Понабрали по объявлению!
Вот и приходят в детские сады раздражительные нянечки, доводящие детишек до слёз, и врачи-недоучки путают лекарства для инъекций, и патрулируют торговые центры охранники, которые не всегда замечают настоящих воришек, зато старушку, забывшую заплатить за пачку масла, могут «повязать», как настоящую преступницу… Один мой знакомый называет людей, которые выбрали профессию, в которой мало что смыслят, «случайниками». В этом метком прозвище двойной смысл: и то, что работа выбрана наугад, волей случая, и то, что в этом деле человек - дилетант, неумеха, или, выражаясь современным сленгом, «чайник».
Массовый непрофессионализм - одно из бедствий нашего времени. Конечно, «случайников» хватало и раньше, в самых разных областях. Во времена всеобщего дефицита и не слишком навязчивого сервиса те, кто работал «спустя рукава», были излюбленной мишенью советских сатириков, но с их существованием мирились, как с неизбежным злом. К примеру, нагрубила продавщица - зато хоть не обсчитала и не обвесила, обещал сантехник починить сломанный кран утром, а пришёл только вечером - и то хорошо, мог бы вообще не прийти… Но, видимо, с некоторых пор привыкли мы жить лучше, да и с падением «железного занавеса» получили возможность увидеть, как живут в других краях. Увидеть и сравнить, и сделать неутешительные выводы: далеко нам ещё до качества жизни стран Дальнего Зарубежья, даже в чисто бытовом смысле.
Возьмём простой пример - работу такси. Спору нет, машину с «шашечками» вызвать теперь гораздо проще, чем во времена, которые помнят люди старших поколений. Тогда, чтобы успеть рано утром на вокзал с тяжёлыми чемоданами, такси приходилось заказывать чуть ли не за сутки. Теперь машину к подъезду подадут через считанные минуты после звонка диспетчеру. А вот дальше могут возникнуть неожиданные проблемы…
Как я убедился на собственном опыте, нынешние таксисты плохо знают город, в котором работают. К этому добавляется и странное невежество диспетчеров, которые принимают по телефону заказы и направляют такси по вызовам. Странно бывает слышать в ответ на просьбу прислать машину, например, к Концертному залу, требование девушки «на другом конце провода»: «Назовите точный номер дома!» Все ли из нас, даже живущие в Калуге много лет, знают точный почтовый адрес Концертного зала филармонии? Или Художественного музея, или Выставочного зала Областной администрации на площади Старый Торг? Говорят, что диспетчеры нынешних служб такси могут находиться в других городах, и управлять калужскими таксистами дистанционно. Допустим, так оно и есть. Но водители такси, которые не ориентируются в городе, где они работают - это уже какой-то нонсенс! Сколько раз случалось, сев в машину с шашечками и назвав адрес, услышать в ответ: «Вы подскажите, как туда ехать. А то я в такси недавно работаю…» Иные водители полагаются на навигатор, но это выручает не всегда: некоторых адресов нет в программах этих хитроумных гаджетов, и бесполезно искать там ответа на вопрос - «где эта улица, где этот дом…»
К слову сказать, даже наш Дом печати на улице Марата,10, один из калужских таксистов нашёл с трудом. Возможно, он тоже пришёл в таксисты недавно, по объявлению: «Приглашаем на работу водителей с личным автотранспортом». Может, через несколько лет он наберётся опыта… Но долго трудиться на одном месте нынче непопулярно. И любой «случайник» всегда готов сменить ремесло, которым ещё не успел толком овладеть, если попадётся на глаза очередное заманчивое объявление: «Высокий заработок, возможна частичная занятость. Опыт работы не требуется».
2015 год.
Свидетельство о публикации №120042006066