М1. Постскриптум
Прежде всего спасибо, что не испугались. «Безумству храбрых поём мы песню!»)) Ведь не каждый решится отдать своё детище на растерзание кому бы то ни было, да ещё и открыто, понимая, что за процессом наблюдают десятки людей. Тем не менее вы все настоящие герои, потому что это шаг хоть психологически и непростой, но на самом деле дающий крайне полезный опыт – полезный перво-наперво возможностью посмотреть на своё творение со стороны, как бы отстранённо, чтобы задуматься и определить, что прежде всего бросается в глаза читателю, чтобы переоценить какие-то свои установки, найти подтверждение уже имеющимся сомнениям или научиться искать новые, иные, до этого неопробованные пути решения. В любом случае занятия в мастер-классах всегда несут конструктивную пользу и работают на автора – и никогда против!
Хочу признаться, что я сама всю жизнь учусь – причём у всех, а не только у классиков и признанных величин. Я учусь и у обычных читателей, чей зоркий глаз иногда выхватывает нечто важное, что я как автор пропустила. Я никогда не пренебрегаю ничьим мнением, от кого бы оно ни исходило. Чаще всего остаюсь при своём – но случается и по-другому. У всех бывают недоработки, провалы, промахи. Иногда заходишь в тупик, иногда не видишь очевидного. И очень важно не считать себя непогрешимым, этаким эталоном, не способным на ошибки, всему уже в жизни научившимся, всё на свете постигшим. Самых утончённых знатоков порой подводит слух, самым мастеровитым умельцам вдруг отказывает интуиция. И тогда очень важным звеном в цепочке творческого процесса бывает помощь со стороны, незамутнённый доброжелательный взгляд, помогающий правильно оценить написанное и разглядеть недочёты. Причём эти недочёты могут быть самого разного свойства – от неверной графической записи стихотворения до неправильно употреблённого слова.
Недовольство собой – часть творческих исканий любого автора, и без него невозможны шаги вперёд, невозможны рост и динамика. Мне кажется иногда, что я всё ещё пытаюсь написать своё главное стихотворение, только нащупываю пути к нему, чувствую, каким оно должно быть – но никак не могу его создать. Вот-вот уже, кажется, достигну каких-то своих личных высот – и вновь осознаю со всей неотвратимостью, что не осилила чего-то важного, не смогла выразить то, что меня мучает и свербит изнутри, что никак не даёт успокоиться и почивать на лаврах…
За всю мою долгую писательскую практику я не только немало помогала другим улучшать стихи, работать над словом и творчески расти, но и сама несколько раз приняла очень существенные для своих стихов подсказки. Это дало возможность и улучшить стихотворение, и понять, что никогда нельзя останавливаться в поиске, если чем-то недоволен – нужное решение обязательно придёт, если отпустить ситуацию и дать своей душе время. Один раз мне крайне удачно подсказал точный эпитет собрат по перу – и я не заартачилась, а, напротив, с благодарностью воспользовалась его советом. У меня есть давнишнее стихотворение «Хорошо, что ты есть. Остальное…» – и там была строфа:
У меня что-нибудь да случится…
Может даже, всерьёз полюблю,
Может, кто-то в окно постучится,
В ночь бессонную, в душу мою.
И вот он мне говорит: «Что значит «бессонную»? Это же ни о чём! Речь ведь у тебя не про бессонницу, а про тьму кромешную!» Причём, по иронии судьбы, сказал это человек, который не любил мою поэзию, возможно даже, хотел обидеть придиркой – но нашёл именно тот оттенок слова, которого мне и не хватало. Обидеть не получилось – я просто поблагодарила за помощь и изменила строку на «В ночь кромешную, в душу мою». В стихотворении действительно после этой замены всё встало на свои места – и по звуку, и по смыслу. В другой раз мне помог человек, совсем далёкий от поэзии. Я начала писать стихотворение, находясь в упадническом состоянии духа, и первая строка звучала так: «Пустые ульи. Вечер. Наважденье…» – а дальше как-то не шло, не складывалось с образом и идеей. Человек – а это был мой свёкор, который как раз держал эти самые ульи, – прочитал строчку в моём блокноте и сказал, что ульи пустыми никогда не бывают. Что если они пусты, то значит – мертвы. В улье всегда находится кто-то – пчеломатка, строители, охрана и т. д., – когда основная часть рабочих пчёл занята сбором нектара. И он добавил, что нельзя писать стихи о природе, сидя на девятом этаже городской квартиры. Вот такую этот простой человек придумал метафору! Мне очень понравилась эта мысль: на самом деле, нужно очень хорошо представлять себе то, о чём ты пишешь, даже если это только образ, только эпитет, только небольшой сюжетный ход… Сто раз выверяй, чтобы не оказаться голословным, не прослыть неучем или не попасть в смешное положение. Гоняясь за запредельными тропами и сравнениями, не забывай, что все они так или иначе растут из вещей вполне себе осязаемых и земных, которым всегда должно найтись чёткое объяснение. Думая об этом, я даже развеселилась, мысли мои ушли совсем в другую сторону, и стихотворение написалось почти сразу – причём в совершенно противоположном настроении: «Трудяги пчёлы. Утро. Пробужденье. /Душа парит на новой высоте…» – и так далее. Я до сих пор невероятно благодарна своему свёкру за этот мудрый урок! Подлинность слова не только у прозаика, но и у поэта должна быть во всём – и в чувстве, и в действии, и в каждой мелочи и детали.
Когда годами думаешь о таких вещах, работаешь с молодыми авторами, редактируешь и составляешь поэтические сборники, пишешь статьи, обобщаешь полученный опыт – накапливается весомый багаж, которым хочется поделиться. Поделиться бескорыстно – просто чтобы не уносить всё наработанное с собой. Вот для этого и создаётся мастерская, в которой можно что-то перешить, что-то перетянуть, что-то достроить)) И самая махонькая подсказка порой бывает просто бесценна – главное, чтобы автор умел ухватить зерно истины и сделать правильные выводы.
Несколько поэтических заявок в процессе нашей совместной работы, на мой взгляд, обрели абсолютно законченный вид – и им наверняка суждена счастливая судьба среди читателей. Таким мне видится стихотворение Александра Марочкина про многие смыслы в жизни. Оно просто пророческим получилось – как ни трудно, но мы ещё прорастём, ведь мы неисповедимы! Всего несколько штрихов, чуть изменён финал – и как заиграла мысль, какая глубина появилась! Очень удачно завершены и такие стихи, как «Все мы – гости на Земле» Лидии Ковалевской (тоже прямое попадание в день сегодняшний!), «Когда стоишь на балконе…» Марины Быстровой-Докс (одно слово – «цунами» – найдено, и пазл замечательным образом сложился), «Не о том» Марины Юрченко-Виноградовой (мы вместе распутали клубок мелких несоответствий, и стих буквально заиграл), «На прорыв» Светланы Разумовой (крайне важное и своевременное стихотворение, которое потребовало лишь очень незначительной огранки), «Ничего нет временнее гнезда» Наринэ Карапетян (высочайшего мастерства стихи, и доля моего участия минимальная, а результат ошеломительный, на мой взгляд).
Некоторые стихи, переработанные в мастерской, станут для авторов добрым заделом на будущее, ступенькой вверх. При работе над последующими произведениями эти авторы будут учитывать полученный опыт, всё шире и шире раздвигая горизонты собственных возможностей. Каждый из нас – неисчерпаемые недра, нужно только правильно пользоваться ими, чтобы не допускать обрушений породы и затопления шахт… И тут мы и только мы сами себе уникальное месторождение – сами себе рудокопы. Что посеем – то пожнём, что накопим-наработаем за жизнь – то и добудем… Такими стихами-заделами мне видятся «Гортензия» Владимира Осипёнка (тонкая работа, в которой, возможно, не все ещё точки над «i» расставлены), «Гадкий василёнок» Евгения Хоруса (кажется, автор и сам несколько заплутал в своих задумках, однако его жажда познания поистине неистощима), «Девочка-ночь» Соэля Карцева (не уверена, что работа над стихом завершена, так как бывает, что наш замысел опережает наши возможности), «Мы хотели» Екатерины Падуковой (немного поиграли эпитетами – и открылись новые смыслы и просторы сказанного), «Соль» Александра Падукова (автор ушёл думать, результат мне неизвестен, но совершенно очевидно, что недоработки в стихах мешают даже самой шикарной идее пробиться к читательскому уху).
Было несколько стихотворений, которые ещё совсем беспомощны с точки зрения стихосложения – но я приняла решение подробно разобрать и их. Думаю, это полезно не только автору, но и всем остальным, следящим за ходом работы мастерской – ведь мало сказать, что стих плох, бледен, несвеж или сыроват, нужно ещё и уметь объяснить, почему он таков, найти доказательную базу, привести нужные примеры. Это непростая задача, но очень важная для того, что мы называем литературной учёбой. И здесь нет места ни восприятию чьей-то заявки как чего-то второстепенного, ни тем более обидам. В конце концов мы все здесь ради того, чтобы писать лучше, думать выше, дышать свободней.
Но в целом – и тут я повторюсь! – вы практически все без исключения с большой честью прошли это испытание – мы почти месяц вместе думали, творили, учились и совершали большие и малые открытия. Это тем более ценно, что мастерская пришлась на такой сложный период и нашей с вами жизни, и жизни нашей страны в целом. Непросто было сконцентрироваться, собраться с мыслями, отодвинуть все навалившиеся бытовые проблемы… Но у нас получилось. Пусть получилось несколько камерно, без аншлага, но мне кажется, что это только первая ласточка и впереди нас ждут великие дела. Даст Бог, встретимся в очередной мастерской – и вновь поговорим о Её Величестве Поэзии, поговорим так, как умеем только мы – искренне, честно и горячо.
А сейчас главное – всех со светлой Пасхой! И, пожалуйста, – берегите себя и своих близких! Будьте здоровы и сильны духом.
Ваша Валерия Салтанова.
Свидетельство о публикации №120042009376
Соэль Карцев 02.05.2020 20:26 Заявить о нарушении
Валерия Салтанова 11.05.2020 22:48 Заявить о нарушении