О творчестве
Зачем мы читаем стихи? Наверное, для того, чтобы найти у автора мысли, созвучные нашим. Почему мы любим тех или иных авторов? Потому что мы находим у них то, что необходимо нам в данный момент. Ведь именно они смогли столь лаконично выразить то, что чувствуем мы и порой не в силах изъясниться. Стихи пронзают насквозь и приносят очищение. Происходит некий катарсис, психологическое освобождение… точно так же, как и тогда, когда зарождается стихотворный образ, идёт мыслительный творческий процесс, результатом которого станет логически законченный текст.
Для того чтобы писать, нужно одиночество. Стихи требуют и определенного настроя. Помню, в один из зимних вечеров, когда родители ушли в гости, а недели через две мне предстояло ехать в Москву на сложную операцию, у меня родились слова:
На слабость –
Не имею права.
На трусость –
Не имею права.
На стоны –
Не имею права.
И на унынье –
Не имею права.
Но я на жизнь имею право!
И горько –
Улыбаться надо.
И тяжко –
Улыбаться надо.
И больно –
Улыбаться надо.
И жизнь не в радость –
Улыбаться надо.
Но снисхождения – не надо!
Ведь я,
Живя на белом свете,
Не только за себя
В ответе!
Я тогда подумала, что, как бы там ни было, человек должен до конца пройти то, что предначертано. Без стенаний, упрёков и уничижений. Он, уже придя в этот мир, ответственен не только за себя и свои мысли и поступки, но и за тех, кто находится рядом. Ведь все мы связаны друг с другом незримыми нитями. Если будет спотыкаться один, то и у другого начинаются проблемы. Ничто, к сожалению, не проходит бесследно.
Стихи – продолжение меня самой. Я в них такая, какая на самом деле. Ранимая и наивная, может быть, и доверчивая. Хотя доверчивой себя не могу назвать. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А я думаю, что и этого будет мало. Всей жизни может не хватить… и прав был мой покойный друг, говоря: «Думаешь, что знаешь человека, живущего рядом, до конца. Но нет, каждая новая ситуация может высветить всё новые грани и черточки, так что он предстаёт перед тобой с совершенно незнакомой, неожиданной стороны». И это правильно. Мы сами себя порой не узнаём в различных ситуациях, а что же тогда говорить об окружающих? Ведь у каждого человека – свой, индивидуальный мир, недоступный для нас. Посторонний туда может войти только с позволения данной личности. С самого начала своей жизни человек своими руками по кирпичику созидает свой душевный храм мироздания, пытаясь обрести, найти недостающую душевную гармонию... вот это созидание и есть, наверное, творчество. Творчество – это тайная сторона подсознания, которая, на мой взгляд, не поддаётся никакому логическому объяснению.
Мой мир такой большой и сложный,
там нет границ добру и злу.
Там одинаково возможны
паденье и полёт во мглу,
где равноправие законов,
где чёрно-белый силуэт
блуждает средь людских притонов
и излучает тусклый свет.
Очень рано я осознала, что важно выслушать человека, дать ему высказаться. Уже в школьные годы меня заинтересовала психология. Через много лет у меня в уме сложатся строчки:
Через единство к множеству иду,
в душе своей ошибки исправляя,
суть бытия земного познаю,
всё то, что чуждо сердцу, отрицая.
И для меня счастливей нет пути,
и истина – святое откровение,
где словно есть прозрение души,
но не духовного отнюдь смирения.
И коль, пылая, мысль в словесной мгле
задуматься заставит о прошедшем,
то, значит, не напрасно на Земле
зовётся слово истиною вечной.
Человек должен чувствовать свою значимость. Он не может без этого, нуждается во внимании со стороны окружающих. Он как бы видит в них свое отражение и, соответственно, на этом строит отношения с другими. Я считаю, что мне всегда везло с людьми, которые встречались на моём пути. Именно чувство благодарности передано в стихотворении «Я приду»:
Ты мне не обещай,
лишь знай одно –
здесь ждут тебя
в любое время года.
Ты приходи,
смелей стучи в окно –
пусть даже и в ненастную
погоду.
Сумею отогреть у очага
душевным пламенем,
теплом неугасимым.
Нам вместе хорошо,
и пусть всегда
друг другу будем мы
необходимы.
А вообще, почему именно та или иная тема просится в свет? Я никогда не могла себе этого объяснить. Бывает, что стихи рождаются из образа, увиденного во сне. Однажды я увидела во сне уходящую платформу поезда, на которой стоял одинокий человек… Проснувшись, я сразу, на одном дыхании, написала:
Поезда приходят и уходят,
уезжают, приезжают люди.
Многогранный мир меняться будет
Безвозвратно
в этих серых буднях.
Дни летят, как птицы
в поднебесье,
и слагаются часы в недели –
старый дом
становится вдруг
тесен
от пропетых и забытых песен.
Оборвётся чья-то жизнь
на взлёте
иль затихнет в тупике сознанья –
человек живёт в одном полёте,
познавая тайны мирозданья.
Поезда уходят и приходят,
приезжая, остаются люди...
счастье неприкаянное бродит
средь заблудших
в суматохе судеб.
…В нашей районной газете как-то опубликовали стихи Вячеслава Антонова «Тоскует женщина, всё зная наперёд,/Что у неё весны уже не будет./И поцелуем утром не разбудит/Любимый, – тот, который не придёт…». Я буквально пару часов находилась под впечатлением прочитанного, и через какое-то время появилось вот это:
Жить в ощущении призрачной надежды,
Которая со временем уйдёт...
А сердце в том тумане, как и прежде,
Всё будет ждать того, кто не придёт.
Всё будет ждать, надеяться напрасно,
От стука каждого тревожно замирать,
Хотя и будет совершенно ясно,
Что некого и нечего уж ждать.
Наверное, неслучайно человек приходит в поэтический мир через чувство влюблённости. Именно в это время он максимально открыт для восприятия нового и неизведанного, того, что ранее было скрыто за семью печатями. И именно в это время человек максимально уязвим. Обострённые чувства просятся наружу, требуют выхода, переполняя душу…
Жизнь – это музыка судьбы,
где встречи нотками любви
и созиданьем отношений
сложились в чудеса свершений,
в красивую мелодию души.
Мелодия сердечных чувств,
творя единство наших уз,
звучит, чаруя, возвышая
и всё святое утверждая,
ей свойственны печаль и грусть.
Печаль торжественно светла...
Пока любовь и красота
владеют страстными сердцами,
гармония – как мост меж нами,
и, значит, в жизни нет греха!
И только от самого человека зависит, к чему он будет стремиться и, в конце концов, придёт… Пусть даже ему суждено пройти по жизни вечным странником, но всё равно его путь – это его путь. Путь, который он должен пройти до самого конца…
Что человек? – песчинка в этом мире,
в плену сжигающих людских страстей.
Он – вечный странник, ищущий
в пустыне
мираж оазиса среди чужих огней.
Плутая по неведомым дорогам,
бредя вслепую в полной тьме порой,
доступен всем житейским непогодам,
он обретает мудрость.
Божьею искрой
становятся минуты озаренья,
зовут что за собою в высоту.
Ценой утрат, мучительных сомнений
он слушать учится. Себя и тишину.
Что человек? – Вселенная над миром
простых и человеческих страстей...
Как важно не творить себе кумира,
ища себя среди чужих огней.
И ещё. Если человек, несмотря на пройденный путь и перенесённые испытания, не смог понять себя и смысла своей жизни – что происходит зачастую со многими, которые уже отчаялись и потеряли нить, ведущую их по жизни, или же выбрали для себя путь, ведущий в никуда, – то ни о какой гармонии в душе не может идти и речи. У Бориса Пастернака есть такие строки: «Всем тем, кому я доверял,/Я с давних пор уже не верен./Я человека потерял/С тех пор, как всеми он потерян». Эти классические строки плавно перешли в мои мысли, получилось «почти по Достоевскому»:
Коль Бога нет, то значит – всё дозволено?..
И сатанинский танец начался.
Как горек факт свершившейся истории,
когда сходили многие с ума,
во тьме искали истину распятую,
пытаясь по кусочкам растащить
богатство духа... И неслись проклятия
вслед тем, кто неспособен зло творить!
Коль Бог на свете есть, то всё позволено,
страдание Христа искупит всё,
и для бесчинств не нужно больше повода,
горят святыни сердца твоего...
Кровавое и жуткое побоище –
вершится зло под маскою добра.
Явилось миру страшное чудовище
вдогонку воплощению творца.
Коль человека нет, то всё дозволено,
и суд идёт над душами людей...
О, сколько ж судеб в горькой битве сложено
в суровом царстве суматошных дней,
изнемождённых яростными драками
за право голоса среди толпы,
на вечные скитания заклятые
по перекрёсткам, где горят мосты.
Загнав себя во мглу неимоверную,
порвав все нити тонкие в душе,
избавившись от страха суеверного,
ты должен Бога отыскать в себе!
Мрачные стихи получаются от мрачных раздумий. И как бы то ни было, а только любовь и добро в силах помочь человеку в подобных случаях. Осознав цель своего бытия, человек уже становится неспособен только на потребление. У него в душе поселяется неизбывная потребность отдавать и делиться своими знаниями и умениями с окружающими его людьми. И это означает, что не всё так плохо, хоть и все мы – несовершенны…
Два космоса – вселенной и души –
во времени сольются воедино –
и ощущенье вечности, любви,
что двери мироздания открыло...
Богатство неизбывное – добро,
сердечное тепло и человечность –
лекарством от жестокости оно
в веках служило, утверждая вечность;
и красота, спасающая мир,
целительна земною простотою,
всей хрупкостью гармонии святой –
как два крыла, простерлись надо мною.
=Луч Фомальгаута= № 11 2013г.
(вступление к сборнику "Воздушный замок")
Свидетельство о публикации №120042508192