110. Загадка Сфинкса и ее разоблачение
Интересно устроен человек. Читая по диагонали, он не видит самую суть. Не видит улыбку Автора, не видит самого себя. Как и в случае с загадкой Самсона из Библии, которая не вызывала ни у кого вопросов, хотя так и осталась загадкой, так и знаменитая загадка Сфинкса, будучи проще улыбки младенца осталась неразгаданной.
Напомню греческий миф об Эдипе.
"Сфинкс спросил:
— Кто утром ходит на четырех ногах, днем — на двух, а вечером — на трех?
Смышленый Эдип, не задумываясь, ответил:
— Ты говоришь о человеке. Младенцем, на рассвете своей жизни, он ползает на четвереньках. Днем, в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах. А когда наступают сумерки его жизни, старость, берет в руки палку или костыль — это ему третья нога.
Со страшным шумом взмыл Сфинкс и бросился в море. Так Эдип избавил Фивы от Сфинкса".
Эта загадка похожа на загадку бога Ра (Солнце) для Изиды, когда он рассказывал ей о цикле своей жизни. Наивный читатель сразу понял, что речь идет о восходе, зените и закате Солнца. Что, кончено же, очень мудро, но речь шла именно о жизненном цикле звезды. Правда тогда возникает большой вопрос: А что это, описание жизненного цикла звезды (ибо этот миф детально описывает звездный цикл, почитайте если не верите) делает в Египетском мифе? А?
Вот и здесь. Не нужно делать из мудрого сфинкса идиота. Ибо тогда он Вас задушит.
(так написано).
Сфинкс играет с Вами, а не с Эдипом. Речь действительно идет о Человеке, но совсем не о человеке. Речь идет об эволюции Человечества как вида.
В самом начале своего развития он ползает на четвереньках.
В зените своего могущества он встает на две ноги и пытается встать в центре космоса.
И на самом закате, перед своим уходом в прах он начинает активно применять костыли.
Какие костыли? А те самые, которыми человек обвешал себя со всех сторон и теперь уже не расстанется с ними до самой смерти.
Компьютеры, айфоны, роботы, станки, автомобили.
Самое смешное, что оцифрованная информация не сможет быть по достоинству оценена последующими цивилизациями. Так и не смогут они понять, что за странные железяки, и что за пикник на обочине галактики братьев Стругацких здесь имел место.
****
"— Кресло мне, — негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг. — Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме "Коровьев", — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.
— Точно так, мессир, — негромко ответил Фагот-Коровьев.
— Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили...
— Автобусы, — почтительно подсказал Фагот.
Публика внимательно слушала этот разговор, полагая, что он является прелюдией к магическим фокусам. Кулисы были забиты артистами и рабочими сцены, и между их лицами виднелось напряженное, бледное лицо Римского.
Физиономия Бенгальского, приютившегося сбоку сцены, начала выражать недоумение. Он чуть-чуть приподнял бровь и, воспользовавшись паузой, заговорил:
— Иностранный артист выражает свое восхищение Москвой, выросшей в техническом отношении, а также и москвичами, — тут Бенгальский дважды улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее.
Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону конферансье.
— Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота.
— Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, — ответил тот.
— Так что же говорит этот человек?
— А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
С галерки плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза.
— Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...
— Аппаратура! — подсказал клетчатый.
— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
— Да, это важнейший вопрос, сударь.
В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен.
(М.А.Булгаков, "Мастер и Маргарита", Разоблачение черной магии)
Свидетельство о публикации №120042102183
Владимир Ильич Иванов 28.01.2024 21:51 Заявить о нарушении