На смерть Гёте...

Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном всё земное!
Над дивной могилой не плачь, не жалей,
Что гения череп - наследье червей.

Погас! но ничто не оставлено им
Под солнцем живых без привета;
На всё отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа;
Крылатою мыслью он мир облетел,
В одном беспредельном нашёл ей предел.

Всё дух в нем питало: труды мудрецов,
Искусств вдохновенных созданья,
Преданья, заветы минувших веков,
Цветущих времён упованья;
Мечтою по воле проникнуть он мог
И в нищую хату, и в царский чертог.

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звёздная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

Изведан, испытан им весь человек!
И ежели жизнью земною
Творец ограничил летучий наш век
И нас за могильной доскою,
За миром явлений, не ждёт ничего,-
Творца оправдает могила его.

И если загробная жизнь нам дана,
Он, здешней вполне отдышавший
И в звучных, глубоких отзывах сполна
Всё дольное долу отдавший,
К предвечному лёгкой душой возлетит,
И в небе земное его не смутит.




     * * * * * * * * * * *




               Примечания:

       Впервые напечатано в „Новосельи“ 1833 г., ч. I, стр. 179—180, под заглавием „На смерть Гёте“ и с подписью Е. Баратынский, и вошло без изменения в изд. 1835 года, стр. 213—215.

       Посмертными изданиями это стихотворение отнесено к 1833 году, между тем как 30-го мая 1832 года Боратынский писал И. В. Киреевскому: „Это время я писал все мелкия пьесы. Теперь у меня их пять, в том числе одна, на смерть Гёте, которою я более доволен, чем другими“ (Татевский Сборник, стр. 46).

       „На смерть Гёте“ вызвало обширную литературу, в которой не раз указывалось, что смерть великаго мирового писателя вдохновила на лучшее произведение русскаго поэта, сделавшаго очень верную оценку творчества Гёте. Уже „Северная Пчела“ (1833, № 78, 11 апреля) находила, что стихотворение Боратынскаго лучшее во всей книге „Новоселья“; наиболее строго отнесся к нему Белинский (неоднократно, между тем, цитировавший из этой оды некоторые стихи в подтверждение своих мыслей).
       В 1842 году Белинский писал: „На смерть Гёте“ есть одно из лучших между мелкими стихотворениями г. Боратынскаго. Стихи в нём удивительны; но стихотворение, не смотря на то, не выдержано, и потому не производит того впечатления, какого бы можно было ожидать от таких чудесных стихов. Причина этого очевидна: неопределенность идеи, неверность в содержании. Поэт слишком много и слишком бездоказательно приписал Гёте... Прекрасно сказано, но не справедливо! Не было, нет и не будет никогда гения, который бы один всё постиг, или всё сделал..."


       * * * * * * * * *


     Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749—1832) — великий немецкий поэт, писатель, драматург, основоположник немецкой литературы нового времени, один из самых ярких представителей романтического направления «Буря и натиск».
     Его называли мистиком, увлечённым "демоном поэзии", гением вне времени, олицетворением немецкого духа, великим германским патриархом, первым поэтом. . .




       Источник: http://baratynskiy.lit-info.ru/baratynskiy/stihi/na-smert-
       gete.htm


Рецензии