Славяне! Сказ тридцать третий

Кощей.

   Славянский Бог Кощей - сподвижник Бога Чернобога, быль упоминаниями о нём полна,
Кощей ушёл вместе с Чернобогом во время битвы Света и Тьмы, что была в незапамятные времена.
   Бог Кощей - воевода рати, в задачу которой входит очищение от неправедно живущих;
Каждую ночь он выезжает из Нави* в Явь*, чтобы забрать с собой неправедные души,
Чтоб у них была возможность начать жить в иных жизнях, в праведность влекущих.
   Славянский Бог Кощей, как говорят сказки, поверьте, -
Это всё же карающий Бог Смерти. 
    Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно, от слова «кость», первоначальное значение «худой, тощий») -
Персонаж восточнославянской мифологии и фольклора - волшебной сказки, если говорить проще.
   Злой чародей, смерть которого запрятана – не в сундуках,
А в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах:
  «На море-океане есть остров, на том острове дуб стоит,
Под дубом сундук зарыт,
в сундуке - заяц, в зайце - утка,
В утке - яйцо, в яйце - игла, - смерть Кощея».
Вот как спрятана  смерть злодея.
   Кощей – и царь, и колдун, иногда - всадник на волшебном говорящем коне .
Часто выступает в сказках в роли похитителя невесты главного героя, когда тот был во сне.
Изображается Кощей в виде худого высокого старика
Либо живого скелета; любой, увидев его, от страха ахнет;
В поэзии Пушкина он представляется скаредным и скупым - «царь Кащей над златом чахнет».
   Помимо русских народных сказок, Кощей упоминается в чешской сказке «Меднобородый»
И в польской «Пять овечек» он «Кощеем Меднобородым» именуется
И владыкой подземного царства зовётся -
Вылезает из воды или из ржавого болота
И имеет потому ржавую медную бороду – вот и зовут его так от этого-то.
   В русских народных сказках появляется Кощей в разном обличье, в виде разных лиц:
Царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц;
В сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы
И лежит он на железной кровати с закрытыми веками, как у спящих упырей,
И поднимают ему веки  двенадцать могучих богатырей.
   В ряде сказок - «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня» -
Кощей предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть»,
Имеющим бич в семь сажень – длинней, чем хвост у коня.
И живёт он в избушке на курьих ножках, сам -  хозяин Подземного царства притом.
Наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича» он предстаёт то в одном облике, то в другом.
   В народных сказках его антагонист - не разнаряженный заморский королевич,
А герой русских народных сказок Иван-царевич.

______
* Явь, правь и навь - в современном русском неоязычестве «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания». В Прави живут светлые славянские Боги, в Яви – люди и стихийные Боги, а в Нави – тёмные Боги.


Рецензии