Скорость жизни Философическое эссе
СКОРОСТЬ ЖИЗНИ
ЭССЕ
Я помню в советские еще времена я был знаком с одним японским исследователем, историком культуры, изучавшим и почитавшим русское славянофильство и стремившимся установить его связь с культурой и традициями стран Востока.
Иногда приезжая в СССР (раз в несколько лет) этот уважаемый и известный на самом деле исследователь обычно удивлялся, осматривая в очередной раз наши столицы, Москву и Петербург (тогдашний Ленинград если быть точным).
«Удивительно - говорил он мне дома за «восточным» чаем - ничего у вас в СССР не меняется совершенно с течением времени… Ничего.
Как будто здесь Средние Века…»
И ведь действительно…
Не вдаваясь в изучение тогдашних газет, политических лозунгов и прочего, что насыщало советскую жизнь в те брежневские времена., вспомним хотя бы характерные детали быта и жизнеустройства того времени…
У нас например в одном из «солидных» и вполне благоустроенных районов Ленинграда долгие годы была одна и та же булочная, один и тот же всегда замызганный внутри и снаружи магазин «МЯСО - ОВОЩИ», одна и та же «ДОМОВАЯ КУХНЯ», одна на все времена «АПТЕКА» в соседнем доме и один единственный на долгие годы магазин «МОЛОКО»…
Десятилетиями вокруг моего дома существовали те же магазины и с теми же витринами и с тем же однообразным набором продуктов.
И мне теперь кажется что и продавщицы и продавцы в этих советских магазинах тоже оставались теми же долгие десятилетия - не увольнялись , не уходили на пенсию и конечно ( упаси Боже!) никогда не умирали..
Сама вечность как будто пришла тогда «в гости» к советскому человеку…
Леонид Ильич Брежнев старел… Ему постоянно вручались все новые награды… Бесконечные аплодисменты, бесконечные Звезды Героя на его груди…
«Дорогой наш Генеральный Секретарь…» Иначе о Брежневе в прессе и на публике уже и не говорилось. Хотя Генеральный Секретарь уже с трудом ворочал языком когда приходилось выступать на публике…. И интересовался больше новыми автомобилями и любимой охотой чем делами государственными.
Теперь утверждается свысока - мол это была «эпоха застоя»…
Можно подумать что сейчас - динамическое историческое время, в котором жизнь россиян стремительно движется вперед и обретает новый облик и новое светлое содержание…
Вспомним что со времени «лихих девяностых» с их бандитизмом и наглыми приватизациями прошло уже двадцать лет…
Много это или мало?
Вот представьте - советская Россия в 1920-ом году когда и НЭП еще не начался и разруха кругом была полнейшая… И СССР в 1940-ом году накануне нападения Гитлеровской Германии… Эту большую войну века мы встретили хотя и недостаточно подготовленно, но - победили!
Ту войну встретила мощная и уже совсем другая страна.
А ведь прошли тогда те же самые двадцать лет… И как изменилась за это время страна! До неузнаваемости изменилась…
Ныне же за те же самые двадцать лет в современной России не изменилось ровным счетом ничего. Просто ничего!
Новая «эпоха застоя»? Конечно!... Хотя и именуется она вежливо и дипломатично эпохой «сохранения стабильности»…
В России все меняется «большими скачками»…
Как скаковая лошадь годами стоящая в тесной конюшне вырывается Россия порой на волю - и бешено скачет по дикой степи сама не зная куда… к гибели или с новому призрачному счастью.
Образы Блока в «Скифах» тут сразу вспоминаются...
И действительно же чувствовал Александр Блок как большой Поэт-Провидец свою страну… Удивительно тонко и глубоко чувствовал!
Сейчас много говорят о наивности Блока и его заблуждениях в «революционной» поэме «Двенадцать», даже о «бесовстве» Блока в этой поэме говорят…
И бесовство в этой гениальной поэме действительно изображено… Причем - настоящее, страшное, губительное и губящее людей и мир бесовство…
Но это не «бесовство» самого Блока - а бесовское начало в его времени, времени большевистской Революции…
Бесы победили тогда в России. Или скорее - бесы победили саму Россию, завладели ею и унизили и изнасиловали ее…
Темное и мистическое в том времени чувствуется очень остро.
Об этом некогда блестяще писал Бердяев в знаменитой брошюре «Духи русской революции»… Да и многие тонкие и глубокие люди замечали это и писали об этом.
Блок в «Двенадцати» ничего не придумал - он изобразил в поэтических картинах свое разнузданное и бесовское время, в котором вскоре и сам погиб и как человек и как поэт.
И винить Блока в этом изображении без всяких прикрас правды жизни и правды своей эпохи безжалостно и по сути безнравственно.
Каждый большой художник изображает свое время. Он не может жизнь и творить иначе - как будто ничего вокруг себя не видит и не слышит.
И в России время у больших художников или останавливалось вообще - у Льва Толстого, у Чехова, у Бунина…
Или время летело «очертя голову» в неведомое - у Блока, у Есенина, у Марины Цветаевой…
У Льва Толстого - мир вечен…
И в этом неувядающая красота и притягательность его творчества…
Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер, потом Анна Каренина, Вронский, их любовь и драма их жизни - все это принадлежит вечности наравне с образами Шекспира…
Но в тоже время рождались в России же и герои Достоевского - и это чаще всего выходцы из темного «подполья» жизни, мрачные тени или беспомощные жертвы зла…
Это нескончаемая череда несчастных «униженных и оскорбленных» и рядом с ними череда объятых «бесовством» и не ведающих никаких законов милосердия и добра «отпрысков дьявола» во главе с младшим Верховенским и прочими…
У России два лика - бесовский и ангельский . И это действительно так.
Только насчет «ангельского» лика России придется сказать - все таки он иллюзорен хотя по настоящему светлое начало наверное есть и в русском человеке и в русской жизни…
Взлеты духа есть в России действительно - об этом говорит наше искусство. Но…
Трагически не благоустроена жизнь в России во все времена. И в бедности и в унижении живут в России во все времена обычные простые люди на которых Россия и держится.
Периоды благодушного застоя сменяются в России периодами разнузданного «буйства» когда на поверхность российской жизни выливается из каких-то неведомых глубин муть и грязь…. И заполняет собой все жизненное пространство.
Так было в 1917-ом году. Так было и в начале 1990-х годов. Когда российский народ снова нагло ограбили сказав «что так надо» и что мол «выхода не было»..
А сейчас новая верхушка, народившаяся за счет ограбления народа в начале 1990-х годов, благополучно держит нынешнее «население» России в подчинении, наслаждается своим неправедно нажитым богатством и своей безмерной властью … И ничего конечно менять в России не собирается.
И это называется «эпохой стабильности».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1960-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ» в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №120042108503