варианту.
(Завершая немецкое строительство, через косу Чушка)
Проект моста тогда создал,
Инженер, Михаил Руденко.
Работами руководил,
Инженер, там, Иван Цюрупа.
(Под его руководством трудилось более 10 тысяч
Бойцов железнодорожных войск)
И мост построен был тогда,
За 6 месяцев, чуть по – боле,
Из них, 3 месяца тогда,
Опор, заняла установка.
На месте делали бетон,
На двух тогда уже заводах,
Их оборудовали там,
На двух морских уже там баржах.
Железнодорожный тот путь,
Функционировать там начал,
По окончании уже,
«Работ первой очереди» там.
(2работы второй очереди» - замена части временных
деревянных опор на постоянные металлические, а также
постройка многих волно – и ледорезов, намечалась в
процессе уже эксплуатации).
И первый поезд по мосту,
По Керченскому, уж пустили,
Там к годовщине, как всегда,
Вновь, Революции великой.
(3 ноября 1944 года)
По принятой традиции,
При прохождении состава.
Руководители все там,
Стройки – под мостом находились.
(Под одним из пролётов. В случае обрушения, их участь
Была бы решена сразу ж на месте. Длина моста – 4,5 км,
Ширина – более 20 метров. В центральной части имелись
Две поворотные конструкции, с помощью которых
Обеспечивался отдельный проход малых и больших судов)
Февраль 1945 года
Тогда ж по этому мосту,
Там с делегацией проедет,
Поезд. Который прибывал,
С «Ялтинской конференции», той.
И за короткий уже срок,
Проследовало по мосту там,
Две тысячи уж поездов,
С грузами и людьми в то время.
Руководители тогда ж,
Этой стройки – предупреждали,
Кремлёвское начальство то,
Что море зимой замерзает.
(Азовское море).
В начале же весны с него,
Выносится много льдин очень,
В Черное море там уже,
Что риск мосту там существует.
При этом будут снесены,
Моста, опоры… Значит срочно,
Необходимо укреплять,
Их, как можно уже быстрее.
Проигнорировали всё ж,
Угрозу эту. И осталось,
Решение - опоры те,
Заменять постепенно только.
(В процессе эксплуатации моста, заменять деревянные
опоры на железобетонные)
Зима 1944 - 45 года
Холодной очень там была,
Зима. И на Азовском море,
Образовался толстый слой,
Льда. Что весною нёс опасность.
А в феврале уже тогда,
Резкое пришло потепленье…
И льдины, ветром что несло,
В Чёрное море продвигались…
И стройки, главный инженер,
Цюрупа – оценив проблему.
Срочно попросил там прислать,
К мосту четыре ледокола.
И эскадрилью там ещё ж,
Бомбардировщиков, там чтобы,
Массы ледовые разбить,
Но – не имел флот ледоколов.
Бомбардировщики ж тогда.
Требовались ещё ж на фронте,
Советские войска ушли,
Там далеко уже на запад.
Окажется Керченский мост,
Уже в тылу тогда ж глубоком,
Внимание к тому мосту,
Высших властей тогда ослабло.
Главные перевозки все,
Шли уже в другом направленье.
Цюрупе выдали ж тогда,
Артиллерийскую лишь батарею.
И динамит. И льдины те,
С берега лишь там обстреляли.
И подрывали где могли.
Но этих мер было всё ж мало.
Четвёртая часть.
С 18 по 20 февраля 1945 года
Разрушил лёд тот в эти дни,
Около 50 опор мостовых,
15 же пролётов там,
Тогда упали прямо в море…
Перестала существовать,
Эта железная дорога,
По этому тогда мосту,
Через три месяца работы.
А по легенде, Сталин там.
Никаких мер всё ж репрессивных,
Велел не принимать тогда,
По случаю тому, сказавши:
«Наказывать не будем. Я сам в этом виноват»
Не стали восстанавливать,
Мост этот. А комиссия.
С правительства решит тогда –
Чтоб Керченский мост разобрали.
После войны, опять всерьёз,
Рассматривалось руководством,
Страны – чтоб возвести опять,
Мост между Крымом и Кубанью.
Создадут новый там проект,
Автор был – Борис Константинов,
Советский инженер, тогда,
В постройке мостов имел опыт.
(По случайному совпадению, он же проектировал
Построенный в 1938 году в столице, Крымский мост –
Висячий, через Москву – реку, идущий от улицы Крымский Вал)
Май 1949 года
Вышло постановленье там,
Чтобы строительство начать там,
Совет министров СССР,
Дал разрешение на это.
(Хотя подготовительные работы велись с 1947 года).
На два пути рассчитан мост,
Оба там железнодорожных,
И там, две так же полосы,
Для автотранспорта к тому же.
(Рядом с мостом предполагалось установить.
Гигантскую бетонную фигуру Сталина).
Но позже уже, и сам вождь,
Посчитал, что объект тот очень,
Народному хозяйству всё ж,
Дорого тогда обойдётся.
1950 год
Прекращено было в тот год,
Строительство моста такого.
Вместо него строить начнут,
Паромную там переправу.
И до недавних пор ещё ж,
Вагоны там перевозились,
С одного берега в другой,
Паромами лишь там морскими.
О стройке ж Константинова,
Напоминает теперь только,
Опора первая, что ту,
Успели заложить в то время.
(Она до сих пор выглядывает из воды со стороны
Крымского берега)
По материалам Элины Погониной.
Свидетельство о публикации №120042702160