Воспоминания Бориса Ивановича Лукина
Автор этого воспоминания Борис Иванович Лукин (1947г.р.).
Печатается по его просьбе.
КИНО МОЕЙ ЮНОСТИ.
В одном из своих интервью, французский актёр театра Ален Делон, с горечью заметил, что настоящего кино уже нет давно. Оно умерло вместе с ушедшим от нас 20-м веком. Нынешние блокбастеры не пробуждают в человеке светлых чувств, а если что и возбуждают, так это всё низменное и порочное. А оно красочно описано давным давно, в Ветхом Завете Библии. Иной раз кажется: -Не возвращаемся ли мы в те далёкие библейские времена?-
Нам, тем, кому за 70 лет, посчастливилось жить и эпоху мирового кинематографа. Забытые сегодня шедевры мы видели, мы восхищались ими, а воспоминания о них и сегодня скрашивают нашу старость со всеми её невзгодами и проблемами.
Те далёкие фильмы уникальны не только по своим художественным достоинствам, но и судьбами их актёров.
В 1956-58 годах, в далёком Забайкалье, до появления телевидения оставалось ещё 4 года. Единственным развлечением на станции Степь Забайкальской железной дороги (Бурятия) для нас тогда было кино, которое показывали ежедневно, кроме понедельника, в гарнизонном Доме офицеров Советской Армии. Насколько я себя помню, я постоянно ходил под впечатлением просмотренных фильмов. Мать моя, по возможности, не скупилась на мои кинематографические запросы.
Недавно, в Интернете, я случайно "набрёл" на кратенькую биографическую справку на Владимира Манкетова. Сразу вспомнились два фильма с его участием в главных ролях: "Песня табунщика" и "Пора таёжного подснежника". В. Манкетов не был профессиональным киноактёром. Он являлся артистом Бурятского академического театра оперы и балета. Однако это не помешало ему блистательно сыграть своих героев в фильмах.
В фильме "Песня табунщика" вместе с ним блистали народные любимцы: Виталий Доронин, Борис Новиков и др. Владимиру Манкетову не суждено было прожить долгую жизнь, но внесённая им лепта в сокровищницу нашей культуры, дорогого стоит.
О фильме "Пора таёжного подснежника" начну издалека. В начале 70-х годов прошлого 20-го века, на экраны Советского Союза вышел художественный фильм "Белое солнце пустыни", ставшего культовым. Этот фильм я смотрел в г. Иркутске, в студенческие годы, и меня озадачила артистка, игравшая жену таможенника Верещагина (артист Луспекаев). Позднее я вспомнил, что она снималась в фильме "Пора таёжного подснежника", где вторым режиссёром был её муж Мотыль. Это была артистка Нина Куркина, выпускница Московского института востоковедения (корейский язык). В одном своём интервью она обмолвилась, что во время съёмок фильма "Пора таёжного подснежника" её супружеская жизнь с Мотылём только начиналась, а на съёмках фильма "Белое солнце пустыни" - заканчивалась.
В фильме "Пора таёжного подснежника" наряду с Манкетовым В. на другую главную роль была приглашена студентка 3-го курса филологического факультета Бурятского государственного педагогического института Валентина Догбаева, настоящая фамилия которой Вань Хан-Чинь. Она родилась в семье русской комсомолки и китайского коммуниста.
Во время съёмок этого фильма (конец 50-х годов 20-го века) отношения между СССР и Китаем были довольно прохладными, а поэтому было решено, что наша героиня возьмёт фамилию своей подруги и станет Валентиной Догбаевой.
В Бурятии этот фильм имел колоссальный успех. И он того заслуживает.
А вот в целом по стране фильм недооценён до сих пор.
И права жительница г. Риги, которая написала в Интернете, что актёрское мастерство всех, занятых в этом фильме людей, не ниже известных артистов Советского кино. Судьба В. Догбаевой, в дальнейшем, сложилась довольно удачно. Выйдя замуж за своего однокурсника, Валентина (в браке - Абрамова) окончила Московский институт кинематографии, где долго работала на кафедре актёрского мастерства.
Я глубоко убеждён, что просмотр этих фильмов доставит и Вам большое удовольствие. А Интернет поможет Вам в этом.
15 апреля 2020
г. Боровичи
Свидетельство о публикации №120042408097