Параскева Пятница. Овстуг
наступает пятый день,
Говорит он людям мудро,
тень наводит на плетень.
Это я создал вас, люди.
Размножайтесь и плодитесь!
Наполняйте землю чудом,
от себя теперь родитесь…
Наполняйте - обладайте,
сверху им он говорил:
семя сеющих - сажайте!
Утаил, как сам садил…
Вы теперь земные боги.
Я дал всякую траву,
и древес, небес высоких
скот животный, мураву…
Птицу, рыбу, зверя, гада,
летом - ягоды, грибы.
Будьте миру люди рады.
И владычествуйте - вы.
Всё что надо, люди сыщут,
плод древесный и земной,
и небесный будет в пищу;
люду - рай на упокой.
Только в пятницу не надо,
Вам не сеять, не пахать,
не сажать земного сада:
с Моисея благодать…
…Со времён так, Моисея,
повелось и до Руси,
от Руси и до Рассеи,
хоть кого теперь спроси.
Завещал на день субботний:
Завершил работы Я.
Огляделся, вот и сходни:
Сколь нарядная земля!
Перед праздником на пятый,
с понедельника считай,
отдыхайте все, ребята,
беззаботно - в небе рай.
По-еврейски «параскева»,
а по-русски тётя Паша
День осенний, дождик сеет.
И в колодце влага - Макошь…
Может мОкошь, ну и что же?
Что еврею до славян?
Иудею - хлеб дороже:
Жди творения обман.
По закону - отдых люду!
И неважно, кто и с кем.
Так уж вышло, люд от юдо,
чтоб рабами насовсем…
Бог напутствовал обоих,
во спасение - перстом
отпускал на землю коих,
Воскресение - потом…
И был вечер, было утро:
Наступает день шестой.
Что создал в четыре мудро,
всё весьма и хорошо…
А на пятый день под вечер,
то ли всё не задалось,
то ли ветер дунул в свечи,
и под утро не спалось…
Создавал, когда мужчину,
ещё был он полон сил,
а вот женщину - причину...
Один вид её бесил...
Слава Богу! получилось,
есть у нас два выходных!
На том свете и не снилось,
останавливает их…
В память мира сотворенья,
о шести всего деньках.
В пятый день - Парасковея!
Чтоб не думать о грехах.
В эти дни - не пряли чтобы,
не пылили бы в глаза,
не стирали и со злобы,
не катилась бы слеза…
Отдыхайте. Не работать!
И камения не жечь…
Упаси, если в субботу!
Разрешаю только печь.
Слава Богу! Слава Богу,
есть у нас три выходных!
Погодите же немного,
останавливает их…
По погостам и по сёлам
ходят лживые с клюкой,
и вещуют (они всё вам),
весть разносят в упокой…
...Царь сажал её в темницу.
Воля падала в суму.
От оков освободиться,
До сих пор не по уму…
Царь на суд повелевает
Параскеву привести.
А спроси его, кто знает.
Почему их царь в чести?
Перед праздником на пятый,
с понедельника считай,
Параскева и распята.
Лагерь принял вертухай.
Отдыхайте от работы!
Были всем - теперь никто.
Как же эдак, их суббота,
на седьмицу вышла то?
Слава Богу! Слава Богу!
Что в суму обретено,
и выходят на дорогу.
Колют в глаз веретеном.
Ну, а где же, Воскресенье?
Где законный выходной?
До Иисусова спасенья,
не дошли ещё с тобой...
Вот и ходит люд в панёве,
лыка - новеньких лаптях.
Черти ловят их на слове:
до сих пор, на стыд и страх...
Доли, Смерти и Русалки
засоряют глаз кострой...
Объяснения так жалки:
цифра стала - ключевой.
...И был вечер, было утро:
тень наводит на плетень.
Посыпает сверху пудрой...
Наступает Мокошь день.
Что ни пятница, то праздник?
Сею - вею? Посевай...
На земле народец разный.
А поди куда, узнай...
День милиции народный,
чтобы спицы - на десерт,
Он у нас ведь всепогодный.
И в Кремле дают концерт.
Что осталось от творенья,
и чем жизнь усугубил?
Вот о чём стихотворенье,
что детей он - не любил.
Из святых - Толстой, Тургенев
(и роман Отцы и Дети),
ну а Тютчев - просто гений.
Просыпаюсь - солнце светит.
Послесловие:
* День богини Мокошь 10 ноября, так совпало...
* На щите, установленном в с. Овстуг (на родине Фёдора Тютчева) рассказывается о подмене понятий иудо-христианствам и наложении празднеств на языческие обычаи. Кто такие язычники мы ведь не знаеи - это могли быть половцы - жители Полоцка на Полоте или Десне. Образ богини Мокошь заменили на Параскеву с толкованием имени как дня недели - Пятница от слова "пять". Ловлю себя на мысли, что слово "распятие" однокоренное с оценкой пять и "очи пялить" - народным фольклором. А к слову Мокошь - Моковей (Маковей - праздники урожая или "спасы") рифмуется вею-сею к Моисею...
* Суббота и седьмица (перевод) совпадают по смыслу в одном случае, если первым днём недели считать воскресенье, как это делается в Израиле и США. Но тогда и пятница - шестой...
* Что пятница, то праздник (польск. Co pi;tek, to ;wi;tek), перевести: Кожную пятніцу гэта свята, Vsak petek je praznik, Сваки петак је празник, Всеки петък е празник, Секој петок е празник, Ka;d; piatok je sviatok… Стёб с юмором, но православная пасха не может состояться без еврейской, ибо от неё принято считать. А в древнерусских произведениях (Слово о полку) выступили походом в "пяток" - именно в этот день.
* Википедия: Слово «параскева» (греч. ;;;;;;;;; параскэуэ) — «приготовление; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)...»
- Трёп ничего не объясняющий.
* ...сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. - И нет ни слова, чтобы убивать.
* Согласно представлениям христиан, недельный цикл не меняется со времён Моисея, законы которого требовали соблюдения субботы (Исх. 20:8—10, Втор. 5:12—14) как для отдыха (Втор. 5:14), так и в память о шестидневном сотворении мира (Исх. 20:11).
В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551): Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати… У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом».
* У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь). Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы). Передник изумительное по красоте слово (пила). Почему женщин иногда так называют в шутку...
* Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории. Народное воображение наделяло её демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и другие, что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли, Смерти, русалки. Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некоей пользы»
* По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами. В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой. По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец).
* По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут (Поговорки и запреты). Миниатюры:
- Царь сажает Параскеву в темницу
- Царь повелевает привести Параскеву на суд
Фото: на холме близ усадьбы Ф.И.Тютчева
Апрель 2020 г. Овстуг - Клинцы - Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №120042110005