А этот! - Этот Мировая Звезда!!!
Рецензия на «Расстроить меня можно, но играть на мне нельзя!» (Сан-Торас)
____________Добрый день,Санто!
Говорят, гениям позволено многое,но люди не представляют себе, что гении не позволяют себе, а просто по другому не могут, они смотрят на окружающий мир так, как потом иногда через годы, иногда через века будут смотреть люди и то не все.
И Андрей Тарковский на той встрече был как бы ушедшим в себя, а в зале перешептывались, что он высокомерен.
Но как ему было вести себя с теми, кто задавал ТАКИЕ тупые вопросы, разве что не спрашивали сколько и как ты трахаешься со своей женой. Он расчитывал ,что пришел поговорить об искусстве, а плебса интересовало грязное белье. Было буквально два-три вопроса как раз по Андрею Рублеву. И почему снимаются одни и те же актеры. А я считаю, что только в фильмах Андрея по настоящему раскрылись как актеры, как ЧЕЛОВЕКИ и Солоницын,и Кайдановский,и Лапиков, и Гринько, я уже молчу о Никулине, Быкове,Банионисе. Санто, я очень благодарен , что поделились интересными фактами о жизни Андрея Тарковского. О нем можно говорить очень долго и все равно этого будет мало, можно сравнить с родником из которого пьешь и пьешь, а вода такая вкусная, что еще хочется и хочется.
У нас в универе был так называемый культурный абонемент: двенадцать талонов, чтобы раз в месяц иметь возможность встретится с известными актерами, певцами, композиторами. Встречи проходили в университетском клубе. Я брал такой абонемент, два или три года и на одной из таких встреч виделся с Олегом Далем, это было за год до его смерти. И встреча с ним напомнила встречу с Тарковсим. Олег вроде бы и был в зале и в то же время отсутствовал, видно было что он устал от таких"творческих " встреч где первые вопросы от молодых студенток а женат ли а есть дети и тд мне даже показалось тогда что он исхудал именно от этого. Джинсовый костюм висел на нем как то мешковато. Никто не задал вопроса ни о Старой старой сказке( а этот фильм и Женя, Женечка и Катюша очень долго были одними из самых моих любимых фильмов)ни об Утиной охоте, мне так просто не дали спросить. Мне хотелось крикнуть ему: - Извините нас за тот бред , что услышали здесь. Вот такие, с одной стороны радостные, потому что виделся с интересным человеком, а с другой, грустные, потому что так толком об искусстве и не удалось поговорить!
Овчинников Валерий 19.04.2020 02:15
________Я вернулся, Валера, с историей об Олеге Дале...
"Джинсовый костюм висел на мешковато."- Пишешь ты - и
"Никто не задал вопроса ни о Старой старой сказке, ни о том фильме
" Женя, Женечка Катюша" ни об "Утиной охоте"... а тебе хотелось
спросить - не дали... "
А мне сейчас кажется, что даже названия этих фильмов, когда-то таких
милых, близких - теперь превратилось в эхо, которое доносится из той,
навсегда ушедшей жизни...
Не стану называть некоторых имен, но в той жизни, которая теперь
превратилась в ЭХО я близко дружил с актерами Современника, потому что
была любовь с актрисой и у Даля была эта же любовь.
1 мая. близко к 80- тым...
В Москву приехал по работе американский театральный режиссер.
В ту пору артисты собирались у Неё дома, она дружила с Максаковой,
Далем, Ширвиндтом, я был молодым доктором кремлёвской клиники и у нас был роман.
В ее квартире, неподалеку от Курского вокзала - это центр Москвы
велась веселая, напольно-половая жизнь!
Напольно-половая из-за безмебелья - на полу в пустой комнате ковер и
вместо дивана - два толстых бревна - на них мы и обитали - было
много молодости, общения, вина и любви.
Она разошлась с мужем - из-за Олега Даля, муж ушел к жене Олега Видова,
делёж, раздел осталась пустая квартира.
ГОЛУБОЙ АВТОМОБИЛЬ
За работу в «Современнике» она получила премию.
Оказалось, что ее полюбил министр Щелоков.
Через посыльного он пригласил её в Кремлевский дворец, узнать,
что бы она хотела в качестве награды. Была назначена почетная аудиенция.
- Она сказала - Выдали премию!
Но я могу что-то попросить в качестве подарка! - но что?
У меня ничего нет! Ни платья, ни туфель!
- Ты что?! - закричал Ширвиндт, - какие туфли? Только машину!
- А платье? А как же...
- Плевать, хоть в фуфайке, но в автомобиле!
Наступил день рандеву. Она отправилась на прием к министру.
Я нервничал, но Щелоков оказался молодцом!
Полюбовавшись ею, он спросил:
- Чего бы тебе хотелось?
Ей хотелось убежать, но голос Ширвиндта стоял в ушах:
«Машину, машину, проси машину!» Она сказала:
- Машину!
Щелоков оторвал клочок газеты и что-то написал.
- Поезжай в Подмосковное, - сказал он, - увидишь там сторожа,
отдашь ему это.
Была крепкая зима.
Был зажатый в кулак кремлевский клочок газеты.
Мы с Ширвиндтом сели на электричку. Ехали долго,
вышли на указанной станции, увидели огороженное заснеженное поле
в громадных сугробах.
Мы стали колотить в закрученные колючей проволокой железные ворота.
Наконец, вышел, закутанный в тулуп, сторож.
- Чаво тут ошиваетесь?
Ширвиндт молча ткнул ему в нос клочок газеты. Сторож поднес
его к глазам и тут же взял под козырек.
Ворота открылись.
Сторож лопатой стал раскапывать сугроб из-под снега
вынырнул Москвич.
- А ну ка, - велел Шура, - этот сугроб раскопай!
- Только ни этот! - замахал руками сторож.
Но тут же Ширвиндт сунул ему под нос газетный клочок и
он покорно принялся разгребать другой сугроб.
Из-под снега появился голубой Кадиллак с синими кожаными сидениями.
- Эту! - приказал Шура.
- Только ни эту! - взмолился сторож.
Ширвиндт неумолимо ткнул в него клочком щелоковской газеты.
И повторил:
- Эту!
Тут же нашли аккумулятор, разогрели, зарядили и мы поехали.
Кадиллак летел по снежной дороге.
- Это фантастика! - шептала она.
Машина была верхом благополучия, а такая являлась немыслимой роскошью.
Актеры обожали машины, мечтали о них.
Имели немногие - Высоцкий разъезжал на Мерседесе, подарке Марины Влади,
Миронов вечно разогревал или чинил свой автомобиль,
а машину Шуры обычно заводили и толкали всем двором.
В этот его двор мы въехали на голубом Кадиллаке,
будто въехала Америка в СССР.
Соседи выскочили поглазеть!
Перед ними мелькнула голубая мечта западной цивилизации.
Да, машина была вопиюще хороша, но она не вписывается
в окружающую среду, вне формата!
Ее продали, помог тот же Ширвиндт.
Она купили платье, остальные деньги - на книжку.
Когда её муж ушел к жене Олега Видова, то сказал:
- Отдай деньги, оставлю тебе квартиру.
А потом сказал:
- Квартиру тоже отдавай!
А потом умер от разрыва сердца.
С Видовым мы так и дружили всю жизнь, до последнего его дня -
все в прошлом, остались только видио и фото...
А Даля я подвинул безболезненно, потому что он был ошеломительно влюблен
в Нину Дорошину " Любовь и голуби" - это была по сути безответная любовь,
у Нины был обреченный роман с Ефремовым,
этот роман длился всю жизнь - она была по судьбе его женщиной...
Даль крепко дружил с Владом Дворецким и Высоцким, писал стихи, Олег Видов
то писал стихи, у меня есть его сборники. Даль посвящал стихи
Высоцкому называл его братом:
...Начало мая…
Спотыкаюсь…
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей,
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей,
Покой-покой…
И плачу я во сне и просыпаюсь…
Обида – серебристый месяц.(...)
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце…
О. Даль.
Выпали из памяти строчки... но вернемся
Вернемся на брёвна в пустую квартиру актрисы у Курского вокзала.
В тот вечер под 1 мая, мы с американским режиссером сидели
на полАх, на брёвнАх, ели, пили, обсуждали роли, образы, характеры,
под утро заснули кто где.
И вдруг ударили барабаны! И вдруг рванули трубы!
И вдруг утро туманное - дико огорошили бравурные
звуки «Славянки»!
И мы повыскакивали на балкон.
Внизу толпились люди - с бумажными цветами,
портретами вождей, транспарантами...
- Что это?!! - ошалело воскликнул америкос.
- Ааа! - рассмеялась моя актриса, - сегодня Первое Мая!
- это у нас праздник трудящихся...
И вдруг рупор заорал на всю улицу:.
- Клара Цеткин - на-пра-во!!!!!!!!!!!!!!
- Кто такая Клара Цеткин?! – вздрогнул америкос.
- Это немецкая революционерка! - смеясь объяснила Она.
- Роза Люксембург – орал рупор - на-ле-во!!!!!!!!!!
- Кто это Роза Люксембург?
- Это другая немецкая революционерка!!! Они готовятся на парад.
Видишь, колонны демонстрантов?!
Внизу толпились хмурые советские граждане в серых пальто,
с рання с синюшными лицами и не могли взять в толк, куда податься?
- Кто эти люди?!!! – изумлённо спросил он.
- Это рабочие фабрик имени Клары Цеткин и Розы Люксембург!!! - смеялась Она,
здесь репетируют выход на Красную площадь, поэтому орут в такую рань...
И вдруг, ( в то утро всё было вдруг) обернувшись, она увидела,
что американ, закрыв лицо рукой, плачет.
И в этот момент нам будто открылась (через его взгляд) картина нашей жизни:
Это сырое майское утро, эта мятая толпа с бумажными цветами
- опущенные плечи, снулые лица, огромные плакаты, портреты вождей
- эти бревна-диваны - наша общая убогость и наш парад!
- Боже! Боже! - шептал он, какие вы бедные, бедные!
И убрав ладони от лица, он обвел всех взглядом:
- Но какие вы Ар-ти-сты!!!!!
- А этот!!! - он ткнул пальцем в спящего на полу Олега Даля,
- Этот - Мировая Звезда!!!
ПРОЩАНИЕ С ТЕАТРОМ
Она отработала актрисой «Современника», без малого, сорок лет.
Мы дружим по сей день.
Незадолго до итальянского турне театральной труппы
она пришла к Галине Волчик и сказала: «Я ухожу».
- Зачем ты это сделала? – спрашиваю ее.
- А что мне играть? Маму Чулпан? Не хочу даром брать хлеб! Не буду!
Из театра она исчезла без банкета, без бенефиса, будто вышла на минуту.
Столько лет слышать аплодисменты и вдруг... тишина...
ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ
Это случилось после ее ухода из театра.
Она лежала в комнате без света, как старая актриса из белых
стихов моего друга Тонино Гуэрра.
«...Вечером Актриса приходит домой,
зажигает сигарету, но не курит.
Она ложится в постель, ждет пока
сигарета прогорит. Ей нравиться этот запах,
и еще ей хочется плакать...»
Она курила, раздался телефонный звонок.
мужской голос.
- Нам с Вами нужно встретиться! -
- Кто говорит?
- Вы не знаете меня, но я знаю Вас, знаю 20 лет!
Он был пожарный в «Современнике».
Он был тот, кто открывал перед ней дверь, когда она бежала на сцену.
Теперь он открыл свой театр и он звал ее!
- На какую роль? - cпросила она.
- Марлен Дитрих. Марлен! Разве, я не сказал?
Они встретились, переговорили о планах, стали искать пьесу.
Почти все материалы были однотипны: Марлен рисовали стервой.
- Это было… но не только это, - сказала Она.
Не просто вздор, но еще нечто гениальное - личность, создавшая мир!
Они искали ключ к пониманию ее загадки.
Главный нерв Дитрих - это мать и дочь. Любовь – ненависть.
Стержень ее – грандиозная страсть, самозабвенный труд, талант,
магнетизм, знаковость своего времени.
Жан Гобен, ее любовь-страсть, его предательство. Была на фронте, пела.
Иные пишут "гуляла". Но ведь на фронте!
В конце жизни дочь поняла ее, простила.
Дебют спектакля прошел с успехом.
Она была счастлива.
- А ты вспомнила этого пожарного? - спросил я после премьеры.
- Что ты?! Разве мы помним тех, кто у дверей?
- Но ведь он открывал тебе двери 20 лет!
- Нет, не помню. Я подарил ей эти стихи:
Вы видели, как движется река?
Как силуэт теней скользит вдоль стен,
Как стряхивает узкая рука
Упавший пепел медленно с колен?
И этот жест, и взгляд издалека
Напоминает образ твой, Марлен.
Я помню, бездну времени назад,
Песок и море, море без конца,
Летящий шарф за ветром наугад,
Взлетающая облаком пыльца.
Ты отвечаешь что-то невпопад,
И смахиваешь брызги волн с лица.
Теперь не смотрят старое кино,
Где чар твоих не задевает тлен.
Стоишь одна, распахнуто окно,
Луна исчезла, тихо и темно,
И вьется шарф...Ведь это ты, Марлен?!
Есть вечность - есть мгновение одно,
Цветок закладкой в «Книге Перемен»,
И скатерть белая, и красное вино,
И пепел сигарет твоих, Марлен.
Она сказала:
- Марлен Дитрих это моя последняя роль.
Поставил фото с Данелия, он жил на Чистых прудах, из окна кухни
смотрел на актеров "Современника"... историй много - целая жизнь.
Тут фото Олег Видов из последних http://stihi.ru/2017/05/17/5507
Еще одна фотка попалась у нас дома http://stihi.ru/2016/07/21/870
Сан-Торас 23.04.2020 06:46
Свидетельство о публикации №120042301624