Воплощение метода канона в поэзии
В поэтическом каноне предполагается фрагментарное, по порядку чередующееся повторение одного и того же текста. Т.е. если каждую фразу (или слово) обозначить буквой (А, Б, В…), то схема двухголосного (двухсоставного) канона будет выглядеть следующим образом:
А БА ВБ ГБ и т.д.
Трёхсоставного: А БА ВБА ГВБ ДГВ и т.д.
Четырёхсоставного А БА ВБА ГВБА ДГВБ и т.д.
Например, трёхсоставной канон из предложения «В поле зрения изгибы слова, скользящие по смыслам.» будет выглядеть следующим образом:
в поле зрения
____________
____________
изгибы слова
в поле зрения
____________
скользящие
изгибы слова,
в поле зрения
по смыслам
скользящие
изгибы слова
__________
по смыслам
скользящие
__________
__________
по смыслам
Очевидно – составные части могут быть не только словами, но и частями слов, и отдельными буквами.
Таким образом, двухсоставной канон, где повторяющиеся части включают более одной буквы (слоговый канон), будет выглядеть следующим образом:
Сна весна словесна, – несло венам, – не сложена.
Мне же… нам же…
Двухсоставной канон, где повторяющиеся части представляют собой лишь одну букву (буквенный канон), может выглядеть так:
тут мук маки, ал ил
Возможно закольцевание – одни и те же две буквы в начале и в конце, т.е. конечная буква переносится в «паузу» в начале, а начальная буква переносится в паузу в конце.
лиг луг – мук маки Али
То же самое и со слоговым каноном:
Миражами дрожа, подросла, понесла синеве сивку, вела в купола упора у мира.
Незакольцованный трёхсоставной слоговый канон:
Мирами, лирами дали рам ада ли, мадам, а?
В закольцованном – последние три слога в начале и в конце повторяются, во втором блоке повторяются второй и третий слоги предпоследнего:
Темнота, системно неси с тем вине с исков. И неб оков им, ибо котами б оно там… И темнота…
Незакольцованный трёхсоставной буквенный канон:
Мем – демо, да код к оk.
Следующий закольцованный трёхсоставной буквенный канон представляет собой бесконечный текст:
мука – мура мора, сора сока, сука мука, мура мора…
Возможны и четырёхсоставные каноны. Например, незакольцованный слоговый канон:
Нар она ворона!
Нив ор онан и вор он ив!
– Они!
Таким образом, метод канона в поэзии возможен не только на уровне фраз, слов, но и более мелких единиц – слогов, букв. В этом случае он во многом близок методу омограммы и чайнвордному методу (слов с зацеплением).
Свидетельство о публикации №120041306179