Феномен творчества и непосредственность восприятия

Многим из нас в детстве довелось быть приобщённым к какому-нибудь виду творчества. То могли быть: уроки рисования, танца, музыки или чего-либо ещё. Но, какими бы интересными они ни казались, со временем на смену приходит взрослая жизнь. В результате, для большинства людей творчество остается лишь приятным воспоминанием о счастливом, но давно ушедшем времени.

Справедливости ради следует сказать, что в наши дни существует немало организаций, помогающих взрослым развить в себе творческие навыки в одной из художественных областей. Примечательно, что приходящие туда люди, в процессе обучения, как бы вновь, интуитивно возвращаются к мировосприятию детства. Однако, для большинства взрослых этот процесс требует немалых усилий и далеко не всегда бывает успешен. Почему так происходит?

Существует точка зрения, что в процессе социальной адаптации человек неизбежно утрачивает естественность восприятия, присущую ему от рождения. В этом, возможно, состоит одна из защитных функций организма, т.к. в противном случае нам было бы трудно выжить. В результате создается определенный «ментальный барьер» между окружающей действительностью и естественной реакцией на неё. Так, человек взвешивает свои слова, оценивает действия, ищет оптимальный путь решения тех или иных проблем и т.д. Все это помогает ему в жизни, но мешает в творчестве. Причина данного феномена состоит в том, что творчество по своей природе иррационально.

Попробуем проиллюстрировать сказанное на примере рисования. На первый взгляд представляется, что рисунок вполне рационален с точки зрения формы, цвета и используемых материалов. В определённой степени, это – действительно так. Вместе с тем, люди стремятся не только научиться технике изображения, но и сделать её средством донесения определенной интуитивной информации, эмоции и т.д. Ведь именно эти особенности выделяют результат творческих усилий среди многих других.

Способны ли, к примеру, уроки рисования помочь в этом вопросе? По всей вероятности, лишь до определенной степени. Обучение упрощает движение в данном направлении, помогая раскрыть индивидуальные способности. Но двигаться дальше будет необходимо самостоятельно. Что же способно естественным образом направить это движение? По всей вероятности, лишь развитое интуитивное восприятие, освобождённое ото всех искусственных преград. А это – как раз то, что от рождения присуще детям, но лишь до той поры, пока они не вступили на путь социальной адаптации.

25.09.2014 г.


Рецензии