Полюбив я, мамо, дiвчину одну... - 48
Целую неделю Николай ходил сам не свой с предчувствием вызова на допрос в милицию, но вопреки ожиданиям, на вахту рабочего общежития пришло лишь заказное письмо без строго-обязательного в СССР обратного адреса. В нем была вложена короткая прядь светлых волос и черно-белая почтовая открытка с аллегорическим сюжетом, на обратной стороне которой был написанный от руки, убористым почерком, текст:
«Ты сказал, что любишь меня не как женщину. Я поняла это по-своему: для тебя я всего лишь незрелая барышня. Во мне нет ещё той женственности, которая есть уже в твоей невесте. Но у меня найдется кое-то существеннее – я умею читать по глазам. В твоих глазах я прочитала тоску. Если б ты любил Эмму, они светились бы счастьем, точно так, как светятся у неё. Мой итоговый вывод прост: она тебя любит, а ты её нет. Прикоснувшись к чужой душе, ты за неё в ответе, но стоит ли давать кому-то надежду, если не можешь её оправдать?..»
Следующие два выходных дня Колян провёл в Центральной городской библиотеке имени Ф. И. Тютчева. Уткнувшись глазами в открытые книги, студент-заочник готовился к зимней сессии, хотя его мысли были очень далеки от изучаемых предметов. Впервые в жизни он оказался перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями: жить по долгу или по совести.
Что такое жить по закону всем более-менее понятно, хотя и тут красноречива поговорка: закон что дышло – куда повернул, туда и вышло. А вот как это жить по долгу? И что такое жить по совести?..
Совесть* – это и есть чувство долга, точнее, индикатор неисполненного долга, способность ощущать вину/провинность. На этом можно было бы поставить точку, но**…
Как только человек становится способен слышать себя и придавать этому внутреннему голосу значение, очевидностью становится то, что чувство вины не исчерпывается чувством провинности (нарушения правила), вина не равна по объему не отданному долгу. Вина «ощущает» что-то сверх того; а может случиться и так, что долг будет исполнен, а неудовлетворенность останется. Наше «чувствую, что нехорошо» неизменно оказывается тоньше и глубже любого нашего «знаю, что нужно», – но почему? Видимо потому, что вопрос «хорошо ли?» открыт бесконечности факторов, тогда как всякое «нужно» всегда определено, ограничено. Совесть оказывается умнее любых представлений о должном, и движет мораль вперед. Мораль перерастает послушание, совесть перерастает долг***.
Николай понимал, что долговые обязательства перед Эммой и её родителями не позволят ему сойти с дистанции по собственной инициативе, долг чести платежом красен. С другой стороны, между ним и фактически самонаречённой невестой ничего, кроме платонических отношений, не было, даже поцелуи и те понарошку. В своей балашихинской подружке Колян больше всего ценил то, что своим озорным характером она была очень похожа на хуторскую, с шилом в заднице, зазнобушку, что навечно осталась первой любовью. Ведь так сильно, как предавшую его сопливые надежды Эмму, он ещё никого не любил. И вполне возможно, что никогда и не полюбит...
Ту нравственную трагедию в духе Шекспира переиграла война. И тут, из-за пыльных театральных кулис, на сцену нового драматического спектакля, появляется эмансипированная девочка, которая вынудила его переосмыслить картину пережитых им событий, а еще взглянуть за гранью формальных условностей...
«Зачем тебе это, Поля? На чужом горе счастья не построишь, на чужом горбу в рай не въедешь...»
- Время не подскажете?.. – обратилась к нему симпатичная девушка-очкарик с подшивкой «Науки и жизнь» в руках.
- Время вечернее, - сострил он, - за окнами темно. А часы перед Вами, на стене, между Марксом и Энгельсом.
- Вы не подумайте, что я к Вам пристаю, у меня очки для чтения, так далеко я не вижу...
- Пардон... Восемнадцать часов, тридцать семь минут.
- Спасибо, Вы очень любезны.
(продолжение по ссылке)
http://stihi.ru/2020/04/27/10331
* Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми и обществом, внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, называется совестью. В то же время, совесть – понятие расстяжимое, не даром говорят, что она у каждого своя.
** «Словарь. Психология и характерология понятий» Александр Круглов (Абелев).
*** http://alkruglov.narod.ru/consduty.html
Свидетельство о публикации №120042609459