Правильное обувание при разводе
У меня есть текст будущей книги. Что делать дальше?
Любая рукопись, перед тем как стать книгой, должна пройти несколько основных этапов.
•Корректура и редактура. В любом тексте есть грамматические и стилистические ошибки, фактологические неточности и нарушения сюжетных линий.
•Разработка макета, которая включает дизайн и верстку. Книга начинается с обложки, поэтому правильный дизайн значит половину успеха. Внешний вид текста — шрифты и расстояние между строками — также важен. Слишком мелкий или неаккуратно оформленный текст может испортить все впечатление.
•Выходные данные. Если вы откроете титульный лист, то увидите сверху и снизу непонятные обозначения: ISBN, УДК, ББК. Все это — разные системы классификации, которые позволяют идентифицировать книгу в огромном море информации.
•Передача макета в типографию и печать тиража.
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ИНДЕКСЫ НА ТИТУЛЬНОМ ЛИСТЕ
ISBN (International Standard Book Number) — международный стандартный номер книги, который необходим для распространения издания. Без этого уникального номера магазин не станет продавать вашу книгу. В нашей стране ISBN присваивает Российская книжная палата и услуга эта платная. Подробнее о том, как получить ISBN
УДК (Универсальная десятичная классификация) — международный индекс, определяющий, к какой области литературы, науки или искусства относится книга. Для формирования индекса существуют специальные таблицы, построенные по иерархическому принципу от общего к частному. В России правом публиковать эти таблицы обладает Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ РАН).
ББК (Библиотечно-библиографическая классификация) — национальная система России. Работает по принципу УДК. Этот код помогает упорядочивать книги в библиотеках и магазинах.
Индексы УДК и ББК — обязательный элемент выходных сведений.
Кроме того, на титульном листе ставится так называемый авторский знак. Он образуется из первых букв первого элемента библиографической записи (чаще всего имени автора) и числа, соответствующего буквосочетаниям этого же слова. Разберем, к примеру, знак П91: П — первая буква фамилии автора, а число 91 соответствует буквосочетанию Пуш. В нашем примере речь идет о стихах Пушкина.
Я ничего в этом не понимаю. Что делать?
Для начала попробовать отдать рукопись в издательство. Его выбор зависит от того, в каком жанре написана ваша книга: художественная литература или non-fiction (деловая, учебная или прикладная литература). Разные издательства специализируются на разных жанрах. Например, "Эксмо" и АСТ работают практически во всех сегментах. "Манн, Иванов и Фербер" (МИФ) издают бизнес-книги. А "Дрофа" выпускает учебную литературу.
Если редакторам понравится ваша рукопись, все дальнейшие заботы по изданию и продвижению книги они возьмут на себя. Но в этом случае издательство получит авторские права (на срок, оговоренный в договоре) и основную прибыль (в случае коммерческого успеха), а вы сможете рассчитывать только на авторский гонорар.
Очевидно, что издательства возьмутся печатать только те произведения, которые с большой долей вероятности будут пользоваться спросом у читателей и на которых можно заработать. Чаще всего это детективы и беллетристика, отмечают в издательстве Российского союза писателей. А вот у поэтов очень мало шансов заинтересовать издателей — стихи сегодня не пользуются популярностью.
Как обратиться в издательство?
На сайте большинства издательств есть форма обратной связи для потенциальных авторов. Не забудьте предварительно прочесть требования к заполнению формы и условия рассмотрения рукописей, иначе редактор даже не станет читать ваш труд.
Обычно издательства требуют предоставить название книги, жанр, в котором она написана, например фантастика или детектив (для художественной литературы), краткое описание и ключевую идею, а также информацию об авторе, включая предыдущие публикации (для художественной литературы), профессиональный опыт (для деловой и прикладной литературы) и контакты. Для рукописи в жанре non-fiction часто необходимо указать целевую аудиторию и возможности автора по продвижению книги (сайт, тренинг и т.д.).
Каким будет мой гонорар, если издательство примет мою рукопись?
Обычно 5–10% от издательской цены. Не путайте ее с розничной ценой, по которой книга продается в магазине. В издательскую цену помимо авторского гонорара входит стоимость печати в типографии и услуги издательства по подготовке макета.
По данным издательства Российского союза писателей, обычно издательская цена составляет не более 100 рублей. Добавим наценку торговой сети за хранение и логистику (100%). Это уже 200 рублей. По этой цене книга попадает в магазин, который добавляет еще 100% за аренду торговых площадей. В итоге покупатель платит за издание 400 рублей.
Из этой суммы автору полагается максимум 10 рублей. А начинающему писателю могут предложить и того меньше.
Советуем вам внимательно читать договор. Там должно быть четко указано, получите вы фиксированную сумму или процент с продаж. Бывает и так, что гонорар автору выдают экземплярами книги.
Что делать, если издательство откажет?
Если редакторы не заинтересуются вашей рукописью, вы сами можете издать ее либо в электронном виде, либо в бумажном. В этом случае авторские права останутся у вас.
Издать электронную книгу гораздо проще и дешевле. Можно сказать, это вариант для ленивых. Существуют издательские сервисы с уже готовыми шаблонами верстки и обложки, например Bookscriptor.ru, Ridero.ru или Samolit.ru, которые помогут вам самостоятельно (бесплатно) подготовить макет для электронной публикации книги. Вам останется только загрузить рукопись и изображения в специальную форму. У каждого онлайн-редактора есть свои особенности. Тем не менее после ознакомления с инструкцией вы без труда сверстаете произведение и конвертируете его в удобный для электронных книг формат.
Если вы сомневаетесь в своей грамотности или вам нужен свежий взгляд, закажите за дополнительную плату услуги редактора.
Подобные сервисы также могут помочь с продвижением: многие бесплатно создают сайт для вашего произведения, некоторые даже размещают электронную книгу в интернет-магазинах.
А если я хочу продавать в интернет-магазине не только электронную версию, но и бумажную?
Вы можете это сделать благодаря услуге print-on-demand — печать по требованию, которую оказывают многие издательские онлайн-сервисы. Технология цифровой печати в отличие от офсетной, которую используют в типографиях, позволяет печатать совсем небольшие тиражи вплоть до одного экземпляра.
Эта же технология поможет вам, если вы хотите иметь несколько бумажных книг, чтобы подарить их друзьям и знакомым.
Нужно ли мне заполнять выходные данные?
Да, если вы планируете распространять книгу через магазины. Многие сервисы помогают авторам с этой услугой.
Если вы напечатали тираж просто чтобы подарить близким, выходные данные вам не понадобятся.
Сколько я могу заработать на электронной книге?
Обычно автор, сотрудничающий с издательскими онлайн-сервисами, сам устанавливает цену на свое произведение. При этом нужно учесть, что в розничную цену книги входит также НДС — 18%, торговая наценка интернет-магазина — 40–60% (если вы пользуетесь для продвижения его услугами), а также себестоимость печати книги и ее доставка (если вы продаете бумажную версию).
Около 20–30% выручки, оставшейся после выплаты всех комиссий и стоимости печати, забирает сервис. Соответственно, автору достается 70–80%. Однако не забывайте, что с этой суммы вам еще нужно будет заплатить налоги.
Все эти стандартные шаблоны и маленькие тиражи мне не подходят. Я создал шедевр и хочу войти в историю литературы
Если качество онлайн-сервисов вас не удовлетворяет, например, у вас много иллюстраций или вы хотите книгу нестандартного формата, вам придется самостоятельно пройти все шаги от редактуры до создания макета и поиска типографии, которая напечатает тираж. И сразу нужно подготовиться к тому, что все этапы потребуют финансовых вложений.
Где же взять деньги?
Можно попробовать собрать их на краудфандинговой платформе — сервисе для коллективного финансирования проектов. Например, Planeta.ru или Boomstarter.ru.
Как это работает? Автор проекта, на который требуется определенная сумма, описывает его и пытается найти спонсоров для реализации своей идеи. Взносы могут быть самыми разными, даже небольшими. Часто автор проекта обещает спонсорам какой-то бонус. Например, в случае с книгой вы можете разместить на обложке книги фотографии тех, кто пожертвовал на ваш проект.
Важное условие краудфандинга — время на сбор средств ограничено. Если идея не набрала заявленной финансовой поддержки, все деньги возвращаются спонсорам.
Допустим, мне удалось найти деньги. Что дальше?
Нужно найти редактора, корректора, дизайнера и верстальщика, которые сделают макет. Примерную стоимость подготовки книги к печати можно узнать на сайте издательства Российского союза писателей.
Так для книги формата А5 (самый распространенный формат) стандартный пакет услуг обойдется в 16 тыс. рублей, премиум (с двойной корректурой, дизайнерской версткой и художественной обложкой) — 35 тыс. рублей. Для произведения формата А4 (журнальный формат, который подходит, например, для альбомов по искусству) стандартный пакет будет стоить 22 тыс. рублей, премиум — 47 тыс. рублей.
После того как макет сверстан в PDF и подготовлен к печати, нужно определиться с тиражом и выбрать типографию.
Сегодня существует два основных способа печати книг: цифровая и офсетная. Как мы уже писали, цифровая позволяет печатать малые тиражи. К офсетной печати имеет смысл прибегать только в том случае, если тираж более 500 экземпляров. В противном случае каждая книга будет просто "золотая". Это связано с тем, что в стоимость печати входит изготовление специальных пластин, на которые наносится изображение, а также процесс приладки, то есть пробные отпечатки.
Цена будущей книги будет зависеть также от того, какую вы выберете бумагу (самая дорогая — мелованная), какой переплет (твердый или мягкий) и формат. Обратите внимание, что печатные машины в разных типографиях могут быть настроены на разные форматы и перенастроить ее может оказаться дороже, чем найти другую типографию.
Для того чтобы оценить примерную стоимость печати, обратимся снова к сайту издательства Российского союза писателей. Печать 500 экземпляров книги формата А5 объемом 100 страниц в мягкой обложке обойдется в 65 тыс. рублей. Такое же количество формата А4 в твердом переплете — 275,5 тыс. рублей.
Теперь вы знаете три способа опубликовать свою книгу.
Издательство, которое сделает всю работу, но заплатит в лучшем случае 10% от издательской цены.
Электронная книга, которую достаточно просто опубликовать и получать до 80% выручки от продажи. Но внешний вид такого издания будет стандартным, так как все книги делаются по шаблону.
Самостоятельное издание рукописи, которое требует денег, но позволяет воплотить любые задумки.
Александр Сергеевич пришёл
с самоизданной подборкой "Вам в альбомы":
желтизна листов, потёртый шёлк,
надо всем эпиграф: "Знать бы кто мы".
29-2 - 152
Свидетельство о публикации №120042305526