Злопамятство

Фото автора


Когда не очищаем  память от того, что в прошлом  сердце болью обожгло,
То эта боль, преследуя нас, и дни и ночи омрачит. Прогоним же мы прочь её.

Переживая зло из дней былых, своей мы ноши тяжесть неизбежно умножаем.
А нам достаточно того, что наступивший день готовит нам для испытаний.

Шагает по дороге жизни тот легко, кто поминает добрым словом всех, кого
Встречает.  Кто в сердце примирился и с врагом, тот свои силы сохраняет.

Лишь в доброй памяти созреет благодарность  к тем, кто нам помог, когда то.
А без неё напрасною надежда остаётся. Мы получаем то, что отдаём другим.

                ***

Мало, что так изнуряет нашу душу, лишает нас покоя и сна, как не уничтожаемое памятование  о причинённом  зле. Причём, достаточно часто, мы придаём значение тому, что никакой недоброй основы под собой не имеет. Но даже если и имеет, то, для нашей же пользы, следует не давать воли нашей злой памяти. Максим Горький говорил: «Народ злопамятный: ему, кроме зла, …помнить нечего».  Если память о людях, которые, вольно или невольно, принесли в нашу жизнь что-либо недоброе, не будет стёрта, то и сердце наше станет неиссякаемым источником зла, прежде всего, отравляющему наше личное бытие, и, следовательно, существование самых нам близких людей. Кроме того, памятозлобие является одной из основных причин того, что  наши ошибки и обиды, причинённые другим, не будут прощены. «Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом — непамятованием зла». (Свт. Иоанн Златоуст).  Лучше всего одолеть памятозлобие поможет нам, конечно же, молитва, а, также, честный взгляд на свою жизнь, на дела, совершённые ранее. Погрузившись в своё прошлое, мы, непременно обнаружим, что и мы неоднократно совершали то, по крайней мере мысленно, за что осуждаем других.
Ещё о злопамятных: «Гнев — человеческое, злопамятство — дьявольское». (Русская поговорка). «Ветер сильный гонит облака, а злопамятство — добрые чувства из души). (Авва Евагрий).   «...Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем. Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно  свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении. Что хуже этого неистовства — всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? А таковы души злопамятных. Они, как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание! Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения... Для чего причиняешь самому себе изнурительную болезнь?.. <Гнев>, как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя этого дикого зверя? Лучше положить змия или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы нам освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 365—366).
               
 


Рецензии