Комплексный анализ стихотворения
"Моя память молчит второй день"
http://stihi.ru/2018/06/08/4584
"Поэт всесилен как стихия -" решила начать своё эссе со строки из произведения Ф.И. Тютчева, слегка изменив её прочтение. Сравнение поэта "со стихией" трактую в данном случае по-своему.
Это благодатная стихия. Стихия, состоящая из цунами слов, строк, стихов, налетающая день за днём, радующая меня, приносящая радость от понимания прочитанного, переполняющая мою душу сознанием, что я могу читать полюбившиеся мне строки ,испытывая невыразимое эстетическое наслаждение.
Сегодня я снова попадаю в осень. Берег реки, заросший камышами, её неторопливое течение.
Богатое воображение позволяет мне оказаться на берегу рядом с Поэтом и любоваться картиной наступающего вечера.
Покой. Спокойна интонация стихов. Чувства и мысли Поэта спрятаны глубоко в его душе.
Несколько строк выдают его состояние. Эти строки могут быть темой очень долгого разговора на фоне затухающего дня.
1."запах рек у святых деревень
и дыхание города пошлое.", из этих строк необходимо выделить слова "святых" и "пошлое".
2."а за ними вдали поворот,
тянет за руки к будущей старости. "Эта строка важна для понимания реки, как образа Жизни, введённого Автором в стихотворение.
Выделяем тему : наблюдение за осенним пейзажем на берегу реки.
Подтема(её представляет Автор вышеуказанными строчками стихотворения): обдумывание сегодняшнего мироустройства.
Анализируя это стихотворение, пытаюсь проникнуть в глубину мыслей Автора, понять его настроение, мировосприятие, "услышать" его размышления о настоящем и будущем.
Это заставляет меня углубляться в философию стихов, а не только воспринимать фон - пейзаж, чувствовать очарование любимого Поэтом осеннего вечера.
Раскрывая значение строк, слов, понятий, пытаюсь очень бережно передать своё ощущение, не ранить тонкие душевные переживания Поэта.
Слово "переживания" употребила не случайно. Они глубоки. Об этом ниже.
В произведении четыре строфы.
Первая строфа построена на антитезе. "Память молчит", но тут же
"у святых деревень ". Эти слова настраивают на воспоминания об исконно русском укладе жизни, о трудностях крестьянской жизни, о чистоте нравственной и духовной деревенского человека. Разговор и мысли могут зайти очень далеко, если подумать о нынешнем состоянии деревни.
В этой же строфе
"и дыхание города пошлое." Слово "пошлое" выражает резко отрицательное мнение Автора о современных городах. Многолюдность,как результат-обезличенность,падение нравов, деградация личности. Сосредоточение промышленных предприятий, что ведёт к загрязнению окружающей среды и нанесению вреда здоровью человека. Вот они - переживания неравнодушного, думающего Человека!
Я только предполагаю , о чём можно говорить , исходя из слов Поэта.
Две последующие строфы, отнесу ко второй части стихотворения.
Пейзаж, спокойное течение реки-образ Жизни, которое иногда меняется, если события или "Ветер сносит поверхность воды - "
Четвёртая строфа -заключение. Мысли о будущем периоде Жизни, который пока ещё очень далеко, как и река "за поворотом".
Выразил Поэт метафорично:"а за ними вдали поворот,
тянет за руки к будущей старости. "
В стихотворении на фоне осеннего пейзажа показан внутренний мир Автора, его настроение, его, никогда не прекращающаяся, работа сознания.
Моё восприятие заключается в том, что проникаясь размышлениями Поэта, я поддерживаю его понимание по вопросам ,затронутым в теме произведения.
Продолжаю анализ
стихов, говоря об их особенностях.
1. РИФМЫ. Перекрёстная.
день -деревень, тишина - волна(точная, мужская)
слабое -зяблое, пошлое - прошлое(не точная, женская)
2.ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.
Глаголы- 9, повторений нет.
Существительные - 32. Повторяется слово "река" во мн.ч -"реки".
Выбор лексики говорит о её разнообразии,что характерно для всех стихов Поэта.
Ключевые слова: река(Жизнь), святых деревень, дыхание пошлое, будущей старости.
Местоимения-2: моя, за ними.
Прилагательные(эпитеты): святых деревень, дыхание пошлое,свежий, зяблое...
Контекстные синонимы: позднее, строгое, зяблое.
Интересна характеристика осенней поры. "Спрятана" Автором в этих фразах:
засохшие просеки, задумчивые заросли.
Думаю , читатели поняли "задумчивость зарослей"- затихли, не шумят листвой в ожидании зимы.
Порядковое числительное -1. "Второй".
Предлоги:в,у,на,к,за.
Союзы:и,а.
Наречия:между тем, вдоль.
3.ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СТИХОТВОРЕНИЯ.
В словах 114 согласных , 84 гласных.
Звонких согласных 27, глухих 16.(на примере первого четверостишия).
Это придаёт особенность звучания произведению.
Встречается аллитерация в первой строке:"Моя паМять Молчит второй день: (Крупный шрифт мой)
Сцепление согласных:
"...вдали повороТ,
Тянет за руки к будущей старости" повороТ -Тянет(Крупный шрифт мой).
Мелодичность и ритм стихов Автора всегда на высоком уровне.
4.СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Бессоюзные сложные предложения:
"Между тем у реки тишина,
воздух свежий, течение слабое,
пар клубится, томится волна, -
время позднее, строгое, зяблое. "
Сложноподчинённое предложение с придаточными предложениями , обозначающими место действия(бессоюзное и с союзом "а"):
"Вдоль реки, по краям, хоровод
камышовых, задумчивых зарослей,
а за ними вдали поворот,
тянет за руки к будущей старости. "
Запятые отделяют простые предложения:" пар клубится, томится волна, - ",
служат для разделения однородных членов предложения: позднее, строгое, зяблое.
Знаки "тире" и "двоеточие" делят сложные предложения на смысловые отрезки.
5.ПОЭТИЧЕСКИЙ СРЕДСТВА.
Они, как никому, удаются Автору во всём многообразии его стихов.
Метафора:"
"запах рек у святых деревень
и дыхание города пошлое."
Олицетворения(метафоры):
"Моя память молчит второй день: ",
"Ветер сносит поверхность воды -"
Связь мира и человека прослеживается в данном стихотворении.
Богатство авторского мира, разнообразие жизненных проявлений, окружающих всех нас - я нахожу в каждом стихотворении Поэта.
Ему удаётся заворожить своими стихами и заставит биться моё сердце в одном ритме с каждым произнесённым Автором звуком, словом.
Закончу словами Ф. И. Тютчева, которые удивительно подходят для характеристики Поэта и Человека,его стихов, которые я не устаю читать.
"Тут целый мир, живой, разнообразный
Волшебных звуков и волшебных снов,-
О, этот мир, так молодо - прекрасный,-
Он стоит тысячи миров."
(Тут целый мир, Ф.И.Тютчев)
Светлана Климашова2 19.04.2020
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Здравствуйте, Светлана!
Благодарю Вас за внимание и профессиональный литературный разбор!
Сразу оговорюсь, что ничего особенного в том, что Вы прочитали нет:
обычная работа, но смысл её не всегда может быть понятен читателю, особенно
такому, который "галопом по европам", - то, что делаете Вы, как литературный критик,
помогает глубже понять главное - образы, метафоры, а в конечном итоге смысл. В то же время
каждый читатель "рисует" в воображение своё, что естественно и логично. Ваш труд необходим многим,
в том числе и автору: не всегда он до конца понимает, что написал и насколько написанное необходимо.
Храни Вас Господь! Берегите себя: бережёного Бог бережёт! С признательностью и уважением, Виктор Пашков.
Виктор Пашков 19.04.2020 06:41
Свидетельство о публикации №120042510348
Мне понравился он очень,
Ваши знания - успех!
Этому учили всех!
СВЕТЛАНА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО, ПОДРОБНО, УБЕДИТЕЛЬНО!!!
СПАСИ БОГ!!!
Николай Вершинин 2 05.09.2022 07:42 Заявить о нарушении
Всего доброго ,Николай.
Светлана Климашова Дерягина 05.09.2022 16:05 Заявить о нарушении
Николай Вершинин 2 06.09.2022 03:36 Заявить о нарушении