Media. Экспромты на снегу

ЭКСПРОМТЫ НА СНЕГУ


  Пока поставленные на генеральную паузу концертные площадки пустуют за невозможностью музыкантов собираться даже для репетиций, интернет-пространство пестрит и фонтанирует разнообразием онлайн-трансляций и бережно извлеченных из архива записей концертных программ и театральных действий.
  Поддержать слушателей в этот непростой период решила и новосибирская пианистка, композитор с яркой творческой индивидуальностью, лауреат международных конкурсов Рената Миронова. Онлайн-концерт для нее — новый формат творчества, и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что первое покорение его успешно состоялось, о чем свидетельствует большое количество восторженных откликов в чате YouTube-канала пианистки. А ведь это возможность, которой в потоке действий неограниченной ничем свободы мы порой пренебрегаем из-за недостатка времени: когда еще можно было бы собрать слушателей со всего мира у себя дома в приятной непринужденной атмосфере, организовав камерный вечер авторской фортепианной музыки, не выходя из комнаты?
  В небольшом предисловии композитор приветствует и благодарит слушателей, ставя для себя главную цель: «Я постараюсь вернуть вам внутреннее равновесие и спокойствие. И в начале исполню самую гармоничную, умиротворяющую композицию…» Первое, на что обращаешь внимание при единении пианистки с инструментом — на свободу, легкость и естественность звукоизвлечения.
  Вечер открывает композиция под названием «Капитаны двух стихий», погружающая в поэтический мир образов, пронизанных светом прозрачного музыкального полотна. В тонких мелодических очертаниях угадывается свежий морской бриз, где на дневном горизонте показываются контуры двух парусных фрегатов, и кажется, что этот манящий мираж вот-вот растворится в дали. Музыка, преисполненная благоговейной медитативности и доступная широкому кругу слушателей. Сама Рената пишет: «Музыка — это та грань моей жизни, что всегда была, есть и будет со мной. Я не знаю, как рождается музыкальное произведение, лишь смею предположить, что немного овладела музыкальным языком. Этот язык гораздо тоньше и богаче, чем речь…» Дополняя каждую свою композицию небольшим предисловием и выступая в качестве лектора, пианистка презентует музыкальную трилогию, составленную из разных циклов, и рассказывает о сибирской весне слушателям из других стран — отнюдь не считая ее суровой, а, наоборот, — удивительной и неповторимой. Композиции Ренаты можно было бы назвать пианистическими каприсами или же музыкальными фресками, настолько они сиюминутны и изысканны по форме и содержанию.
  «Снежный танец» напоминает собой палитру, в которой играют и переливаются все акварельно-импрессионистские оттенки, где вьюжная экспрессия растворяется в весенней капели; «Пение птиц» (как и предыдущая композиция, из детского цикла «Времена года») — будто трели и щебет славок, скворцов и пеночек, многоголосные переклички птичьего хора; «Бесконечный поток» (из цикла «Четыре эскиза о воде») навевает воспоминания о Дебюсси — живой звуковой поток, где сменяющиеся ладовые окраски и четкий ритм придают сочинению ощущение токкатности, подобно прелюдиям или же фантазиям.
  Взяв несколько экспромтов из самого первого, спонтанного, альбома под названием «Цветы» (в котором вся музыка, по словам автора, сочинялась в процессе записи), пианистка примерила необычную роль музыканта-флориста, составляющего «букеты» цветков-композиций. Первый весенний «букет» был составлен из трех пьес: «Подснежник» (бесконфликтная кантилена — хрупкие и утонченные мажорные модуляции), «Тюльпан» (элегическая грусть, наполняющая мелодическую фактуру минорными аккордами, ее ностальгическая нотка заключается в простой истине: как скоротечна жизнь душистого цветка), «Ландыш» (не чуждый ренессансных интервальных разрешений и вообще стиля galant; от него веет теплым майским ветерком, что беззвучно покачивает ароматные, грациозно поникающие цветки). Ряд красивых миниатюр, не требующих вдумчивого слушания и глубокого рефлексированного погружения; все, что требуется от слушателя — позитивный настрой и желание побыть наедине с музыкой.
  Образу всепоглощающей любви была посвящена пьеса «Сердце мамы». Ее романтический разлет и рельефность обертонового спектра домашнего (а когда-то салонного) инструмента Weinbach как нельзя лучше передавали посыл автора и душевное движение: где-то — в таривердиевских отголосках, где-то — в принципах романтической баллады.
  Второй «букет», солнечный и величественно праздничный, из «Подсолнуха», «Гортензии» и «Георгина» — триптих, которому присуща шопеновская чувственность, в коей по-ноктюрновски тонко и филигранно выписан орнамент мелодики, ласкающий и обволакивающий слух. 
  Драматическим узлом концерта стала пьеса «Одиночество», в которой порывистость, сочетающаяся с подвижной динамической выделкой композиторского замысла, сумела сохранить тайну содержательного аспекта, не раскрывая его полностью даже в следующей за ней композиции-премьере «Послесловие» для правой руки. Словно импульсом, заданным человеческой речью, архитектоника этого произведения произрастает одновременно с течением музыкальной мысли, пронизанной скорбно-лирическим настроением (но в финале оно находит «благословение» в пасторальном, светоносном мажоре).
  Третий белоснежный «букет» — «Колокольчик», «Лилия» и «Лотос» с надводной вальсовостью трех четвертей — покорил ощущением гармонии и чистоты, духовного раскрытия и обращения к природной красоте, символами чего в буддизме эти цветы и выступают.
  Блестящий концертный этюд «Вселенная» — калейдоскоп виртуозно разрастающихся арпеджио и хроматических пассажей со стремительным «перебойным» ритмом и усиливающейся аккордовой пульсацией. Исполнительская раскрепощенность и свобода наряду с фирменной консерваторской техникой — прекрасный показатель пианистического кредо композитора-импровизатора. Экстатичность высказывания подхватила не менее волнующая и завораживающая пьеса «Свет, который всегда с тобой». На бис пианистка исполнила сиюминутную импровизацию, посвященную слушателям под названием «Благодарность».
  И чем музыка не алхимия, превращающая звук в драгоценность, в эликсир долголетия или же в философский магистерий мудрецов? Разве музыка не способна запечатлеть пространство и время, мимолетные впечатления, наши эмоции и чувства, порождая ассоциативные и эстетические параллели, оживляя воображение? И пока композиторские дарования созидают, и неземные сферы живы хотя бы в онлайн-режиме, жизнь будет продолжаться и радовать нас своими сюрпризами.
  Хочется верить, что вынужденная пауза в работе концертных и театральных площадок станет не более чем недельно-четвертной и не превратится в оркестровую, где такты будут исчисляться месяцами. Пусть это станет главным желанием этой весны, которому обязательно суждено сбыться


Маргарита Мендель
частный журналистский проект notes Musica opus

Фото: пространство «Реноме»


Рецензии
Маргарита, какая утонченная, профессиональная статья! Спасибо, что открываете новые имена, постараюсь обязательно послушать этот концерт, видеозаписи композитора Ренаты Мироновой уже нашла! Замечательная музыка! Хорошо что есть такие записи, они дарят радость!

Анастасия Георгиевна Фомина   28.12.2020 20:05     Заявить о нарушении