Автобиографический рассказ
Папа, Худяков Василий Гаврилович (1913 г.р.) с Великой Отечественной войны вернулся в 1946 г. и сразу начал строить собственный дом.У него были золотые руки:плотничал, столярничал и в слесарной работе хорошо разбирался. В 1948 Г. семья переехала в новые "хоромы". Даже мебель в доме папа сделал своими руками:столы, стулья, комод, буфет, шкаф для одежды. Мебель делал даже на заказ. Работал шофёром-механиком в пожарной части химкомбината. Заработки были низкие. Чтобы прокормить большую семью, занимался охотой и рыбалкой. В 1949 г. семья пополнилась - родился брат Николай.
Мама, Худякова Наталья Матвеевна (1915 г.р.), человеком была необыкновенно активным, деятельным, занятым, отчаянным и несколько амбициозным.В военное время трудилась на строительстве химкомбината, вместе с другими работниками рыла котлованы под заводские цехи.У мамы было дошкольное образование. До приезда в наш посёлок она заведовала детским комбинатом в сельской местности. Руководство завода обратило внимание на её активность и предложило ей дело по специальности. Мама стала первой заведующей в городе, возглавив детский сад № 1. Являлась страстным фанатом компартии. У мамы было сострадательное и отзывчивое сердце. Она всегда приходила на помощь людям, как чужим, так и родным, оказавшимся в беде или трудной ситуации. Во время войны помогала беженцам, вела переписку со Сталиным. Благодаря этой переписке она однажды спасла от голодной смерти свою сестру из деревни и её восьмерых детей, в то время как её муж находился в плену в немецком концлагере. В семье мама была лидером: все решения принимала самостоятельно, её слово было законом для всех нас.
С нами, детьми, рядом всегда была любимая бабушка, мамина мама, Акулина Ивановна, наш светлый ангел. Это она утирала наши детские слёзы, безболезненно удаляла занозы, привязывая к больному месту тряпочку с керосином, лечила наши ободранные коленки, дарила нам свою безграничную любовь и нежность. Я до конца дней пронесу в своём сердце огонёк светлой и чистой любви, который она зажгла в моём сердце.
Родители мои были простыми, но довольно одарёнными от природы людьми. Папа, музыкант-самоучка, залихватски играл на вятской двухрядке и на баяне. Мама пела, замечательно рисовала, в молодости писала стихи и статьи. Родительские гены передались нам - детям: у всех прекрасный музыкальный слух, все учились музыке, хорошо пели и рисовали.
Как многие наши сверстники, мы росли на стихах Агнии Барто и сказках А.С.Пушкина. Жили очень скромно. Игрушек у нас практически не было. Первую куклу мне купили, когда я училась в третьем классе. Зато книги у нас были всегда! Когда я пошла в школу и научилась читать, книга стала моим верным спутником. Чем больше я читала, тем больше узнавала мир через авторское восприятие. Я полюбила поэзию Пушкина за виртуозную лёгкость стиха и сказочную мелодичность, Некрасова - за щемящую правду жизни, Маяковского - за его чеканный ритм.
А стихи, по-детски наивные, я начала писать с десяти лет. Мне очень нравилось это увлекательное занятие. Стихи приходили даже во сне. Когда чувства переполняли меня, хотелось выразить это состояние игрой на фортепьяно, в рисунке или стихах. Когда писала стихи, уединялась, чтобы слышать тишину. Это был мой мир - таинственный и прекрасный, о котором я долгое время не рассказывала даже подругам.
В большой семье всегда было много работы. Родители нам говорили: "Сделай дело, гуляй смело". Уборка жилища, прополка грядок, помощь в сборе урожая лежала на нас, детях. Колодца своего не было. Воду в зимнее время мы с братом возили в большой фляге на санках из посёлка. Мне было лет девять, ему - семь. По пути надо было преодолеть угор. Вода из фляги выплёскивалась на нас, замерзая на лету. Я даже стихи в юности на эту тему написала, но помню их отрывочно:
"Что Серовская картина, что седая старина?
Нам казалася вершиной в Деветьярове гора".
Родители были у нас строгие. Чуть что не так, и ремень шёл в ход. Но всё-таки наше босоногое детство было счастливым, ведь мы родились в послевоенное время. Мы были неразрывно связаны с природой, за что очень благодарны родным. В доме всегда жили кошки, собаки и разная живность. Животных я просто обожала, и не случайно они сопровождают меня всю мою жизнь. Приучая к труду, родители особо не ограничивали нашу свободу. Летом мы зарывались с горбушкою хлеба в сладкий малиновый рай, подставляли свои загорелые спины под проливные дожди, бегали по лужам, с ватагой друзей собирали душистую землянику на крутых берегах Вятки и целыми днями пропадали у реки, жаря спины в горячем песке. На летние каникулы нас отправляли в деревню, то на мамину родину, то на папину. Нас брали в лес за грибами и малиной. Маленькой девочкой вместе с родными я пешком ходила через луга в Киров. Было так интересно, что усталость не чувствовалась. Я впитывала красоту окружающей природы, не могла надышаться ароматом душистых цветущих лугов и пела от радости, как маленькая птичка. А ещё родные почти каждое воскресенье отправлялись с нами на луга у реки, где устраивали весёлые пикники на природе. Я помню, как лучились от радости глаза мамы, как вспыхивали в глазах папы озорные огоньки. В те моменты они молодели на глазах. Мне очень нравилась рыбалка, и папа брал меня даже в ночное. Переплывали Вятку на плоскодонке, сделанной руками отца. Папа находил заветное место, и мы часами сидели с удочками, слушая тишину и любуясь утренним рассветом. А на закате под комариный писк папа рассказывал мне байки. Над лугами стелился туман. Неподалёку в загоны гнали коров на ночлег, и слышалось ржание лошадей. Мы сидели у костра и вдыхали аромат скошенного сена, смешанный с ядрёным запахом коней. Это были незабываемые мгновения! Вот так я открывала для себя удивительный и прекрасный мир живой природы.
Училась я в школах №2 и №8. В школьные годы прекрасно рисовала, пела, сочиняла стихи и для своего возраста была довольно эрудированным человеком. Я перечитала почти всех русских, советских и зарубежных классиков. Наверное, не случайно литература и русский язык стали моими любимыми предметами. В дальнейшем это помогло мне и в профессии, и в творчестве, и в работе над своими книгами. Я благодарна своей учительнице литературы Музе Ивановне Юдинцевой. Если бы не она, наверное, я не просиживала бы часами в городской библиотеке, обложившись книгами. Хотелось пополнить свои знания, чему-то научиться. Очень много читала критических статей и публицистики.
Семён Афанасьевич Прозоров - учитель, о котором я вспоминаю с нежностью. Он преподавал химию. Это был учитель от Бога: всегда добр, ровен и справедлив к ученикам! Наша школа была с профильным обучением. В 1965 г. я закончила школу, получив профессию медсестры. Медицина меня мало интересовала. Первые два года я работала воспитателем детского сада. Мне нравилось общаться с малышнёй, и дети тянулись ко мне.
В пору юношеской влюблённости очень хотелось почитать стихи о любви, но их не было ни в одной библиотеке города. И только после окончания школы мне подарили томики Сергея Есенина и Анны Ахматовой. А вскоре я познакомилась с творчеством Семёна Надсона, (мой любимый поэт),Сергея Острового,Эдуарда Асадова, Гарольда Регистана, Сильвы Капутикян, Людмилы Татьяничевой и многих других поэтов. Я начала открывать для себя мир тонкой, светлой и грустной, трепетной и волнующей поэзии любви. С годами стихи стали потребностью моей души.
Вскоре после школы я вышла замуж за очень доброго и порядочного человека, Микрюкова Евгения Сидоровича. Всё, что у нас было, когда мы поженились, это шкаф с книгами у меня и три чемодана поэзии у него. Муж тоже увлекался стихами (даже немного писал) и театром. Он много лет занимался в коллективе народного театра при доме культуры "Дружба" у талантливого режиссёра Леопольда Васильевича Глейзера. Коллектив часто выезжал с гастролями по районам области, и я неизменно сопровождала своих друзей. А от газеты "Кировец" ездила с нами корреспондент Валерия Ситникова. К театру у меня всегда было трепетное отношение. В Кировском драматическом театре я не пропускала ни одной премьеры.
Я очень хотела учиться дальше и получить профессию художника-декоратора или журналиста. Но этим моим мечтам не дано было осуществиться. Жизнь оказалась намного прозаичнее. Почти 36 лет проработала на химкомбинате, из них 26 лет в одном из отделов коммерческой службы старшим инспектором. Работа не была рутинной и очень нравилась мне. К тому же коллектив в отделе был очень славный, со многими людьми дружим до сих пор. Все годы была бессменным редактором стенгазеты и, конечно, продолжала заниматься творчеством.
Самым большим счастьем в моей жизни стало рождение дочери Аннушки в 1971 г. Семья у нас была очень дружная, крепкая. Около восемнадцати лет прожили душа в душу. Беда пришла нежданно. Мужу было всего 45 лет, когда его не стало, мне - 38.
Очень тяжело вспоминать те сумрачные годы. Как-то разом померкли все краски мира. Стихи не писались целый год. В душе с потерей любимого образовалась брешь, которую необходимо было заполнить. Я всеми силами старалась сделать это:заботилась о дочке, родителях, с головой уходила в работу и своё творчество. К тому времени меня как прорвало: писала много. Боль по утраченному счастью, как в зеркале,отражалась в моих стихах, чаще печальных и грустных, и лишь иногда, пронизанных надеждой и верой.
Замерла душа. Что со мною?
Это не тревога, не грусть.
Ожиданье ватной волною
Всю нарыло меня. И пусть.
Словно замер мир на мгновенье,
Все остановились часы.
У тебя в глазах удивленье,
Вновь улыбку прячешь в усы.
Ожиданье сердца не ново,
Словно жду чьего-то звонка.
Я держу соломинку снова.
Как она хрупка и тонка!
В этот же период родилась целая серия стихотворений, посвящённых памяти мужа.
Они вошли в первую книгу "Кружево любви в цветах полыни", но это случилось позже.
Чтобы хоть как-то забыться и отвлечься от своей боли и тоски, в 1987 г.я пришла в городской литературный клуб "Поиск". которым руководил в то время Евгений Леонидович Жуйков. Доброжелательные люди с интересом читали мои несовершенные стихи и, конечно, понимали, что они слабы. И всё-таки три мои стихотворения были напечатаны в газете "Кировец". Одно стихотворение, посвящённое моей дочке Анечке, помню до сих пор:
Ты ромашкам свою тайну поверяешь.
Глаз влюблённых не скрываешь, ни к чему.
Обрываешь лепестки с них, обрываешь...
Как мечтаешь ты понравиться ему.
А мальчишка ничего ещё не знает:
Мяч гоняет во дворе, бежит в кино...
Хоровод ромашек в поле тает, тает
И покой девчонки с ними заодно.
Был проведён разбор моих стихов. От Евгения Жуйкова и Сергея Иванова получила дельные советы, замечания и впервые узнала, что не следует увлекаться глагольной рифмой. Благодаря этим подсказкам смогла взглянуть на свои стихи глазами других людей. Увидела свои промахи, поняла, что над стихами нужно много и долго трудиться. "Даже великий Пушкин переделывал по тридцать семь раз одну строчку, а почему я не работаю?" - отчитывала себя. Начала серьёзно заниматься техникой стихосложения, но знаний не хватало. Много читала и училась, училась, училась... Долгих пятнадцать лет мои стихи ложились в стол и не были востребованы.
Время шло. В жизни моей произошло много событий. Дочка успешно закончила школы - музыкальную и общеобразовательную, затем Кировский педагогический институт,
получив специальность учителя физики, вышла замуж за замечательного человека, подарила мне долгожданного внука. А спустя 13 лет подарила мне и любимую внучку, и с отличием окончила магистратуру при педагогическом институте. Но это уже совсем другая история - счастливая и радостная.
В 2002-м я вышла на заслуженный отдых. В июне 2003 г. - встреча с другом детства Валерием Странником изменила всю мою жизнь. Валера, познакомившись с моими стихами, отнёс их в редакцию "ТВ-газеты". Стихи сразу начали печатать, а я была приглашена на работу в газету в качестве корреспондента. Так, с лёгкой руки Странника, начался новый этап моей жизни и творчества. Я очень любила свою
работу. Осуществилась мечта моей юности. Редактор газеты Людмила Баскакова предложила мне придумать псевдонимы - торческий и литературный. Над творческим раздумывать долго не пришлось, назвалась Анечкиной. А вот над литературным задумалась. И однажды всю ночь напролёт видела странный сон - голографический рисунок птицы. Сон меня измучил, но кто-то незримый телепатически просил воспроизвести мысленно этот символ, показывая его до тех пор, пока не запомнила. Этот сон явился предзнаменованием моей судьбы. Так появился "птичий" псевдоним - Королёк. Быть может кого-то удивит, что я так подробно описываю происхождение этого псевдонима. Это потому, что люди часто интересуются, почему я взяла этот псевдоним. Кому-то он напоминает "птичку певчую", кому-то кажется слишком смелым. А королёк, действительно, маленькая певчая птичка из семейства воробьиных. Когда расцветает терновник, она поёт свою песнь любви и погибает, натыкаясь на его острые шипы. Это данные из энциклопедии для тех, кто думает иначе.
С этого момента фортуна повернулась ко мне лицом. За долгий период душевного одиночества это было самое счастливое время, потому что я встретила родственную душу - Валерия Странника. Две творческие натуры, мы понимали друг друга с полуслова. Делились новинками своего творчества, обсуждали стихи и сюжеты новых рассказов. Валера учил меня писать очерки, зарисовки. Жизнь бурлила. На АКТВ я встретила много хороших людей, с которыми у меня сложились добрые отношения. Новая работа увлекла, за спиной снова выросли крылья. Скучать было некогда. Чем больше я встречалась с интересными людьми и писала о них, тем больше накапливала опыт. В газете вела многочисленные рубрики. Тематика была обширна. Регулярно выходили подборки моих стихов и рассказов. И, главное, стихи нравились моим землякам. Мне звонили, останавливали на улицах, благодарили за них и ждали новых работ. В феврале 2004 г. моего друга не стало. Перенести этот удар судьбы мне было очень тяжело. Таких верных и надёжных друзей, как Валерочка Странник, не так уж много на свете. Даже спустя многие годы мне не хватает общения с этим удивительным и талантливым человеком большого ума и горячего сердца. И в то же время его уход послужил для меня мощным толчком к реализации творческих замыслов. Чтобы заглушить отчаянную боль, нужно было много работать.
Как пугала меня тишина одиночества,
Как сжимала железными путами грудь,
Но, поняв, что судьбой мне даровано творчество,
Я для сердца открыла единственный путь.
И с тех пор я ночами советуюсь с Музою
И сплетаю слова, как флористы венки.
А луна сквозь окно серебристой медузою,
Освещая тетрадку, лежит у руки.
Раньше я и подумать не могла, что у меня выйдут собственные книги, но это случилось.
Первая книга - "Кружево любви в цветах полыни" (2004 г.)
Вторая - "Весёлый калейдоскоп" (2004 г.) - книжечка для детей младшего возраста. Выполнена по спец. заказу администрации города к 50-летию Кирово-Чепецка. Вот где пригодилось мне рисование. Книга была издана за две недели, поэтому рисовала прямо в типографии и тут же передавала рисунки в работу.
Третий сборник - "...Наяву и во сне" (2005 г.) - тоже посвящённый 50-летию любимого города. Сборник отмечен разнообразием тем и мотивов. Иллюстрации готовила совместно с замечательным Кирово-Чепецким художником Михаилом Илларионовичем Ефимовым.
Вскоре в 2005 г. была издана очерковая книга о работниках АКТВ, написанная
совместно с редактором "ТВ-газеты" Людмилой Александровной Баскаковой. Обидно, что до сих пор мне не дали ни одного экземпляра этой книги, а ведь работа мною была проведена очень большая.
В 2007 г. я выпустила новую книгу - "Рябина алая". В неё вошли рассказы и стихи о любви, Родине, отчем доме и о самом наболевшем - нашей современной действительности.
В 2010 г. был издан совместный сборник четырёх Кирово-Чепецких авторов: Людмилы Нелюбиной, Людмилы Королёк, Лидии Гаркуши и Наталии Парус - "И завтра будут небеса светлы".
Получилось четыре книжки в книжке. Каждая книжка под своим названием:
"Всё - жизнь" - Людмилы Нелюбиной;
"Иволгой поёт моя душа" - Людмилы Королёк - я включила стихи о России, любви и природе;
"Не спешу с бабьим летом расстаться" - Лидии Гаркуши;
"В перламутровых снах" - Наталии Парус.
Некоторые стихи (романсы и песни) озвучены и не раз исполнялись на вечерах и встречах с читателями. Это радует. Мелодию к песне "Рябина алая" и романсу "В бокалах кончилось вино" написал и неоднократно исполнял руководитель лит.клуба "Поиск" Олег Петрович Шатков. Эти произведения им же записаны на диск.Я бесконечно благодарна Олегу Петровичу!
В 2014 году мною был подготовлен большой творческий материал. Издать весь новый материал одной книгой было очень дорого, и я решилась напечатать небольшую книжечку "Симфония любви" в 5 глав, и осуществила этот замысел. Получилась небольшая, очень красивая книжечка на 100 стр. И случилось так, что только я принесла из печати эту книгу, как мне позвонил мой племянник и предложил издать полный сборник, как и было прежде задумано. Безусловно я была очень рада, что осуществится моя мечта: люди увидят полный сборник новых стихов. В него вошли главы из книги "Симфония любви". Но за то, что я включила в общий сборник эти главы, уже изданные, меня осудили собратья по перу. Хотя, мне очень интересно, кто бы из них отказался от такого редкого шанса и щедрого предложения? Сама я никогда бы не смогла издать книгу в 100 экз. за 400 тыс. А книга "Любви чарующая сила" на 232 стр. получилась замечательная! И я бесконечно благодарна своим родным!!! Если бы не они, вряд ли когда-нибудь моя книга увидела свет при таком колоссальном росте цен.
Книги быстро разлетались по стране, попали во Францию и Германию. Стихи мои читают в Чечено-Ингушском театре г. Майкопа, в школах Азова, в детских садах Нижнего-Новгорода. Я получила много добрых отзывов из разных городов России и из-за рубежа и, конечно, от жителей моего родного Кирово-Чепецка.
Руководителем творческого музыкального клуба "Элегия" Таисией Андреевной Максимовой в сольном исполнении Надежды Илларионовны Созонтовой озвучены песни "Капля счастья, капля горя","Снова осень на пороге", "Между нами вёрсты пролегли" "Рябина алая" (в новой интерпретации)и романсы "Мы с тобой ожиданьем измучены" (мелодия автора), "Налей шампанское в бокал", "У Никитских ворот" (мелодия
автора).
Я очень благодарна Олегу Петровичу, Таисии Андреевне и Надежде Илларионовне за неоценимую помощь. Озвученные стихи обрели свежесть, новое дыхание, новую жизнь.
Долгое время я активно сотрудничала с Северодвинским издательством "Северная
неделя", печаталась в журналах: "Бабьей радости", "Зимней вишне" и "На счастье".
Я вновь начала посещать городской литературный клуб "Поиск". Участвовала в .
коллективном сборнике "поисковцев" "Город над Вяткой и над Чепцой" (2005 г.) Однако со временем годы, да и неважное здоровье взяли своё: я давно уже не могу посещать наш любимый творческий клуб и не вижусь со своими друзьями. Надеюсь, они меня правильно поймут и не осудят.
У китайского народа есть замечательное выражение : "Когда даришь розы, на руках всегда остаётся их лёгкий аромат". Действительно, настоящее счастье приходит не тогда, когда берёшь, а когда отдаёшь. Именно ощущение счастья испытываю я каждый раз, когда моё творчество нравится читателям и находит добрый отклик в их сердцах. Низкий поклон вам всем. Именно благодаря вам, мои читатели, я не сомневаюсь, что у поэзии есть будущее. Читатель приходит вместе со стихами.
С уважением - Людмила КОРОЛЁК
Свидетельство о публикации №120041211168
Светлана Ким 3 07.07.2020 04:34 Заявить о нарушении
Людмила
Людмила Королёк 19.07.2020 12:09 Заявить о нарушении
Я согласна с вашим мнением - так оно и есть.
Читала и думала: Какие же у нас замечательные люди жили в СССР!
Пусть же останется об них светлая память для все последующих поколений.
С уважением,Ольга!
Ольга Демча-Молодцова 20.08.2020 12:48 Заявить о нарушении