11. Конкурс Алфавита - Парцелляция
Продолжаем работать над стилистическими фигурами и таким образом обогащать свои поэтические навыки. Поэзия - речь звучащая, выражающая и воздействующая на эмоции. На какие только подвиги не решаются наши поэты: вольность по отношению к знакам препинания по принципу, где хочу, там и ставлю; отказ от знаков вообще - ставь куда хочешь, как душа велит; дробление фразы на ещё более короткие строки - стихи в столбик. Читатели и участники наших конкурсов теряются: как к этому относится? Но самое сложное, когда автор ссылаясь на какие-то авторские стилистические приёмы по сути опревдывает свои собственные ляпы и неудачные места. Чтобы не попасть в такие ловушки давайте начнём разбираться, какие у нас есть для этого способы выразительности.
Средства выразительности языка делают нашу речь ярче, богаче, усиливают ее эмоциональное воздействие. Среди многообразия стилистических фигур и троп, которыми пользуются авторы для создания образности и выразительности, особое место занимает парцелляция.
Этот прием нередко можно встретить как в произведениях классиков, так и у современных авторов.
ПАРЦЕЛЛЯ;ЦИЯ (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова; цель П. — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении всех остальных синтаксических и грамматических правил.
Парцелляция является одним из интереснейших явлений современного синтаксиса. В любой парцеллированной конструкции есть базовая часть и парцеллят. Фраза, в которой реализуется главенствующая часть предложения, называется (базовой); а та часть синтаксической конструкции, где выделяется структурно зависимая часть предложения, называется парцеллятом. ПАрцеллятов может быть несколько.
Каковы цели применения этого средства выразительности. Выделим три направления:
1. цель парцелляции - передать интонацию речи. Делается это за счет особого ритма. Может возникнуть впечатление, что человек словно смакует действие или событие. Выделение чего-то важного.
2. цель - передача ощущения времени. В парцелляции его течение как бы замедляется, фиксируется по частям, оно разрывается на отдельные промежутки. Поэтому такую стилистическую конструкцию часто используют в описании каких-то стремительных событий, когда за небольшой отрезок времени происходит сразу несколько действий, и герою просто некогда «растекаться мыслью».
3. цель - использование парцелляции в диалогах, когда нужно передать особенности речи или эмоционального состояния персонажа. Например, так может говорить задыхающийся от волнения или быстрого бега человек.
Примеры применения Парцилляции:
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
(А. Грибоедов)
Но шла Россия. Шел литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шел.
Неодолимо шел! К социализму!
(Г. Шенгели)
...Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
(В. Инбер)
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
(Е. Винокуров)
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись.
(П. Антокольский)
Показателен случай, когда парцеллировано исключительно сильное по смыслу место в стихотворении:
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать.
Во чье-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, —
То прежде ты — завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
(А. Твардовский)
Ночь, улица, фонарь, аптека...
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А.Блок)
К парцелляции также относится разбивка стиха на короткие строки. Такой прием встречается в творчестве у В. Маяковского, С. Кирсанова, Р. Рождественского и других.
****************************
ОДНАКО, НЕ ПУТАТЬ!
Для интонационной экспрессии в поэзии и художественной прозе используются стилистические фигуры, которые в научном литературоведении называются Бессоюзие и Многосоюзие.
Бессоюзие (или асиндентон) – стилистическая фигура, при применении которой в художественной речи опускаются (как это явствует из названия) союзы, что придает описываемому событию стремительность –
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(А.Пушкин)
Многосоюзие (или полисидентон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов, что ведет к подчеркиванию каждой отдельной детали, а потому замедляет художественную речь –
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
(И.Бунин)
В рамках данного конкурса мы будем рассматривать именно ПАРЦЕЛЛЯЦИЮ, А НЕ БЕССОЮЗИЕ.
Обращаем внимание, что разбивка на самостоятельные части целого предложения происходит путём точек, тире, восклицательных и вопросительных знаков, а после базовой части конструкции парцелляты могут начинаться как со СТРОЧНОЙ, так и с ПРОПИСНОЙ буквы!
______________________________________
Наш проект называется Алфавит и за каждым участником закрепляется какая-то одна буква. Именно на эту букву во всём своём стихотворении должны начинаться ВСЕ ПАРЦЕЛЛЯЦИИ, или точнее её базовая часть, а за ней парцелляты общей конструкции могут быть на разные буквы. Например, у Грибоедова базовая часть ПАРЦЕЛЛЯЦИИ начинается на букву "К". А у Шенгели и Инбер, у Твардовского тоже - "Н".
Будьте внимательны! БУКВУ ОПРЕДЕЛЯЕТ БАЗОВАЯ, ПОЛНОЦЕННАЯ ЧАСТЬ КОНСТРУКЦИИ, а не последующие за ней, раздробленные части целого высказывания.
Виды ПАРЦЕЛЛЯЦИИ и количество по тексту - НЕ ОГРАНИЧЕНО!!!
Главное, чтобы ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, как стилистическая фигура, НА ЗАДАННУЮ БУКВУ в тексте была.
Но обратите внимание, в конкурсе будет оцениваться полнота выполнения задания. Качество и количество имеют значение!
===============================================
Итак, задание:
1) выбрать любую свободную на данный момент букву алфавита. Каждому участнику – одна буква. На одну букву пишет только 1 участник. Сообщить о выборе буквы ведущей в личные сообщения: http://www.stihi.ru/avtor/ignattur . По этому адресу также принимаются готовые произведения. Исправления возможны. Конкурс проходит анонимно. (Обязательно ведущая должна ответить, если не отвечает пишите или в ЛС Клуба ЗС или сообщайте в рецензии к этому конкурсу, что Вы желаете участвовать, но обратной связи нет. Мы исправим этот сбой)
2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием ПАРЦЕЛЛЯЦИИ любого ТИПА на одну и ту же букву в любом количестве строф. Верлибр и белый стих приниматься не будут. Все цепочки конструкции ПАРЦЕЛЛЯЦИИ в целом произведении должны начинаться на одну и ту же букву!
3) в стихотворении должно быть от 8 до 32 строк. Размер строки - не более 6 стоп.
4) Стихотворение принимается новым, ранее написанный и опубликованный текст будет сниматься с конкурса.
5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона.
6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься тоже не будут.
КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!
Приём работ до 27 АПРЕЛЯ!!! После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без имён. По результатам голосования будут разыграны призовые места:
1 место: 600 баллов
2 место: 400 баллов
3 место: 200 баллов.
(Если будет участников меньше 7 - значит, победитель будет определяться один. Приз - 500 баллов)
На данный момент принято стихотворений - 4.
Выбранные буквы алфавита: В, Г, Д, К, Л, П, Р, С, Ф, ...
Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже! Если ведущая не отвечает в сообщениях, значит, они заблокированы! Сообщите об этом сюда о желании участвовать, но без самой заявки! Вас разблокируют для дальнейшего общения!
Да не покинет вас вдохновение! Удачи! Верю в Ваши таланты и трудолюбие! Жду!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №120041310440
Сообщения на сайте часто блокируются. Я разблокирую вас и выйду к Вам на связь. Пишите, я жду!
Татьяна Игнатова.
Клуб Золотое Сечение 18.04.2020 12:08 Заявить о нарушении