Живая Победа Ивана Алексеева

 
               
На эти заметки меня натолкнуло моё участие в проекте «Живая Победа» - реконструкции снимков военных лет, прошедшего в которых уральских городах в канун 73 годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В проекте объектом реконструкции стала фотография моего родного деда по материнской линии Алексеева Ивана Тимофеевича, я же стал «субъектом» этого проекта – именно с моего «образа и подобия»  воссоздавали портрет деда.
Написать про него я хотел давно, но то ли не было особого (т.е., сиюминутного)  повода, подтолкнувшего к написанию, то ли не хватало сведений, то ли, как обычно бывает: всё наиболее важное и срочное, оставляем  на потом, до лучших времён…
                1.
Деда я не видел ни разу. Он погиб задолго до моего рождения – в первое военное лето Великой Отечественной.  До поры до времени я о нём почти ничего не знал.
 Бабушка про деда рассказывала мало: в те годы не принято было делиться самым сокровенным, а может быть и потому, что  по неписанным законам того времени «рекомендовалось»  говорить  исключительно о родственниках «геройски погибших  на фронтах», а «без вести пропавшие», кем числился мой дед, приравнивались чуть ли не к  предателям.
 Даже отчество  – Тимофеевич, весьма редкое в наше время, не сразу запомнилось и во время майских митингов у обелиска погибшим на фронте односельчанам,  всякий раз приходилось напрягать свою детскую память, чтоб  среди многочисленных Иванов Алексеевых, коих немало было в нашем селе (и имя, и фамилия-то – исконно русские, уральские), отыскивать  «своего». По молодости мало задумываешься о своих корнях, предках, от  которых к тебе перешли не только цвет волос и характер. Сейчас,  анализируя собственную жизнь, сопоставляя её с найденными фактами из жизни моего деда, я могу сделать выводы, что, не смотря на то, что наше совместное существование разделяет почти четверть века, ничего не пропало бесследно. И я не только нахожу в своём лице узнаваемые до боли черты (и не только я: это же, почти неуловимое сходство, пытались отыскать на фотографиях – дедовой и моей - ребята  из проекта «Живая Победа»), но и более значительные, глобальные влияния и закономерности.
Так, узнав, что дед до своей службы в Красной Армии некоторое время работал избачом  в своей родной деревне Сипава, я не мог не принять эти сведения с особенным энтузиазмом и воодушевлением. Получается, что я, не зная этого факта дедовской биографии, следовательно,  независимо от него, без влияния  этого обстоятельства на собственные решения, самостоятельно выбрал ту же самую профессию,  что и дед  (Я закончил Свердловское культурно-просветительское училище по специальности «режиссёр самодеятельного театра» и Уральский политехнический институт по специальности «менеджер культуры», с конца 80-х годов подвизался на «хлебах»  сельского  культпросветработника, позднее работал  в сфере городского управления культуры…)
Дед, по всей видимости, и, судя по рассказам-оговоркам бабушки, был яркой творческой личностью: именно на основе общности творческих интересов и возникла взаимная симпатия моих будущих прародителей: дед был руководителем «культурного сектора» на селе – заведовал избой-читальней, а бабушка была  активной участницей художественной самодеятельности – «синеблузницей», актрисой театральных постановок, где играла неизменных хрестоматийных старух – роли, которые доверяли только ей, кроме того, хорошо пела, впоследствии стала участницей знаменитого   Сипавского фольклорного ансамбля под руководством Натальи Пироговой. Это творческое начало, вызвавшее взаимную симпатию и соединившую два некогда чужих и далёких друг другу сердца  в единую семью или, как говорили тогда, в «ячейку общества», не могло не сказаться на потомках, проявившись хотя бы через поколение - мама моя слуха и способностей к творчеству, помимо рукоделия, не имела*. Я  же уже в самые ранние годы поражал родителей, учителей и сверстников своими «закидонами»:  в   1 классе потребовал купить скрипку, почувствовав небывалый зуд и интерес к этому инструменту,  во втором написал в сочинении, что хочу быть мультипликатором, а никаким-таким не космонавтом, в 5 классе исписал общую школьную тетрадь рифмованными строчками, нацарапав на обложке очень серьёзное и умное  слово «Стихи». А  в  8 классе я самостоятельно научился играть на гитаре, дав при этом себе обет – сочинять песни, к исполнению которого шёл долгое десятилетие, написав   самую первую  уже после службы в армии, в возрасте  24 лет, находясь  в стрессовой ситуации перспективы не сдачи дипломного спектакля по причине невозвращения с гастролей главного  актёра  моей постановки. 
Нынче всеми  творческими удачами я готов  с радостью «поделиться» со своими,  не обделёнными талантами, предками. Я считаю, что многим, огромно многим,  фактически всем обязан своим генам, которые немало  «потрудились» над тем, чтобы   вся моя  жизнь  была связана именно с творчеством:  участвовал в выставках художников, в том числе за рубежом, играл в спектаклях профессионального и самодеятельного театров, имею некоторый кинематографический опыт, до сих пор пишу песни и стихи, участвуя и даже побеждая в соответствующих фестивалях и конкурсах, являюсь членом Союза писателей России, имею собственную книгу стихотворений, публикации в коллективных сборниках, в «толстых» и не очень  журналах, сам являюсь членом редакционного совета одного из них. И только недавно, сравнительно недавно, я  узнал об истоках всех моих творческих начинаний, вернее, осознал их, эти истоки. Поэтому столь подробные личные детали  в рассказе про деда не кажутся мне чересчур неуместными, а напротив, все свои жизненные достижения – продолжением пока ещё ненаписанной и, к сожалению,  несобранной до сих пор  биографии моего деда Алексеева Ивана Тимофеевича. Таких достижений не особенно много и они не очень большие и заметные, но я почему-то надеюсь, что деду за меня там не стыдно.
                2.
Бабушка прожила со своим мужем в общей сложности  не больше двух месяцев  (почему-то моя память  сохранила именно эту цифру, возможно, сама она, бабушка,  вела свой личный отсчёт от времени  призыва  мужа в  Красную Армию, а не со дня свадьбы) Сразу же после вступления в брак (но скорее всего: сразу после рождения первенца Виталия) Ивана Алексеева призвали на службу в Красную Армию. Затем он приезжал в отпуск на месяц. Обустроившись на месте службы,  вызвал и перевёз семью к себе. Но совместное проживание продолжалось недолго: вскоре часть, в которой служил младший лейтенант Алексеев, перекинули к самой границе, в Латвию, и на семейном совете было принято решение – возвращаться на Урал. В итоге  и набралось-насобиралось:  до денёчку, по ночке, по выходному, по празднику  –  два месяца. Два месяца, которые сопоставимы с целой жизнью, два месяца, которые растянулись на целую жизнь, вернее, на две полноценные жизни – одну длинную, полную лишений и невзгод, другую – очень короткую и трагическую…
Бабушка одна поднимала детей, замуж она так и не вышла, хотя желающих было немало, в том числе и из города, что в тяжёлое послевоенное время было немаловажным: переехать с колхозных трудодней на заводской оклад мечтали многие. Но баба Анна осталась верной мужу до конца.  В семейных конфликтах, порой случающихся между моими родителями и моим собственным семейством, бабушка всегда выступала на стороне внука и его жены Ирины. Когда  я, так же как и дед,  вынужден был по рабочим обстоятельствам некоторое время находиться вдали от родительского дома, в котором  временно обитали мои жена и дети, бабушка выступила активной зачинщицей  воссоединения молодой семьи, в противовес  желаний  моих  родителей, ратующих за  временную отсрочку этого события на основании неустроенности жилья  в  месте этого воссоединения.  Главным аргументом для родителей было -  постоянное наличие «под рукой» любимых внучек, требующих повышенного внимания и комфортных бытовых условий. Бабушка же, любящая внучат нисколько не меньше, однако, была непреклонна и её аргумент –  «Муж и жена должны жить вместе, вдруг завтра война!», подкреплённый её личной судьбой, не смогли поколебать никакие доводы – в результате воссоединение состоялось.
Баба Аня  принимала активное, даже несколько повышенное,  участие в моём воспитании,  словно компенсируя отсутствие в этом воспитании крепкой дедовской руки. После рождения моих собственных детей, всю свою нерастраченную любовь бабушка обратила  на них. Эта любовь оказалась взаимной: дочки и жена очень сильно привязались к  бабе Ане и часто вспоминают её в минуты радости и печали.
Я не раз посвящал свои песни и стихи бабушке. Интересно, что во всех моих этих творческих попытках  баба Аня  и дед Иван – всегда  вместе,  вместе хотя бы здесь. 
Провожала бабушка
 во солдаты деда.
Обещала Аннушка
ждать его с победой.

Как же вам, болезные,
было в сорок страшном
одиноко-боязно,
без вести пропавшим?!!

Разве под пилотками
не заметно нимбов?
Уходили ротами
с эшелонов – в небо.

… Остужающее белы
от бинтов и ужаса
облаками ангелы
над живыми кружатся.
                3.
В детские годы мои знания об Алексееве Иване Тимофеевиче - родном дедушке по материнской линии, были весьма скудны и минимальны:  дед погиб, вернее, без вести пропал  в  первые дни войны. Эти куцые  сведения подтверждались  красной тимуровской звездой на воротах дома «Бабани» - бабушки Анны. Такие символические «знаки отличия»  – жестяные красные звёздочки с чёрной окантовкой, - если солдат не вернулся с полей сражений и однотонные  (или с оранжево-жёлтым кантом) – если воин вернулся домой, устанавливались  в те годы на дверях квартир и воротах домов фронтовиков. В доме по улице Карла  Маркса, 1, в котором проживала моя бабушка, в нашем фамильном доме, с которым связана почти вся история семьи в 20 веке, на воротах была звезда с чёрной траурной «ленточкой». Эта звезда, как любая подробность в детстве, вызывала интерес и вопросы: где и когда погиб дед? Но ответов  не находилось: похоронка затерялась, а сведения из неё со временем исчезли из памяти семьи.
Однако, кое что я знал.  Дед был кадровым военным (он считался по тем временам  грамотным, почти учёным,  и, призвавшись  срочником,  службу начал сразу же с офицерской должности) Первое время жил один, без семьи, затем, обжившись на месте, приехал в отпуск и, скорее всего, именно в это время взял молодую жену с маленьким сыном Витей с собой в город Котельнич, где была расположена часть,  в которой служил дед. Там и родилась  незадолго до начала войны  моя мама – Симанова Алевтина Иванова. Время было тревожное, предгрозовое. Вся страна готовилась к будущей войне, о которой говорили почти в открытую, тем более в среде  военных. И когда часть, в которой служил дед, передислоцировали в Прибалтику, все уже знали, что со дня на день  она начнётся и дед отправил всё своё семейство – жену, трёхлетнего сына Виталия и  почти полуторамесячную  дочку обратно  на родину – в деревню Сипава.
Впрочем, всё это я узнал значительно позднее. А где нет полноценной информации, на помощь приходят бурная фантазия и воображение, недостатка которых у меня никогда не наблюдалось.  Впрочем, вся эта история – история моего «знакомства» со своим дедушкой -** сама словно мистически-приключенческая повесть. Надо сказать, что я  рос любознательным, достаточно начитанным ребёнком,  любил приключенческие книги и фильмы о войне.    Прочитанная книга или просмотренный фильм буквально заполоняли мою жизнь, я начинал действовать и существовать по логике главных персонажей – то в роли капитана Блада, то в качестве разведчика  Николая Кузнецова. Эти игры продолжались до прочтения (просмотра) нового понравившегося мне произведения искусства. Интересно, что из всех фильмов военной тематики я предпочитал «допогонный»  красноармейский период , то есть, по сути, именно фильмы о начале войны. Нередко в своих фантазиях я «оказывался» и рядом с дедом - то сослуживцем и его сверстником, то в моём настоящем возрасте, т.е., в качестве «сына полка»
Однажды мне особенно понравился один  из таких фильмов.  Действие происходило в Прибалтике. Непривычные для русского уха названия городов и населённых пунктов будоражили воображение. Особенно запал в душу Даугавпилс, причём настолько, что  все свои последующие военные «ролевые игры» я стал помещать именно в этом городке. Вскоре и «мы с дедом» были «расквартированы» в Даугавпилсском гарнизоне.
В детстве выдумка и реальность живут рядом, соприкасаются, часто заменяя друг друга. А игры претворяются в жизнь. Вскоре я уже был полностью уверен в том, что мой дед служил в городе Даугавпилс,  защищал его от врагов и тут же «погиб от пули одного из них». Я сам поверил в это, причём, поверил настолько, что однажды на вопрос учительницы:   где воевали мои родственники, ответил: в Латвии, в Даугавпилсе.
  И даже спустя годы, уже будучи взрослым человеком, на давний школьный вопрос своей учительницы я всегда отвечал однозначно: мой дед погиб в г. Даугавпилс. И это не было ложью, - наивной, без намёка на какую-либо выгоду и, тем более, не было откровенным враньём. При этом, я прекрасно помнил всю предысторию появления этого моего нового знания. 
И вот однажды, 17 апреля 2016 года, в день 10-летия со дня смерти  сына Ивана Тимофеевича, моего дяди Виталия Ивановича Алексеева, его сын Александр Витальевич, мой сродный брат, прислал мне по социальным сетям (в ВКонтакте) письмо, в котором сообщал, что именно сегодня, в столь знаменательный  день, наконец  удалось раскопать сведения о нашем общем предке. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что мой дед без вести пропал, находясь на марше из города Резекне в город Даугавпилс! И оказалось, что  мои детские фантазии  - реальность! Никакие другие сведения: ни номер части, в которой  служил дед, ни имена командиров, ни даже то обстоятельство, что мой дед, по факту, был одним из первых десантников в нашей стране (он командовал взводом в воздушно-десантном корпусе) уже не имели значения, померкли перед  моим личным открытием: я уже давно каким-то невообразимым образом угадал место гибели деда и пребывал в этом своём убеждении всю свою жизнь, и, получается, пребывал не зря, не напрасно и, главное, небезосновательно!
                4.
Алексеев Иван Тимофеевич родился в 1916 году в с.Сипава Каменского района Свердловской области в крестьянской семье. В семье было семеро детей, пять сыновей. В 1937 г. женился на Белоусовой Анне Афанасьевне.  3 января 1938 года родился сын Виталий, 3 апреля 1941 года -дочь Алевтина. До призыва работал избачом в Сипавской избе-читальне. Призвался в Красную Армию в Каменском военкомате в январе 1938 года. Служил в в/ч 3269 203-й стрелковой дивизии (командир бригады Конинский Василий Алексеевич) в г. Котельнич Кировской области (где у него родилась дочь Аля) Командовал взводом в звании младшего лейтенанта. В мае часть была передислоцирована в Прибалтику, в г.Резекне (Латвия), где из 203 стрелковой дивизии была сформирована 9 воздушно-десантная бригада 5 воздушно-десантного корпуса Прибалтийского военного округа (командующий генерал-майор Иван Семёнович Безуглый) 22 июня 1941 года часть, в которой служил лейтенант Алексеев, находилась на марше из Резекне в Даугавпилс. Без вести пропал в г. Даугавпилс предположительно 2 июля 1941 года.
                5.
 Сейчас я могу почти со стопроцентной достоверностью воспроизвести основные обстоятельства жизни  Ивана Тимофеевича. Конечно, это ещё не полная биография, многое ещё предстоит узнать. Своеобразным завершением моей истории стало моё же участие в проекте «Живая Победа». Само это участие было полно мистических и просто  совпадений. Например, к проекту привлекли и мою жену Ирину (артистический псевдоним – Ирма Арендт) в качестве приглашённой модели-актрисы, изображающей знаменитого скульптора Веру Мухину, находящуюся в нашем городе  Каменске-Уральском во время эвакуации. Хотя, по всей вероятности,  она не могла  принимать участие в этом мероприятии  (родственники жены в войне не участвовали – русским «фашистам» воевать не разрешали, да и фотографий военной поры у репрессированной семьи поволжских немцев не сохранилось, вернее, просто не могло быть – не до того было в голой казахской степи, куда  была выброшена на произвол судьбы и верную смерть  моя будущая родня), но это не помешало «повоевать» моей супруге.
Сам я узнал о проекте случайно и в последний момент. Послал фотографии деда и свою наудачу, совершенно не предполагая и почти не надеясь пройти отбор – слишком много «несовпадений» нашёл я на посланных мною фотографиях. Однако, ответ мне пришёл почти мгновенно – примерно через час и ответ был положительный!  Довершением всего стало ещё одно неслучайное совпадение: когда   я, собираясь на фотосессию, в последний момент полез в книжный шкаф, чтобы достать наугад какую-нибудь книгу для временного хранения-переноски фотографии деда, моя рука  «выбрала»  сборник «Вечный огонь. Поэты одного города о войне», в которой среди  стихов каменских авторов было опубликовано и моё стихотворение!
Я не особенно надеялся, что попаду в проект «Живая Победа», не смотря на то, что очень желал этого, видя в участии, помимо  общепонятных побуждений, только мне одному  доступные смыслы и символы. Но случилось!
И вот меня облачили в форму военного, вернее, «довоенного», образца – без погон, убрали гримом временные несоответствия, несколько скрыв разницу в возрасте. И вот я уже сижу перед объективом фотокамеры и, как  в свои детские годы, представляю себя, нет,  даже не в роли моего деда, а именно им: будто это я-он снимаюсь  на предвоенную карточку перед  спешной отправкой   на фронт. Снимаюсь, чтобы оставить о себе хоть какую-то память у жены, детей, внуков… Вот он-я, смотрящий в объектив, как в неизвестность, в будущее.  А оттуда, из объектива, на меня смотрят глаза моих  грядущих потомков – мои собственные глаза. Отражение меня в будущем, в настоящем…

Конец

     ДОПОЛНЕНИЯ К ОСНОВНОЙ РАБОТЕ:

                Примечания:
* -  творческие способности деда Ивана отразились на его старшем сыне Виталии Ивановиче. В молодости «дядя Витя» писал стихи, всю жизнь проработал трактористом, но сумел сохранить чуткость к живому поэтическому слову, я не раз видел его плачущим над песней или стихотворением. Подробнее про моего дядю Виталия в моём воспоминании «Про красные штаны и солдатские погоны»:

… Был у меня дядя – родной мамин брат Виталий Алексеев, лёлё Витя  (так на Урале зовут крёстных отцов –  лёлё, от «лелеять, лелекать,  лелёкать», что пошло, кажется,  от славянского бога  любви и брака Леля). Лёлё Витя существенно повлиял на меня, на моё развитие, хотя почти  всю свою сознательную жизнь прожил на Украине.  Дядя любил поэзию, это он дал мне имя – в честь своего любимого поэта Сергея Есенина. В молодости  дядя сам писал стихи, немного играл на семиструнной гитаре. У него были большие деревенские руки работяги, такие, что пальцы, расширяющиеся  к кончикам, зажимали сразу по две струны. Мне, мальцу, это было удивительно, я завидовал дяде:  с такими руками можно никого не бояться  и на гитаре легче играть, потому что для игры необходимо значительно меньшее количество  пальцев, чем обычным людям.  Короче, понятно, что дядю я очень любил, гордился им  и слушался больше, чем  бабушек и родителей.  Ещё у меня были красные штаны, которые я тоже очень любил.  И ходил только в них, не давая надевать на себя что-либо другое, хотя ходить  мне было
особо  некуда:   в детсад и обратно. Мои родители сильно переживали по этому поводу – не потому, что в деревне было некуда выйти, а потому что им было стыдно, что сын ходит в одних и тех же «портках», причём, весьма старых и обветшалых. И поэтому, едва дождавшись первой серьёзной дырки на брючках, с радостью пустили их на ремки-половики. И когда утром я обнаружил пропажу любимой вещи, весьма огорчился по этому поводу. Грянул скандал: я наотрез отказался идти «на работу».  Выручил, как всегда лёлё Витя: «Что за слёзы?
Ты же будущий солдат! А солдаты не плачут!».  С этими словами он сшил из остатков штанов   настоящие красные (!) солдатские погоны…  После чего радостный  «служивый» был торжественно  препровождён «под конвоем» к месту «дислокации».   Впоследствии,  погоны неоднократно перешивались на разные «гимнастёрки»

… Я был слишком мал, несмышлён и не сохранил дядины юношеские песни и  стихи  (он, покинув родину, писать перестал).  Но одна песня в памяти сохранилась и я
впервые её исполнил, когда надел на плечи настоящие погоны…


  Виталий Алексеев
    СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА

Кто не был солдатом - не знает, поверьте,
как счастлив и радостен он,
когда в голубом или сером конверте
письмо принесёт почтальон.

Когда далеко до родимого дома
и где-то осталась любовь,
тогда-то и почерк до боли знакомый
тревожит солдатскую кровь.

Чтоб помнить родные, любимые руки,
когда-то ласкавшие нас, -
пишите нам чаще, пока мы в разлуке.
Нам это так нужно сейчас!

Солдатские будни хотя и тяжёлы, -
причины печалиться нет!
И только тогда мой земляк невесёлый -
когда не получит ответ...

© В.И.Алексеев (03.01.1938 - 17.04.2006)

**-  в своих мысленных обращениях к своему деду, в рассказах о нём я всегда называл его именно «дед», а не по-домашнему «дедушка». Видимо, потому что никогда не видел его, не знал его ласк и наказаний за детские шалости и проказы, не слышал его советов, напутствий, рассказов о войне.  Поэтому, между нами всегда дистанция, стена, временная брешь, вырванная с корнем и кровью  войной. Да и странно называть дедушкой 25-летнего молодого мужчину! Только «по факту», официально-документальному свидетельству – дед…
Дополнительные документы:
Информация из приказа об исключении из списков
ID 73962468
Фамилия Алексеев
Имя Иван
Отчество Тимофеевич
Дата рождения/Возраст __.__.1916
Последнее место службы в/ч 3269
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.07.1941
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 563783
Номер дела источника информации 47
Источник: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73962468
Источники:
 Алексеев, Иван Тимофеевич. [электронный ресурс] // Помни меня[сайт]. Москва -   http://www.pomni.is74.ru/person/94905/
Алексеев, Иван Тимофеевич. [электронный ресурс] Обобщенный банк данных «Мемориал» - банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.   // МЕМОРИАЛ[сайт]. Москва -   https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73962468
Симанов. С. Памяти деда Алексеева Ивана Тимофеевича. [электронный ресурс] // Сергей Симанов  (Кумохоб)//  СТИХИ.РУ [сайт]. Москва -  08.05.2016 23:48 http://www.stihi.ru/2016/05/08/10772
Симанов. С. Про красные штаны и солдатские погоны. [электронный ресурс] // Сергей Симанов  (Кумохоб)//  СТИХИ.РУ [сайт]. Москва - http://www.stihi.ru/2017/06/13/5415
Симанов. С. Про красные штаны и солдатские погоны. [электронный ресурс] // Сергей Симанов  (Кумохоб)//  ПРОЗА.РУ [сайт]. Москва -  http://www.proza.ru/2017/10/14/1126
Алексеев, Виталий. Солдатские письма. [электронный ресурс] // Виталий Алексеев // литературный клуб «Феникс» [сайт]. Каменск-Уральский - http://litclub-phoenix.ru/publ/118-1-0-572
        «Провожала  бабушка»  (видеоролик) исполняют Сергей Симанов и Виктория Закария https://www.youtube.com/watch?v=c6ekh11sML8

Фото: #живаяпобеда #президентскиегранты

Другие публикации материала: Информация из приказа об исключении из списков. сайт Хелпикс - база лекционного материала для студентов   https://helpiks.su/4-79255.html 


Рецензии