Я и религия

Каждый день рано утром, идя на берег моря на зарядку, на что у меня уходит часа два, по дороге я встречаю израильтян, спешащих в синагогу на утреннюю молитву, среди них много моих ровесников- стариков. Эти люди так привыкли начинать свой день с молитвы, ну, как привыкают чистить зубы, выпить чашечку кофе, выкурить сигарету, ну и у меня день может быть испорчен, если я не сделаю зарядки.
  Несколько раз приглашали на утреннюю молитву, т.к. в синагоге не было 10и человек (миньян), необходимых для проведения молитвы, и мне бывает неловко отказываться. Я читаю очень медленно на иврите, а израильтяне пробегают молитву на родном языке очень быстро, даже на русском мне за ними не успеть. И, идя на зарядку, видя, как они пытаются кого-то поймать, выходя на дорогу в талите, я нашел лазейку и стал их обходить, перелаза через заборчик, почему я обязан притворяться-это не для меня. Конечно, атеизм я впитал с молоком матери, хотя дед был религиозным. Мы вернулись на свою исконную землю благодаря Торе для того чтобы восстановить свое государство, но это не значит, что мной должны управлять религиозные люди, как это считают многие из них.
   Живя прежде в религиозном районе, я не раз сталкивался с непониманием верующих на мой светский образ жизни, я этим не кичился, и, даже, стыдился в ихней среде. Не мог в свободное от работы время, в шабат, не писать, мне это позволяло ощущать свою сопричастность с миром искусства. Старался в выходной выехать из города, чтобы не мозолить глаза верующим.
   Стою, пишу этюд среди диких камней и трав, откуда открывается неплохой вид на древний горный город, находящийся в 2х км. от меня, вдруг, сверху несет ко мне какого-то человечка и, конечно, некстати. Понятно, что помимо любопытства, ему было необходимо высказать мне претензии. Это был, слегка выпивший [студент хедера], и мне оставалось лишь напомнить, что ему, как и в шабат, не приходится работать всю неделю.
 Как-то, ортодокс-почтенный отец семейства, стал меня расспрашивать, почему я не молюсь? Я повел его в свою галерею показать “какому богу я молюсь, “ и увидел на его лице полное безразличие к тому, чем занимаюсь я, и, уходя, он заключил, что, все же, я должен молиться.
  Несколько раз на Пейсах  нас приглашал уважаемый раввин из русскоязычных. Многодетная семья, приглашенные, в общей сложности человек 20, (из бюджета синагоги и государства на этот праздник выделяются деньги, чтобы каждый еврей, и желающий гой, сидели за ночным праздничным столом. Где найти на нашей планете такое радушное государство,) так что на эту семью, и без даруемых денег, ложится несметное количество работы, что в этой среде считается за честь. И на каком-то этапе празднества возникает разговор, обсуждаемый в обществе, должны ли ортодоксальные верующие призываться на обязательную военную службу. Раввин рассказывает, что в древности не все шли воевать, а вот “сачкам” надо было упорно молиться, (очевидно речь идет о коинах), что помогало побеждать в войнах. За столом, напротив меня чуть сбоку сидят мой приятель, когда-то отслуживший в СССР, и мой внук Гилька 15и лет, который должен призваться после окончания школы, так вот они стали противостоять этой позиции на справедливое распределение долга перед своей страной. А я не могу взглядом дать им понять, чтобы они прекратили обсуждать эту тему. В конце концов умный хозяин оставил проблему решать правительству. Уже внук отслужил, а в государстве кризис поэтому на сущему вопросу, третий раз пойдем на выборы- слава демократии!   “Пингвины” не должны служить в армии, это обязанность гоев, т.е. всех остальных, с них достаточно богослужения, кто с ними не согласен-те антисемиты.
  А так как Министерство Здравоохранения в ихних липких руках, они вводят нелепые постановления. В прошедший Пейсах 2019г. жена лежала в больнице, на проходной четыре охранника и все вооружены: из больницы можно вынести все, что угодно, включая оборудование, но пронести квасное (хамец)-не дай бог!
  Забор-не перелезть, но “умный“ руководитель распорядился обнести штакетник брезентом, то ли для красоты, то ли для защиты от квасного. Вроде и народу эти фокусы безразличны, но птицы на деревьях, особенно вороны, хохотали-я лично видел.
 Больница находится на большом расстоянии от магазинов, и этим пользуются гурские хасиды. Люди, попадая в приемное отделение, находятся там подолгу, возникает необходимость поесть, но сердобольные хасиды продают все в несколько раз дороже, чем в других местах города. На медперсонал оказывается давление, я беседовал с медсестрами в период выборов, да и на больных, религиозные хитрецы пользуются их паспортами, поэтому и набирают много голосов. В ихних дружных рядах нет разлада. Я, если пытаюсь повлиять на взгляды своих детей-у меня ничего не получается- это и есть демократия.
  Когда приехали в Израиль, многое было не понятно. Сыну было 16лет, а дочери 12, мне предложили записать девочку в религиозную школу, согласился не колеблясь-жена была против. Мы были нарасхват: приглашали в гости на шабат и светские, и религиозные, по началу нам это нравилось-и познавательно, и вкусно! Сын сделал обрезание  и через несколько дней пришла группа молодых хасидов к нам в квартиру, моментально соорудили длинный стол, накрыли скатертью, вином, легкой закуской, отпраздновали, потанцевали-на все ушло максимум час, получили приглашение на шабат от моего англоязычного однофамильца, ну, как в кино-только следи за экраном, чтобы понять содержание. В шабат надо идти к столу-люди ждут-вся семья спит и не хочет вставать с постели! Хозяин пригласил так же своего раввина с его детьми-всем интересно на нас взглянуть. Пошел один на обусловленное место, там нас ждал высокий красивый с седой бородой верующий с сыновьями такими же рыжими, как и их отец. Как объяснить, что моя семья спит и не хочет вставать, связующего языка нет и я без конца повторял одно и тоже слово на идиш: “спит!“. Было очень стыдно, но мы все же пришли вместе к обеду. У молодой пары был еще первый ребенок-девочка 5 лет, которая разговаривала на нескольких языках, не в пример нам. Прошли годы, с этим ортодоксальным евреем мне пришлось иметь дело несколько раз при перепродаже квартир, он зарабатывал на обмене денег и всегда был честен. Он был уже дедушка и отец многодетного семейства, набрал прилично в весе, но этого эпизода вспомнить не смог.
  Первое приглашение на шабат получили также от религиозных, и мы-три семьи, шли пешком, не поленились, на расстояние в несколько км. по горам и под солнцем, чтобы поседеть за праздничным столом, по прошествии 30 лет мне стыдно это вспоминать. Ненасытность в еде неистребима в нас “русских“, именно в старшем поколении, познавшим недоедание.
    Хозяйка была из русскоязычных, нас обхаживала, отвечала на все вопросы, муж демонстрировал ритуалы проведения шабата. На десерт дали мороженное, тогда я еще не знал о понятиях: “молочное, мясное, парве“, но поспешил, про себя, осудить хозяйку с библейским именем Сара, кстати, здесь оно звучит достойно, не как в галуте. По дороге домой товарищ возмущался хозяином, потому что тот отказался для ребенка отремонтировать поломанную игрушку и другим не давал, т.к. в шабат не работают, несмотря на то, что дите сильно плакало. Через 6 лет Сара была переводчицей при моем разводе в рабонуте, мы оба делали вид, что незнакомы. В это же время, следующие за нами расходились две израильские светские молодые пары, точнее они менялись женами. Я на них не обращал внимания, они были веселы и постоянно хохотали, у меня было состояние противоположное, но моя “бывшая”, за ними наблюдала и поделилась со мной, в смысле, не переживай, у них ситуация сложнее нашей.
                НЕНАСЫТНЫЕ
  Была свадьба наших друзей в гостинице Царь Давид в Иерусалиме, мать невестки захотела взять еду для мужа на завтра для работы и посоветовалась с Мирьям, можно ль это сделать? –Мирьям рекомендовала ей этого не делать. В таких местах заказывают свадьбы только богатые, а жених был из таких, а невеста из наших.
    Мне часто за эти годы в Израиле приходилось посещать праздничные церемонии, устраиваемые для одиноких и семей, желающих соблюсти праздничный ритуал за символичную плату, это всегда выглядит очень прилично, не хуже, чем в домах с многочисленной родней, может быть даже лучше, т.к. каждый участник чувствует себя свободным и независимым.  Но, что меня постоянно огорчает: приходят “наши“ люди, более старшего поколения, которые в детстве пережили голод, приходят воровать мясное, и это не какие-то бродяги, опустившиеся элементы, а образованные люди. Мои знакомые-он психолог, она врач, постоянно на торжества берут с собой сумки, их, даже, стали прогонять с кухни, а мне стыдно, что я ними знаком.
  Как-то зашел на такое застолье один хлопец, приехавший из России к своей мамаше погостить, и заглянул к концу празднества со своим отчимом на огонек. Сели они за столом напротив, и я, даже, поухаживал за ними: пододвинул к ним вина и закуску, гость чуть выпил и начал бузить, явно не зная, как себя вести в чужой для него среде, и по поведению было видно, что ему для общения больше бы подошли уголовники, как он сказал, запугивая меня в дальнейшем: “Я учился у воров в законе!” Первыми стали возмущаться женщины, хотя и сидели отдельно от мужчин, одна стала просить, чтобы кто-то его успокоил, ну а кому эти приключения нужны в Пейсах? Некоторые стали уходить, чтобы не связываться. Но моя карма особая, она меня подставляет разруливать эти ситуации. Возле меня за столом продолжал сидеть его отчим, ну и я, как можно мирно попросил, чтобы его родственник успокоился, иначе это плохо закончиться. Ну, он так дословно и передал, когда тот к нему подошел, видно по глупости, так как старику, такому же, как я, скандал был не к чему. Ну и начался разговор на блатном уровне: “Пойдем, выйдем, поговорим!” Ну и дальше “кто первый моргнет.” Был бы я таким же идиотом, как и он, если б врезал этого хама, лет50и, наглого и уверенного в трусости евреев, и, конечно, устроителям праздничного застолья оставалось только наблюдать за происходящим, т.к. верующий позвонить в полицию не может.  Конечно руки он не поднял, но, когда я, отходя, поворачивался спиной, сзади слышал: “Мы, еще поговорим!” Точно так же поступают дикие животные, нападая сзади. Через какое-то время он при всех захотел заключить со мной мир и протянул мне руку, но своей руки я ему не дал, вот здесь он получил оплеуху психологическую. Подошла ко мне Мирьям и сказала, что он мне угрожает, если я не подам ему руки.
   В этой ситуации я встретил хорошего человека и в последствии подружился с ним, это был Гидон. Он увидел меня, противостоящим хулиганству, и решил поддержать, заведя отвлеченный разговор с этим блатным. Благородство его было мне по душе, это был человек невысокий, седобородый, прошедший гиур, не по необходимости, а по убеждению, очень интеллигентный, не только в общении, но и по глубине знаний и взглядов, доктор технических наук, музыкант и поэт. Мирьям знала эту пару и ранее, вот мы и подружились, и стали проводить шабаты вместе, и у нас всегда были интересные беседы. Недавно Гидон (Гена) ушел из жизни на 85 году жизни, его мне не хватает.
  Много интересных людей я встретил в Израиле и постараюсь о них помнить, т.к. без этих друзей прошедшие годы были бы менее интересны.


Рецензии