Историко-культурная справка к бал. Великий Четверг
специфические единицы и термины тех времен, есть отсылки к культуре и быту тех мест. Для наилучшего понимания сути и контекста произведения, рекомендую прочесть данную историко-культурную справку
1. Место действия: Иудея, Иерусалим (территория современного Израиля)
На тот момент Палестина разделялась на четыре области: Галилею, Самарию, Иудею на правом, западном берегу реки Иордана и Перею на левом, восточном берегу
Сердцем Иерусалима был белостенный храм на холме, восстановленый царем Иродом на месте разрушенного ранее вавилонянами храма царя Соломона. Именно поэтому храм назывался Вторым Храмом.
2. Государственно-религиозное устройство Иудеи:
На тот момент Палестина находилась под властью Римской империи с императором (он же Цезарь, Кесарь)Тиберием. Не затрагивая религиозных особенностей и самоуправления, Рим не предоставлял провинциям военной и политической самостоятельности, самостоятельно собирал налоги, осуществлял судебную власть. Наместником (прокуратором) Иудеи на тот момент являлся Понтий Пилат.
Местное самоуправление осуществлялось Высшим иудейским судебным двором (Синедрионом), имевшим некоторую самостоятельность, хоть во многом ограниченную римскими законами. Высшим лицом Синедриона являлся Первосвященник, который помимо прочих почестей и отличий носил особую одежду, в том числе головной убор Кидар и особую ризу, украшенную по подолу золотыми колокольчиками, издававшими звон при движении. Первосвященник избирался только из числа Коэнов – жрецов, имеющих право приносить святую жертву
На тот момент Первосвященником являлся Каиафа
В религиозно-политической жизни страны господствовали две партии, обе враждебно относившиеся к Христу:
- Саддукеи, представлявшие верхушку общества: священников, знать, богачей. Имея большинство в Синедрионе, они активно сотрудничали с Римом, стремясь сохранить за собой власть в Иудее. Именно поэтому, боясь, что бы Иисус из Назарета (он же Назаретянин, Назорянин, Назорей, Га-Ноцри) не вызвал гнев Рима и не лишил их власти, первосвященники и осудили его на смерть.
- Фарисеи, обособленная секта, до крайности доведшие следование букве религиозного закона, мелочным соблюдениям всех внешних правил, обрядов, постов, жертв и т. д. Поскольку Христос неоднократно осуждал их за формализм, фарисеи относились к нему как к еретику и богохульнику.
В целом, народ не принимал оккупационную власть Рима, ненавидел коллаборационистский Синедрион и саддукеев, мечтая о независимости во главе со своим Царем. Население ожидало многократно предсказанного скорого прихода Мессии (Спаситель, Машиах по-еврейски), который освободит, наконец, иудеев, восстановит государство и станет подлинным «царем иудейским».
3. Время действия:
Действие происходит в Великий Четверг. В столичный Иерусалим в этот день стекаются многочисленные паломники для начала празднования праздника Песах (известного нам, как Пасха), знаменующего освобождение еврейского народа от египетского рабства.
По традиции в этот вечер приносилась жертва - агнец (ягнёнок), который готовился на пасхальном костре и устраивалась пиршество.
В этот же день, ночью, Иуда, выйдя с праздничного ужина (Тайная Вечеря) Христа и 12 апостолов, привел стражу Синедриона для его ареста.
4. Денежная и налоговая система Иудеи:
В ходу было много различных денег: наряду с римскими серебряными Динариями (на одной из сторон чеканился профиль Кесаря-императора, почему Христос и говорит «знак Тиберья Кесаря»), так и местная серебряная монета Сикль (возрождена в независимом Израиле в 1985 г и существует ныне под названием Шекель), фактически являющаяся синонимом Сребренника, за 30 которых и предал Иисуса один из его апостолов - Иуда Искариот (по месту рождения из местечка Кариот- иш Карийот). По тому курсу 30 сребренников (сиклей) равнялись 120динариям, при этом 1 динарий это оплата за день наемного сотрудника, т.е. на 30 сиклей Иуда мог жить не работая полгода.
Кроме того, в ходу были монеты других стран, например Лепта – Одна из самых мелких древнегреческих медных монет.
Большинство налогов шли в имперскую казну, но были и местные, собиравшиеся не менее жестоко. Одним из видов местных церковных налогов был обмен денег прямо в храмах (синагогах), т.к. считалось, что римскими деньгами подавать жертву нельзя. На доле с обмена менялы-священники неплохо зарабатывали и были совсем не рады, когда Христос их выгнал из храма.
5. Упоминающиеся Евангельские события:
Имеются в виду, конкретные эпизоды жизни и проповедничества Христа, описанные в Евангелиях. В основном, это события последних недель земной жизни Христа. Точные ссылки на номера стихов не даю, т.к. они широко известны и легко находятся.
"Лазарь" - в Вифании тяжело заболел Лазарь – друг Иисуса, Христос решил идти на его погребение. Прошло четыре дня после смерти Лазаря, когда он подошел к Вифании. Все окружающие не понимали зачем Христос пришел к его могиле и не верили в учение. «Лазарь, иди вон» – громко воскликнул Христос, подойдя к погребальной пещере и Лазарь воскрес. Именно после воскрешения Лазаря Синедрион принял решение о аресте Иисуса
"Сказав Марии – «На погребение моё»" - примерно за неделю до ареста, сестра воскрешенного Лазаря, Мария, в знак благодарности омыла голову и ноги Иисуса, а затем, склонившись до земли и распустив свои волосы, отирала ими ноги Христа, как будто готовя Его к погребению. Апостол Иуда Искариотский громко сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» И по Евангелию от Иоанна «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор».
Мария была смущена. Но Христос ободрил ее и сказал присутствующим: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению».
"Поцелуем дам им знак" – Иуда Искариот буквально «… дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви;! И поцеловал Его». Отсюда, кстати, и понятие Иудин поцелуй.
"Ларец с казной вручил" – Иуда, по Евангелию от Иоаннна, «…имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали», т.е. отвечал за кассу пожертвований
"Пятью хлебами, бывало, тысячи кормил" - близ города Вифсаиды, Иисус после проповеди взял пять хлебов и две рыбы, и благословив их, начал преломлять, а ученики раздавали пищу народу. И свершилось чудо: пятью хлебами и двумя рыбами Христос насытил пять тысяч человек, не считая женщин и детей.
"По морю по суху" – На берегу Галилейского моря, по повелению Христа апостолы сели в лодку и направились в городок Капернаум. Апостолы изо всех сил гребли веслами, но лодка не продвигалась вперед. И вдруг они сквозь мрак ночи увидели приближающийся к ним силуэт Христа, идущего по воде. Апостол Петр так же попробовал идти, но усомнившись в вере начал тонуть, Иисус спас его. Апостолы были поражены случившимся. Они поклонились Христу и сказали: «Истинно Ты Сын Божий».
6. Другие слова и термины:
Опричь – устар. , в данном контексте один из синонимов слова Кроме
Равви - (евр. Рабби, "мой учитель"), почтительное обращение к священнику.
Плавт - выдающийся римский автор комедий, известный до сих пор многими афоризмами. Например, «Человек человеку – волк», «Черпать воду решетом», «Знакомое зло есть зло наименьшее». Здесь имеется в виду приписываемая ему фраза «Туника ближе [к телу], чем плащ», смысл её ясен, т.к. туника в Риме часто использовалась, как разновидность нижней одежды, майки, рубашки. В русском языке эта фраза и смысл немного изменились в варианте «Своя рубашка ближе к телу».
Миро - специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве крещения для помазания тела человека. Известно большинству по поговорке «Одним миром мазаны»
Нард – растение семейства валериановых, из которого производилось э благовонное, эфирное масло, один из компонентов Миро. Считалось очень дорогим, т.к. импортировалось из далекой Индии
Кварта - единица измерения жидкого объёма, примерно литр
Свидетельство о публикации №120041603892