Особенности эстетики в современном дизайне
Важно иметь в виду, что в понятии художественного совершенства не существует прогресса. По всей вероятности, уместно говорить лишь о стремлении к его достижению. При этом, критерии могут быть совершенно различными. Все это можно видеть и сегодня, например, в сфере дизайна интерьера, а также при разработке образцов мебели и предметов декора.
В настоящее время в дизайне все чаще делается упор на понятие практичности и полезности. Действительно, бытовой предмет или оформление пространства должны быть удобны и выполнять свои функции. Но разве когда-то было по-другому? Любой предмет в первую очередь должен быть удобен, будь то: кресло, диван или матрас. В этой связи возникает вопрос – не подменяется ли критерием полезности понятие художественной выразительности? Иными словами можем ли мы сказать, что удобное кресло является предметом искусства лишь в силу своих высоких потребительских качеств? Скорее всего – нет. Т.е. в дополнение к практической полезности важно добавить то, что позволит оценить предмет или пространство с художественной (т.е эстетической) точки зрения.
Что же может помочь сформировать художественный образ в современном дизайне? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим, на что ориентировались мастера прошлого. В древности человек подчинял свои художественные решения магическим ритуалам, духовной практике и т.д. В античные времена были важны мифологические сюжеты, которые (прямо или косвенно) имели связи с пантеоном богов. В основе декора предметов и интерьеров в христианскую эпоху лежала идея духовной связи со Спасителем. Начиная с Ренессанса и особенно в период XVIII – XIX веков, люди обратили свое внимание на природу и сокрытый в ней божественный посыл. И лишь с конца XIX века на первый план вышли идеи рациональности и комфорта в чистом виде.
В чем эстетика новейшего времени кардинально отличается от предшествующей? В ней отсутствует (или сведена к минимуму) живая связь с духовной (мистической) составляющей. Современная эстетика, если можно так сказать, «атеистична» по своей природе. Но, в упрощенном понимании, творческая составляющая связана с душой человека. Не по этой ли причине, мы все чаще обращаемся к таким стилям, как: «хай тек», «техно» и т.д., где в основе лежит индустриальность, иными словами, где практически нет человека? Так, в Центре Ж. Помпиду в Париже в основе фасадного декора здания помещены инженерные коммуникации.
Можно ли ожидать возврата «человеческой» эстетики в нашу жизнь? Трудно сказать, но без этого, по всей вероятности, можно рассчитывать лишь на суррогатность творческого процесса и культурную унификацию.
08.03.2014 г.
Свидетельство о публикации №120041607236