Тайное и явное Эссе

  СЕРГЕЙ   НОСОВ
              ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
                ЭССЕ

   Человек скрывает и таит в себе намного большее по своему значению чем то что он открыто декларирует, утверждает и провозглашает во всеуслышание сколь бы самому этому человеку ни казалось что все как раз  наоборот.
     Тайное значительнее явного и важнее явного в нашей жизни во много раз.
      С понимания этого и с погружения в глубины «тайного» в человеке и началась между прочим та большая русская литература которую знает и уважает весь мир.
        Правда Пушкину значение «тайного»  в жизни и психике человека было еще мало понятно.
        У Пушкина человек что думает то и говорит, так считает нужным так и поступает и действует в соответствии со своими реальными и открытыми своими убеждениями.
           Пушкинский человек - очень простой и очень честный человек. А потому и - человек светлый. Без «темной стороны души.»
             Но уже Гоголь ощутил «тайного» человека в окружающей жизни… Ощутил однако прежде всего – ощутил его в себе самом.  Это очень властно сказалось на всем том что Гоголь написал.
             Гоголевские герои в подавляющем своем большинстве - его собственные кошмары и видения, таинственные эманации его души и сознания, всего сокровенного скрытого и больного в нем самом.
               Поэтому Гоголь и глубоко страдал когда наконец осознал природу своего творчества - когда понял что Акакий Акакиевич или Хлестаков или Ноздрев Коробочка Плюшкин и Чичиков -  части его собственной души, ее отражения и преображения в реальном мире которые он сам же и выпустил «на волю» в творчестве.
                Выпустил «гулять по миру» и материализовываться в нем как им угодно…. В этом и состояли истоки мук Гоголя в конце жизни.
                Достоевский же с открытия «подпольного человека» человека, сугубо «тайного» и официально как бы и не существующего и начал  свои великие свершения в русской и мировой литературе.
                И с Достоевского  русская литература далеко не случайно и стала по настоящему всемирной по своему значению.
                Кстати ведь и Лев Толстой срывал с человека все и всяческие «покровы» - мнимых возвышенных убеждений, правил приличий, светскости, образованности,  высокой культуры и показной нравственности  - и потому и Лев Толстой обнажил в человеке «тайное» и тщательно замаскированное «душевное дно.»
                Не надо думать конечно что «двойное дно» в человеке  открыли и обнажили только в России и только в рамках ее большой литературы.
                Фрейд а потом и Карл Юнг по новому и удивительно глубоко раскрыли и в Европе «тайное» в человеке и его психике в своем психоанализе.      
                Бессознательного и «подпольного» в человеке утонченно касались в своем гениальном творчестве Пруст и Джойс, а вслед за ними и многие другие выдающиеся европейские авторы.
                ------------------------------------

                Можно подумать что с этого открытия «тайного» в человеке началась новая эра в культуре и жизни человека и общества.
                Однако  ничего подобного отнюдь не произошло в реальности.
                Наша общечеловеческая культура остается показной искусственной и «парадной» во всех своих проявлениях.
                Современная «высокая» культура - своего официальная выставка достижений человечества… И она  есть по сути и содержанию своему некое Всемирное подобие былой Выставке Достижений Народного Хозяйства в СССР - вот мы что умеем, вот что у нас есть… Пусть и в единственном «опытном» экземпляре…
                Это на самом деле печально и комично одновременно.
                Говорят например и «звонят во все концы» мира при помощи массовых средств информации - великий пианист такой-то, великий шахматист такой-то…
                А кто может разобрать хоть одну шахматную партию этого великого шахматиста и оценить ее как вершину шахматного искусства?
                Кто может реально отличить игру великого пианиста от игры «среднего пианиста» и кто ходит действительно на концерты этого великого пианиста не следуя моде и «грому аплодисментов» в прессе, а по велению души?
                Таких людей ничтожно малое число.
                Но надо «звонить во все колокола» о том что есть у нас великие шахматисты и великие пианисты - и звонят…. И создают два великих имени своим «великим звоном»… А могли бы создать и «десять таких имен» … Запросто.
                Но «десятке великих»  имен и людей было бы тесно на своем Пьедестале.
                Поэтому в каждой области предполагается только один гений …
                У нас с России этот выбор «единственного и неповторимого» гения национальной культуры в каждой области науки и культуры просто на ладони.
                В литературе - это естественно Пушкин.
                В музыке - Чайковский. В военной искусстве -  Суровов. В науке - Менделеев…. И так далее…
                Им и воздвигаются памятники в сердцах людей и на площадях городов.
                Однако все это именуются очень хорошо и точно простым русским словом - КЛЮКВА.
                А на самом деле что мы имеем в жизни? - Бедная жизнь очень бедных, безумно богатая жизнь безумно богатых, разбогатевших в своем ВЕЛИКОМ ВОРОВСТВЕ на развалинах былого СССР…
                И никакой в сущности особой культуры у нас и нет… Ни в «высших слоях» общества ни в «низших» его слоях…
                Какая у нас культура? - Книги не читают… Их не хранят и в сущности не любят. Современные книжные шкафы не даже не продаются в мебельных магазинах. Нет спроса.  У всех в домах - только компьютеры..
                А по компьютеру что смотрят обычные люди? - Бесконечные фильмы и спортивные соревнования…
                Разве это культура?
                Современная жизнь упростилась. Но упростилась потому что «тайный» человек и «подпольный человек» вышли на свободу из своих подземелий, вышли на арену истории…
                Во второй половине Х1Х столетия «тайного» человека и «подпольного человека» распознали в литературе и культуре.
                На рубеже Х1Х и ХХ веков он уже заявил о себе во всеуслышание… Стал возвышать голос в обществе, заявил о себе в искусстве - тем же футуризмом в поэзии, кубизмом в живописи - творил восстания якобы «во имя равенства и свободы» в социальном мире…
                И победил в России в 1917-ом году.
                Да победил тогда в 1917-ом году в России именно самый маленький человек и «подпольный человек» злобный и полный амбиций, мучаемый своими обидами на «притеснителей», ничтожный безграмотный и бесконечно тупой.    
                Создал этот человек путем казней и пыток державу современного Чингиз Хана (Иосифа Сталина) в которой больше было от какого-нибудь древнего Персидского Царства чем от мифического Мирового Коммунизма (по Марксу).
                Не прошло и века как все царство «Чингисхана с телеграфом» под названием СССР развалилось.
                Но «тайные» люди никуда не ушли. «Подпольный человек» просто перестал быть «подпольным» - он стал явным и властвующим…
                По итогам приватизации  в России верхушка былых «подпольных людей» обрела несметные богатства и стала править всем российским миром по своему усмотрению…
                Они превратились в «эффективных собственников» - перевели капиталы за рубеж… Распродали за бесценок «не корысти ради» как говаривал Отец Федор у Ильфа и Петрова  приватизированные советские предприятия…
                А потом и «остепенились»… Поползли как змеи в период спаривания в Государственную Думу и на местные крупные управленческие должности…
                Какая культура может быть в такой стране?
                Кого волнует в России например что писателям в своем большинстве (причем настоящим писателям обществом признанным) не на что сейчас жить…
                Ты как писатель допустим востребован своим обществом и своими читателями... Твои стихи и твою прозу широко читают люди…
                Но ведь они находят теперь  твои стихи и твою прозу уже в основном в Интернете и на своих электронных устройствах.. И не платят ни копейки за прочтение того что ты пишешь..
                А это не так просто - писать настоящие стихи, настоящую прозу… Жизнь уходит на это, силы души и здоровье телесное… Все уходит.
                Но ни  Государство ни Общество твоя писательская человеческая судьба не волнует.   
                Читатель доволен твоими стихами прочитанными в Интернете. И не купит твою поэтическую книгу на бумаге даже за мизерные деньги..
                Зачем ему тратить на это даже и мелкие деньги? - Надо будет ему приобщиться к поэзии  - снова заглянет в тот же всесильный Интернет….
                А Государство что же? - Государство нынешнее  усердно кормит своих чиновников и своих бизнесменов. Ему не до литературы и не до поддержки каких-то там писателей….
                В отчасти все таки независимых от власти средствах массовой информации нередко эффектно разыгрывается «карта» диких высказываний нынешних сытых чиновников, выходцев из прошлого «подпольного мира»…
                Чего только эти чиновники в порыве откровенности  порой ни говорят!
                Просто фантастические высказывания приводятся в прессе временами выдающие всю  безграничную наглость этого «чиновничьего царства» насевшего на всю нашу страну..
                Запомнилось мне например одно высказывание какого-то карельского регионального лидера   - о нынешней народной бедности и путях ее преодоления…
                Есть конечно - говорил этот «лидер» - нашему народу  нечего… Но скоро же весна, пойдет крапива… Можно будет собирать ее по оврагам и супы крапивные варить… Станет легче.
                И о чем он думал этот «управленец» когда такое во всеуслышание говорил?   О своем далеком голодном послевоенном детстве?
               Когда его нищая деревенская бабушка собирала по канавам крапиву и варила ему любимому своему «мальчоночке» жидкие какие-то крапивные щи? - Трогательное воспоминание обнаглевшего   негодяя «при власти»!
                И как будто бы вся страна наша готова собирать крапиву на заре третьего тысячелетия по всем оврагам истории и без конца…

СВЕДЕНИЯ   ОБ  АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1961-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,  «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США,  «АРГАМАК»,  «КУБАНЬ»,  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА),   « ДЕТИ РА»,  «ЮНОСТЬ»,  «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА   НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК),    «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,  «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ),  «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),  «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА»,  «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА»,   «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «ГРАФИТ»,  «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,  «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ»,  «ФОРМА СЛОВА»,   «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,   «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ»,  « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) ,  «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,  «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,  «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «ЗОЛОТОЕ РУНО»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ (К 125-летию  М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   



               
               
               
          


Рецензии