Об Андрее Тарковском. На площади Испании цветы
_________Добрый день,Санто! Случайное совпадение, я выставляю на верху страницы свои любимые афонаризмы и сегодня дошла очередь до:
Делю людей на две категории:
одни живут, другие смотрят как живут первые!
Оказалось в тему вашей дискуссии. Еще раз повторюсь: Собака лает - караван идет! Да Бог с ними, с завистниками, тропа жизни устлана не только лепестками роз, на обочине попадаются и кактусы.
Теперь "о себе, любимом". Я описал встречу с Крючковым в рецках.
Не менее интересная и где-то трагическая встреча состоялась с Андреем Тарковским. Он приезжал в Днепропетровск с презентацией Сталкера. И что устроили сволочи от госкино! Встреча должна была быть в кинозале Дома ученых, сам зал небольшой, а билеты расхватали заранее.
Жаждущие встречи приехали к Дому ученых, а на дверях объявление: в связи с тем что зал срочно понадобился какой-то организации для конференции встреча переносится в ДК завода Маяк, а это у черта на куличках, на другой стороне Днепра, да еще и транспорт туда редко ходит!
Народ начал кооперироваться, чтобы взять такси, было много студентов, на последние деньги взявшие билет. Короче,последние зрители приехали в ДК к середине первой серии. Мне повезло и я успел к началу встречи. Зал огромный , были проблемы с микрофоном, ассистент Андрея Арсентьевича нервничала... Мы скучковались поближе к сцене и встреча началась. Андрей рассказал, что первый вариант фильма , как бы случайно!был уничтожен- пленка пропала при проявке. Но он не отказался от затеи и благодаря влиятельным друзьям удалось выбить деньги , но при этом фильм получился двухсерийный, деньги то под вторую серию выбили. Из-за этого и получились некоторые длинноты в сюжете. Но вечер получился скомканным, вопросы из зала были немного о прошлых его фильмах, немного об отце и конфликтах с госкино. Но Андрей очень нервничал, видно было что он сильно переживал из-за того что его и в Днепре достали шакалы госкино. В конце он извинился за такую организацию встречи и откланялся. Мы посмотрели Сталкера и разошлись.
В Днепропетровске в мое время был кинотеатр, честное слово его настоящего названия не помню, потому что все студенты его называли Сачок, намекая что основная масса зрителей в нем были студенты сачкующие с лекций. Так вот в этом кинотеатре показывали так называемые " некассовые фильмы". Зал в нем был небольшой. Но это был любимый кинотеатр не одного поколения студентов. Я в нем пересмотрел всего Тарковского, всю классику мирового кино.Этот кинотеатр стал невольным разлучником в отношениях с одной девушкой. Я просмотрел Андрея Рублева, а сеансов было всего два по одному в течение двух дней, и был морально оглушен, ничего подобного до этого фильма по силе режиссуры я не видел, а какие пласты истории и души русской он поднимает!!! Я не отошел от первого просмотра и был буквально под каким то кайфом. Но на второй день, а я уже решил что пойду еще раз смотреть, было День рождения моей девушки и она меня конечно пригласила. Я пришел для приличия посидел, немного потанцевал с кампанией, вышел перекурить и ...исчез.
Конечно это было эгоистично, неуважительно по отношению к имениннице, но справедливости ради, накануне я ей предложил сходить на этот фильм, но она сказала, что уже пригласила подружек и тд и , самое главное! ей не нравится Тарковский, она видела какой-то один его фильм и ничего не поняла. Но сидеть в кампании ее подружек и выслушивать последние университетские сплетни было выше моих сил. Короче, я успел на сеанс и впал в нирвану.
Девушке соврал потом, что мне стало что-то плохо и я уехал в общагу, чтобы не портить вечер а еще через некоторое время просто разошлись- мы слишком разные оказались.
Последяя встреча моя при жизни Тарковского с его творчеством была уже в поселке Магаданской обл., чудом фильм Ностальгия занесло в сельский кинотеатр, на сеанс пришло в буквальном смысле четыре человека, а через полчаса я досматривал фильм в гордом одиночестве, причем зал почти не отапливался а на улице было минус 35. Но всего этого я не замечал. Я просто наслаждался и благодарил Бога, что сделал мне такой подарок.
Вот такая история моих отношений к творчеству гения кинематографа Андрея Арсеньевича Тарковского. Извиняюсь заранее если украл ваше время на прочтение моих воспоминаний.
Овчинников Валерий 18.04.2020 21:55
•
_____________Славно, друг мой, благодарен за рассказ:))
ты не украл моё время!
- Ты подарил мне своё - затронув имя Тарковского!
И у меня есть маленькие истории про Арсения и Андрея,
Тарковских.
Когда-то занес из в "Романьельские дневники" с рисунками и стихами.
Приведу фрагменты:
КАФЕ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО.
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как преображенье.
Мы с Ладой, Тонино и его женой шли по липким улицам Рима
( липы цвели, на тротуары капал липовый сироп, хватая нас за подошвы).
Мы зашли в кафе Виа Коло ди Рьензо, здесь любил бывать Андрей Тарковский,
это его кафе - сели за столик.
Несколько лет Тонино выкорчевывал Тарковского из СССР.
Андрей вырвался и успел снять по сценариям Тонино Гуэрра две картины:
«Ностальгию» и «Покаяние». Тонино рос вместе с Федерико - Феллини родился
в Римини, а Тонино в Сантарканджело-ди-Романья - это близко
- Филлини снял много фильмов по сценариям Тонино до Оскаров.
Познакомились мы с Тонино дома у Данелии на Чистых прудах.
Дружили больше 30 лет.
В 2012 - ушел Тонино, теперь и Данелии нет и Олега Видова, он
снимался в эпизоде в "Джентельменах удачи".
Олег жил в Лос-Анджелесе мы близко дружили семьями до последних его дней.
Но вернемся в Рим.
Тонина и его жена отмечали, что характер у Андрея был трудным.
Вольно или невольно он подчинял себе всех окружающих.
Часто бывал нетерпим, но с ним было всегда интересно.
Люди желают иметь удобных гениев, чтобы пользоваться ими без хлопот,
брать их талант, не чувствуя себя должными.
Гениев и богачей используют бесцеремонно: по принципу пусть дают, у них много... Но гении не умеют защищаться, как богачи. У них - "беззащитное богатство".
Знаешь, Валера, когда слышу речи, типа, почему тот или этот
не даст денег - что ему?! ОН ЖЕ МИЛЛИОНЕР!
Смотрю на говорящего, думаю:
- да, ты ведь и сам, в сравнении с бомжом МИЛЛИОНЕР!
И сколько угодно людей, гораздо бедней - и что же? КОМУ-НИБУДЬ ТЫ ПОМОГ?
- Вот именно.
Люди убеждены, что гениальность, и богатство, характеризуется понятием
«повезло»!!!
Гению его гениальность ничего не стоит, это подарок от Бога.
Так же и богачу, его богатство ничего не стоит, он же
не работает, как трубочист, просто жонглирует деньгами.
Поэтому и посягать на них не совестно. У него много, куда ему столько?!
Гениев и богачей всегда используют!
Хотя и те, и другие мечтают о бескорыстии.
А гениальность Тарковского в том, что спустя годы, я помню его «Сталкера»,
и отчасти благодаря научился отличать иллюзию самообмана от реальности.
ТАРКОВСКИЙ И АНТОНИОНИ.
«У Микеланджело Антониони с Андреем Тарковским была любовь– соперничество».
«Каждый, будучи личностью испытывал любовь-ревность друг к другу».
Нередко между Тонино и Андреем громоотводом становилась Лора - жена Тонино.
Андрей обомлел от РОСКОШНОГО имения Антониони - это на Сардинии,
в самом красивом месте Италии.
Мы восхищались всем вокруг - Вилла Микеланджело Антониони окружена розовыми скалами и изумрудным морем с просвечивающимся дном.
Андрей как увидел, что Антониони запускает в свою бухту корабли и из
свой спальни, дистанционно управляя ими, стал бледен.
Он никогда не имел подобного великолепия!
Андрей убежал и взобрался на высокую скалу, издалека на розовом утесе
едва виднелась его крепко скроенная фигура.
И оттуда, с огромной высоты он бросился в море.
Все вглядывались в даль, ожидая, когда на поверхности появится его голова.
Мне кажется, что эти отчаянные прыжки были его маленькой местью именитым итальянцам.
ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ
Виртуальные встречи Андрея Тарковского с сыном проходили
на площади Испании
В ту пору Тарковский был изгнанником, насильственно разлученным
с женой и ребёнком.
Он тосковал по близким, звонил своему мальчику, и говорил:
«Смотри на карту Рима. В три часа я буду вот здесь, на плошади Испании,
у фонтана. Встретимся там!
И вправду, Андрей ехал в три часа на площадь, "где его ждал сын",
водя пальчиком по карте.
СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ ПРАГИ
Однажды в Доме Кино профессор Вайсфель познакомил меня и Ладу
с женой Арсения Тарковского - Татой.
Мы пили чай, разговаривали, почти каждая фраза Таты начиналась
каким-то сногсшибательным оборотом, типа:
«Когда в Париже мы с Арсюшей и Эдит Пиаф после её концерта
поехали к ней домой...»
Или
«...когда в Праге мы с Арсюшей пришли к Марине Цветаевой,
Марина Ивановна сидела на полу, счищая землю с обуви на белый лист бумаги.
Арсюша спросил:
«Марина, что Вы делаете?»
Она ответила:
«Это священная земля Праги, я положу ее в ладонку и буду носить на груди!».
НОЧНОЙ ВОР. АРХИВ МАРИНЫ В ЕЛАБУГЕ.
Я рассказал жене Арсения Тарковского историю, которую мне удалось
найти в архивах в Елабуге.
( В юности я ездил в Елабугу на могилу Марины
Любил и люблю ее больше всего Серебряного века - она великая.
До Марины время еще не доросло...)
Вот что я прочел в Елабужских Цветаевских архивах:
В квартиру Марины залез вор. Его поразила нищета,
в которой жила молодая мать с двумя маленькими дочерьми,
Алей и Ириной.
Заметив вора, Цветаева предложила ему морковного чаю.
Они немного поговорили.
Вор ушел, оставив на столе все что было у него в карманах.
КРЕПКОЕ СОЛДАТСКОЕ СЛОВЦО.
Тата была мягкой, деликатной, внешне приятной женщиной.
Она вспоминала, что Арсений был вспыльчив
и горяч на солдатское словцо...
Не помню сейчас так ли это, но мне казалось, что в картине
«Зеркало» Андрей, то ли замышлял, то ли сделал сцену,
где через поле идет старуха, звучат стихи
"Свиданий наших каждое мгновенье"...
Это стихи его отца, посвященные его матери, они звучат,
пока старуха идет через поле - надо понимать - поле жизни, туда, где вечность...
Эту картину я смотрел в "Белых столбах", когда моя жена училась
во ВГИКе (Московский институт кинематографии)
Там фильмы запускали без цензуры - не вырезанные.
ПРЕДСМЕРТНОЕ ПИСЬМО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО.
Мы жили в гостевом доме у Тонино, там же где жил Андрей,
и вот как-то сидим пьем чай,
Лада взяла с полки подарочный том Пушкина, оттуда выпал
сложенный вдвое листок.
Это оказалось предсмертное письмо Андрея Тарковского.
Тонино сказал, возьми себе...
Я сохранил его:
«В последнее время, очевидно, в связи со слухами о моей скорой смерти,
в Союзе начали широко показывать мои фильмы.
Как видно, уже готовится моя посмертная канонизация.
Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным властям имущих,
и тем, кто в течении 17 лет не давал мне работать,
тем, кто вынудил меня остаться на западе, чтобы, наконец,
осуществить мои творческие планы, тем, кто на пять лет
насильственно разлучил нас с нашим 10-летним сыном.
Зная нравы некоторых членов моей семьи (увы, родство не выбирают),
я хочу оградить этим письмом мою жену Лару.
Моего постоянного верного друга и помощника,
чье благородство и любовь проявляются теперь,
как никогда (она сейчас моя бессменная сиделка,
моя единственная опора от любых будущих нападок).
Когда я умру, я прошу ее похоронить меня в Париже,
на русском кладбище. Ни живым, ни мертвым я не
хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и
моим близким столько боли, страданий, унижений.
Я – русский человек, но советским себя не считаю.
Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли,
несмотря на все трудности, которые ожидают их в
связи с моим решением.
5 ноября 1986 г.
Подпись (Тарковский)».
.
На площади Испании - застыл!
Каскады лестницы летят рядами
И на ступеньках люди, как цветы,
Стоят букетами, в кружках венками.
А Рим не спит до утренней поры!
На небе звёзд рассыпанные бусы
И в брызгах из блестящей мишуры
Витрины на все стили и все вкусы!
Наружу нитки, выдернуты швы,
На джинсах дыры... Что за откровенность?!
Намек на предпочтенье простоты.
А простота бесхитростна, как верность.
И от волос пышней густой копны
(Фен и цирюльник вечно спорят с ветром)
От шелковой спадающей волны
Цветами ослепительного спектра,
Исходят ароматы... Вновь цветы!
На площади Испании, под вечер,
Влюбленными наводятся мосты,
Соединяются и происходят встречи!
И мы в кафе заходим налегке,
Где Гоголь сочинял о «Мертвых душах»,
Чтоб с чашкой кофе в тихом в уголке -
Повспоминать, поговорить, послушать.
О вечный Рим! С тех пор, как молоко
Волчицы дикой пили Ром и Ремул,
С тех пор, как Колизеум широко
В объятья каменные заключает небо -
Случилось столько, что всего не счесть!
А ты стоишь, крылом времен задетый...
Прекрасный Рим! Пусть выпадет мне честь
Тебе на память написать сонеты!
Сан-Торас 19.04.2020 01:05
Свидетельство о публикации №120041900926
Случилось столько, что всего не счесть!
А ты стоишь, крылом времен задетый...- вот эта фраза - дорогОго стОит!!!!!
Прекрасный Рим! Пусть выпадет мне честь
Тебе на память написать сонеты! - и обращение к Риму, как к живому существу! Ой, САН - Вы - ВОЛШЕБНИК СЛОВА!!!!!!! Обнимаю!!!!
Ольга Филиппова 6 20.04.2020 16:36 Заявить о нарушении
Мысли о БЕССМЕРТИИ
Душа воскресает, значит она бессмертна.
Но в самой Вечности, есть некая обреченность.
Ты устал - хочешь уже перестать быть, а должен!
Ибо дана Вечность и она не прекращается...
Поэтому Бессмертие, в какой-то мере - насилие, а Вечность - плен.
Из Вечности не вырваться, она везде и она всегда...
Как там у Пастернака?
Не спи, не спи художник.
Не предавайся сну -
Ты вечности заложник,
У времени в плену.
"Заложник в плену" - Наказание Бессмертием - это ещё тот подарок.
Каждый мухомор трепет имя твоё!
- В этом ракурсе - Вечность выступает, как Террорист - Ужос, Ужос!:))
Не-ну она, конечно, будет по-симпатичней...
- поэтому, желая отдохнуть от неё, не хочется говорить - ПРОЩАЙ!
Хочется, кагбэ сказать: ДО-СВИ-ДА-НИ-Я ВЕЧ-НОСТЬ!
ПРОЗРАЧНЫЕ ДУШИ
В чем смысл, жизни? - умных ответов не дождёшься...
Поэтому ничего не остаётся, кроме одного - думай сам!
Плоть - коне4на - Душа ве4на.
Видимо, смысль жизни в том, чтобы за время пользования своей плотью
создать то место, где Душа разместитццо после распада евонной владелицы.
Душа бессмертна - это обещано!
ЗНЧТ, смысл существования в том, чтобы за время жизни
подготовить обитель для Души.
ЗНЧТ, цель жизни - создать то место, где Душа продолжит жить.
Ведь после распада тела, Ей нужна защитная оболочка!
Иначе Душа останется неприкаянной.
(БоЖ, как БОМЖИХА! Бедная моя...)
Выходит, за время жизни надо успеть создать надежное убежище для Неё.
Храм, в котором Душа будет обитать - её обитель - это должно быть
что-то очень хорошее... я бы сказал - прекрасное, прости меня Небо!
Выходит, о Душе должен позаботиться хозяин плоти, в к-торую она заключена.
И мы видим души прошлого...
В мраморе Микеланджело живет его душа,
и в той звезде, что открыл Коперник живет его душа,
и в том ребенке, которого родила мать, проглядывает её душа.
Во всем большом и малом, во всем хорошем,
что создал человек видна его душа.
Не зря говорят: "Вложил Душу" "Сделал с Душой".
Вложить душу и есть забота о Душа - о Бессмертии.
Значит, когда совершаешь выбор, определяешь смысл жизни,
по сути, выбираешь то, в чём будет жить твоя душа.
Этот выбор и есть самое сложное решение...
И не стоит бояться поэзии! - Преодолевайте себя метрофобы!
И всего, что высоко, пронзительно и духовно - не надо бояться!
В стихи заложены чувства - ввинчены в строку, как в капсулу.
Чем точнее найденный образ, тем сильней он задевает и дольше живет.
Мы вынимаем капсулы образов из строк и раскручиваем пружины чувств!
Выхватишь каплю - она восстановит картину океана.
Если чувства, волновавшие поэта отзываются в ком-то
и через сотни лет, значит его душа живёт...
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед...
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
МЦ.
О ДОЛГЕ.
- Почему так неприятен окрик - Ты должен!
- Тот, кому кажется, что ему все должны - пусть заведет себе банк!
Стань банкиром и все тебе будут должны!
А я, кому-то там, ничего не должен из того,
что полагаю для себя долгом перед небом.
Это Бог в тебе видит, чувствует,
Думает и говорит ночью и днём,
Таким образом - смотри, чувствуй,
Думай и говори согласно Его
Божественной Любви.
Когда мне удается, среди коротких и длинных вибраций,
настроиться на волну поэта и соединиться с ней -
мне становиться видна его душа и она прозрачна.
Каждый - во что-то вкладывает душу:
Художник помещает её в картину, поэт в слово, музыкант
в гармонию - совершая выбор, каждый идет к своей цели
- в этом и есть СМЫСЛ человеческой жизни...
Во истину, воскресе!
АВВЕ ОТЧЕ
Мир устал от грязи,
Мир устал от боли
И от этой связи
И от горькой доли.
От тоски и мрака,
От обид и сплетен,
Мир устал от страха,
От его отметен.
Что же наш родитель,
Наш Творец Небесный,
Облачный Спаситель,
Сотворил - так пестуй!
Пестуй доброй дланью,
Сердцем, чего проще,
Может наказанья
Стали слишком мощны?
Не гневись, не надо!
Вспомни, между прочем,
Мы Твои ведь чада,
Чада, Авве Отче!
:))
Благодарен за отклик!
.⊰♥⊱..
.-..-.
`·.·´
●/
/▌
/ \
*´¨`*•.¸♥♥¸.•*´¨`*•. ¸♥¨`*•.¸♥♥¸.•*´¨`*• .¸♥
Сан-Торас 22.04.2020 07:39 Заявить о нарушении