В Старице

В Старице я разрешала котам забираться на стол и лакать суп из моей тарелки, пока мама не видит. (Синявский тоже кормил кошек с вилки). Зато это видела старушка из дома напротив и говорила: «Какие у вас невоспитанные коты! Лазить по столу! Есть из тарелки!» Я любила своих «невоспитанных» котов именно такими. Но больше всего на свете мечтала о большом и преданном друге, с которым буду гулять по заснеженным улицам — о рыжем спаниеле (видела в фильме). Но так как возможности завести собаку не было, у меня появился невидимый друг, которого я каждое утро вела на поводке в школу, в обед — в библиотеку. И он постоянно был рядом, и всё понимал. Летом несколько дней я проводила в деревне у папы и бабушки в предместье Старицы. Собирала камыши, которые были чудесным трофеем в глазах соседских девчонок. Кормила карамельками чью-то собаку — черную, ласковую, с желтыми точками бровей. Она радостно бегала со мной вдоль пруда, мешая отцу рыбачить. И однажды вечером провожала нас с матерью домой, до первых городских огней. А теперь я, уже взрослая, рыскаю по городу, как Милка, влекомая запахами, пятнами, выступами и впадинами. Постоянно хожу тайными тропами. Вот зазвучала мелодия — и я на мотогонках, но на другое смотрю — как атакуют Тверь мальвы. Пепельные, лимонные, лиловые, по-венециански лососевые. И все оттенки огня — розовые, пылающие алые, сгоревшие бордовые, почти черные, как уголь. У любого в сердцевине — желтый пестик, моя заевшая строка о лепестках. Кладбищенские цветы, во Франции их сажают на могилах. Мальву нельзя сорвать и поставить в вазу. Как мамино платье. Только на теле живет, его не упрятать в шкаф. Я его корневая система. Ситцевые зеленые, голубые, коричневые розы выцветают и блекнут на солнце, но живут. Спасает, что мода одобрительно виляет хвостом. В Петербурге поманил купол храма. И я пошла на сияние: эту церковь очень любил Достоевский, часто посещал, здесь его отпевали. Ставлю свечу, умножая золото купола. Но стучится теплый ливень, я открываю церковную дверь и шагаю задорно. Неотвратимость безделья, как мамина работа токарем, как Милкина охота. Зов, инстинкт, судьба. Минуты радости спонтанной оборачиваются расплатой. Промокли волосы, и рукава куртки, и ботинки старые. Я дрожу, как лепесток, не знаю, что делать. Башмачки, отремонтированные клеем-моментом, шли и пришли в негодность. Досада на собственную никчемность, лень, отсутствие денег. Бытовое бессилие. Милка бы справилась. Ведь в сороковые годы эта порода не превратилась еще в декоративную. У спаниеля-охотницы и мысли нет о вырождении в милое комнатное существо… Мама всё знала и умела, и одолевала бытовые неурядицы быстро и энергично. Ходила по деревне в одном и том же «мешке», в сапогах разного цвета (заводской брак). Её взгляд был постоянно прикован к рабочему станку, а мысли — к суточной норме деталей, сердце ныло о выполнении плана. Но плоть просила другого. Мечта — платье себе сшить, скромное, но красивое. Для этого сбежала в горы, потом влюбилась — сына родила. Очнулась от морока свободы, вернулась. Научившись в Киргизии влюбляться, родила меня. И уходя на механический завод, с усмешкой оставляла мне взамен игрушек россыпь цветастых платьев, предмет осуждения киргизских и старицких старух. А Милка, вероятно, была счастлива брести по заболоченной местности, кочкам, низинам, холодной воде. Нет, она просто рыскала, повинуясь естеству или приказу хозяина. Но было ли это её счастьем?

Фрагмент из повести "Спаниель Сталина"


Рецензии
Красиво. Вы очень лиричный литератор.

Нестор Иванович   22.04.2020 09:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Вы тоже) особенно когда о море заходит речь)

Катя Вихрова   22.04.2020 17:59   Заявить о нарушении
Море...)
Боюсь там сложнее было. Но... Не здесь.

Нестор Иванович   22.04.2020 21:48   Заявить о нарушении