Победители Лучшее стихотворение 2019
Тейт Эш (http://stihi.ru/avtor/alash), рады огласить победителей конкурса Лучшее стихотворение сайта stihi.ru 2019 года.
1 место
Соэль Карцев - комариное поле - http://www.stihi.ru/2019/01/08/585
Павел Бетач - котики франциска асизского - http://stihi.ru/2019/11/17/3533
2 место
Алекс Трудлер - феофан - http://stihi.ru/2019/06/07/1761
3 место
Исхаков Алексей – Отчётливо - http://stihi.ru/2019/02/08/7287
Ольга Домрачева - говори о важном о всякой мелочи говори - http://stihi.ru/2019/03/06/5297
Приз симпатий судьи –
Артемона Иллахо – фрагмент «Перчаточные куклы» - http://stihi.ru/2019/12/31/959
Комментарии ТЕЙТ ЭШ:
Всем доброго дня. Начать хочу с неприятного, но необходимого. В присланном мне списке работ есть вот такой текст:
3. Ульяна Валерьевна - Брось меня - http://www.stihi.ru/2019/12/05/3883
брось меня майкой на стул в детском саду
спи отдыхай выпущен из угла прощен
как ни складывай сама не уйду
я свисаю со стула испачканная борщом
а потом когда закончится тихий час
ты оденешься скажешь моя моя
будешь во мне я как твоя часть
на нашей общей груди гляди нарисован маяк
а после ты меня перерастёшь
маяк погаснет если будет дождь
мной вытрешь пол там где ты наследил
когда входил
Все бы ничего, если бы в этой же ленте не появился еще и такой текст:
42. Янка Ху - снял меня –
http://www.stihi.ru/2019/12/05/4304
снял меня смял и бросил
в детской на дочкин стул
майка с лицом принцессы
залитая борщом
драный непарный конверс
прячу свою звезду
в угол за книжным шкафом
книжно шепчу прощён
утром опять напялив
скажешь моя моя
бурые пятна карта
архипелаг проблем
вот на груди корона
вот на спине маяк
солнце встаёт на якорь
лето на корабле
осень случится после
ягод на пятый год
стукнет в виски полтинник
господи иншалла
и немота прольётся
из живота в живот
звонкая как будильник
долгая как смола
Выводы каждый может делать сам.
К несчастью, организаторы конкурса не сообщили мне, что это конкурс пародий, подражаний или текстов, написанных по нескольким заданным строчкам. Вполне допускаю, что это чья-то шутка. Охотно верю, что авторы обеих работ могли быть отчасти вдохновлены текстом Елены Наильевны «ты меня уронил». Организаторам конкурса виднее. Но поскольку мне на судейство была прислана лента произведений в вордовском файле – не вижу смысла разбираться, кто был раньше и чем вдохновлялся. На правах судьи конкурса считаю, что в таком виде эти тексты не являются самостоятельными произведениями, поэтому далее их не рассматриваю.
Теперь можно заняться остальными. Выделю три группы.
Первая – тексты, которым (на мой взгляд) чего-то не хватило.
Вторая – стихотворения, о которых обязательно нужно поговорить.
Третья группа – более-менее состоявшиеся тексты.
Начнем с первой.
43. Ян Бруштейн - Земная красота
Очень правильно и ожидаемо, но в третьей строфе появился синдром «я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она»:
Что слёзы городского человека,
Когда шагнёт он в мир другой, белёсый,
Но всё же обернётся, уходя –
Человек шагнет из города в мир природы и обернется на городской мир.
Или:
Человек шагнет в мир природы. Потом начнет возвращение обратно в город, но в это время обернется посмотреть на природу.
Его удержат хлебный запах ветра,
Земная красота, моя берёза,
И дом в объятьях лёгкого дождя.
Дальше оба варианта сюжета опять сходятся в один: «природный» мир удержит человека.
Увы, выбранная стилистика текста требует максимальной точности высказываний и не прощает подобных разночтений.
Похожая история произошла и со следующим текстом:
36. Марина Гареева - до русла
Первая строфа, на мой взгляд, прекрасна: автор смог создать ощущение волшебства. Даже не хочу разбираться, что там с руслом. И даже не буду ворчать на скобочки (хотя имхо их содержимое таки понижает градус и сбивает настрой): графически они похожи на берега реки и работают на сюжет, пусть живут.
и боишься твой вдох дальше выдоха отпускать
А вот здесь настолько сильный и яркий образ, что хочется рассмотреть его поближе. Сразу возникает вопрос: почему «твой»? Кто и что отпускает? Что вообще в этом фрагменте происходит? Я нахожу для себя несколько вариантов, но все они «с натяжкой». Волшебство улетучивается окончательно, и я вижу забытую запятую после «берега».
Если убирать знаки – в вашем случае убирайте все. Без этой запятой строчка спокойно читается.
лодка входит в рассвет – и по коже бежит тоска
Проговариваю вслух. Нет, не бежит. Тоска добежала до забора «бежиТТоска» и остановилась. Здесь явно напрашивалось другое словечко, но оно не уместилось в имеющееся место.
Две финальные строчки оказались слишком перегружены конструкциями, отсылающими к началу текста. Для стихотворений, построенных на образности и звукописи, это чаще всего погибель.
Похожая проблема с потерей настроения и здесь:
51. Ирина Чуднова - "КОЛОДЕЦ"
Уважаемый автор, это могло быть чудесное стихотворение, но вы так настойчиво указывали читателю правила расстановки ударений, что вся магия текста ушла в песок. Читатель спокойно расставит все сам, он тоже русский языка немножко учил и ритм чувствует. А даже если нет, если ошибется и прочитает со второго раза – вы сохраните атмосферу пересыпающегося песка, что имхо гораздо важнее.
Раз магии не осталось, начинаю смотреть внимательнее.
Повтор «слюды» в данном случае остается назойливым повтором.
Внезапное возвращение воды ничем не обосновано.
А жаль. Если эту заготовку дополировать, может получиться очень настроенческий текст.
Следующая работа выступает в номинации: «Сейчас я расскажу вам интереснейшую детективную историю! Ах да, убийца – садовник».
28. Дари-Экс - Просто привычки. Да, это про море..
Можно долго рассуждать, мешают ли скобочки и их содержимое. В данном случае это мусор, без которого стихотворение становится явно чище и обретает характер – или наоборот, это милые авторские словечки, делающие все описание более человечным и даже интимным.
Долго можно восхищаться закипающими чайками, всякой взвесью в мыслях и разнокоралловыми трущобами.
Можно даже поговорить о «просевшей» последней строфе и некоторой нестыковке:
в общем, отнюдь не скучает,
Морю всегда одиноко,
часто от скуки пророчит
Даже соседство этих строчек списывается кое-как на разное состояние моря.
Но это все не имеет значения. Потому что автор умудрился прямо в названии, за 4 слова, полностью убить это стихотворение.
-------------------------------------------
Переходим ко второй группе. Отмечу три образа, которые меня заинтересовали:
46. Жиль Де Брюн - Фея железных дорог
И вот она у тамбура стоит
озябшей феей железнодорожной.
Глядит в измятый розовый билет,
и поезда от станций отрывает -
гадает: то ли любит, то ли нет.
Очень специфическая получилась ромашка, но внимание на себя обращает.
21. Дмитрий Близнюк - таинственный вай-фай
Начало неприятно царапнуло фразой:
«забирая дочь из школы с ранцем и кульками».
Финал –
«только вьюга зализывает черноты гудящую рану»
Досадные оплошности для верлибра.
Но пара моментов запомнилась:
умирать совсем не обязательно и есть любовь
а мы с дочкой сокращаем путь,
идем через пролом в чешуйчатом заборе,
как сквозь порванную сеть - отец-рыба и дочь-рыба.
Если первое утверждение тянет на изрядную дискуссию, то данных рыб я принимаю целиком и полностью. На мой взгляд, они стоят всего этого, немаленького текста. Сколько уже было всяческих рыбешек, но этот образ получился очень зримым, хрупким и человечным.
Завершает группу
13. Артемона Иллахо - И поворотный круг уносит луну, уносит солнце.
Формально симфония состоялась. Но при более внимательном знакомстве оказывается, что она рассыпается на отдельные фрагменты: слишком разный уровень образности представлен. Поэтому поговорить я хочу только вот об этой части:
Перчаточные куклы
в душный час,
час пик, знаешь ли,
как страшны бывают
эти кожаные куклы из перчаток
вдоль неспешных кулис эскалатора?
незримые пальцы ищут впустую:
слишком много материи,
слишком узки сердца для Руки
в их безумный час, час пик.
но спокойны они,
недвижимые, неколебимые
вдоль кровавых кулис эскалатора -
словно толпы героев, умерших стоя
за три звонка до битвы.
(и поворотный круг уносит луну,
уносит солнце)
Это не просто удачный образ, это полностью сформированная реальность. Жуткая своей узнаваемостью.
Можно придираться к отдельным фразам, но здесь это все второстепенно. Если бы данный фрагмент был в конкурсной ленте вне симфонии, один – очень может быть, он стал бы победителем. Мне пришлось бы даже смириться с постскриптумом, появись эта работа в таком составе.
Но в общей массе симфонии, к моему величайшему сожалению, перчаточный образ тонет. Даже чудесный крепкрышин и закольцовка луны-солнца-перчаток не спасает.
Если же оценивать работы этого конкурса только по образной составляющей, то это лучшее, что я из него для себя вынесу.
-------------------------------------------
Переходим к заключительной части. Лидеров образовалось два:
15. Соэль Карцев - комариное поле
23. Павел Бетач - котики франциска асизского
Это два фильма с интересными ракурсами, полифоничные и уверенно сделанные. «Котики» местами имхо чуть проседают, но обладают милым чеширским сарказмом.
В «Комарах» отлично сыграла смена оптики. Понравилась закольцовка «снующих комаров» (вот здесь она работает!), удачно обыгран взгляд на одни и те же обстоятельства с разных сторон. Интересная параллель с кочевниками в первом фрагменте. Да что говорить, эпичная картина в обеих частях.
31. Алекс Трудлер - феофан
Добротная история, легко рассказанная, не претендующая на считывание географических координат и формул. Для первого прочтения – вполне удачная работа (не считая фразы «феофан же пришёл чтобы нести на шее», которая имхо не слишком точна, ну да ладно).
Минус таких стихотворений в том, что второй раз читать уже не так интересно, финал-то известен и уже ожидаем.
Но и такие стихи нужны, не всем же революции устраивать.
На этом разговор можно было бы и завершить. Однако остановлюсь еще на двух работах.
49. Ольга Домрачева - говори о важном о всякой мелочи говори
53. Исхаков Алексей – Отчётливо
«Говори» началось настолько уверенно, что аж дух захватило. И образ, и настроение – все сложилось. Но потом тьма выбралась из немеречи, а вот автор, похоже, нет. Яркое словечко настолько забрало все силы, что с ним-то автор еще справился, а ко второй строфе выдохся. И начал зачем-то загонять заговор в более правильную (видимо, с авторской точки зрения) форму. Из-за чего сначала потерялась созданная атмосфера, потом слегка помутнели образы. И осталось впечатление, что финал дописывался от безнадеги, только бы дописать.
«Отчетливо» тоже началось с отличной первой строфы, но еще и зафиналилось весьма ёмко. Царапнула пара досадных мелочей:
На глубине подземного вокзала
пытаются проститься человеки,
как двоеточие сверкают на платформе.
Проблема в том, что двоеточие (как знак) предполагает вертикальную ориентацию: одна точка сверху другой. Понятно, что на этих людей подземки автор смотрит сверху. И даже кое-как можно найти ракурс, при котором картинка сложится. Но при прочтении это все равно сбивает.
Вторая царапина – «Отчётливые буквы льнут к чтецу.»
В данном случае словечко льнут взято из антуража нежности и доверительности. Оно по характеру мягкое, доверчивое, требует к себе аналогичной мягкости в окружении. А здесь оно натыкается на тяжеловесный кирпич «льнуТКЧТецу». Еще и вместо мягкости получает характеристику «отчётливые». Получается слегка комичный эффект а-ля «отчётливые солдаты льнут к бетонному блоку». Вроде бы мелочь, и обстановочка техногенная, но при прочтении все равно царапает.
А вот финал очень порадовал. Это может быть и расставание. И вариант, при котором судьбы расходятся в разные стороны. И самый резкий случай – разжимается рука (допустим, с гранатой; это ведь подземка! терракты!), разжимаются/прекращаются жизни…
Здесь многозначность идет на пользу тексту. Есть над чем подумать.
Специальные призы от администрации ТМ Ежи:
Светлана Илларионова:
Ян Бруштейн - Земная красота - http://www.stihi.ru/2019/12/08/7679
Ирина Чуднова - "КОЛОДЕЦ" - http://www.stihi.ru/2019/05/02/1591
Симон Слуцкин:
Ульяна Валерьевна - Брось меня - http://www.stihi.ru/2019/12/05/3883
Ирина Валерина - Поездато - http://www.stihi.ru/2019/09/18/610
каждому автору по 500 баллов.
Приглашаем на наш следующий конкурс: http://stihi.ru/2020/05/02/7281
Свидетельство о публикации №120042308633