Мария как явность
KM-230 открыл окно и в комнату ворвалось обжигающее разливающимися в пространстве душами цветов лето: вот танцует василёк и перебирают лепестками розы, вот нашёптывает воздуху старинные сказки мята. Робот знал, что через 34 минуты сюда придёт Мария и открыл окно для неё.
Так и произошло, Мария пришла.
– Привет, Кэм. Как чудно у тебя здесь пахнет летом. Продолжим? Ты готов?
– Да, мои механизмы работают исправно, я готов к взаимодействию.
Робот замолчал и стал мысленно перебирать синонимы для такого громоздкого и совсем неживого слова – «взаимодействие». Он не хотел, чтобы эта девушка сочла его необразованным и неуместным. Синонима так и не нашлось и тишину прервала Мария.
– Хм. На чем мы остановились. Так-так... У нас осталось три вопроса из опросника Пруста.
Вот уже неделя прошла с тех пор, как КМ-230 доставили в этот светлый, обитый ольховыми досками кабинет лаборатории. И все это время каждое утро приходила Мария в красивых зелёных и жёлтых и пурпурно-голубых платьях - каждый раз в новом.
– Кэм, в общем все как обычно. Я задаю вопросы, ты отвечаешь.
– Ясно, я вас понял.
– Если нужно время для размышления - у тебя есть две минуты для каждого ответа. Итак, какие добродетели ты ценишь больше всего?
Робот задумался и уставился, словно внезапно застигнутая врасплох ворона, на старинную лампу на тоненькой железной ножке. «Вот говорят, что в человеке таком-то живет свет. Но можно сказать, что он живет и в этом механизме. Лампа включается и позволяет людям рассматривать друг друга, соприкасаться с внутренним миром через внешний. Получается, что когда кто-то говорит так - он берет качества искусственной конструкции и применяет их к человеку. Это добродетель, которая присуща и живому и неживому. Это то, что наверняка есть в Марии, и то, что я могу создать с помощью своих светодиодов», - рассуждал КМ-230.
– Из добродетелей я ценю возможность дарить свет.
Мария что-то быстро набрала в своей электронной записной книжке и продолжила.
– Хорошо, Кэм. Если не собой, то кем бы тебе хотелось быть?
Робот стал медленно рассматривать свои блестящие новенькие железные пальцы, собранные из лучших материалов - аугерения и бираннемия. Он медленно шевелил ими, то приближая, то удаляя от превосходно настроенных линз глаз.
«Из всех животных, которых я когда-либо видел, больше всего мне нравится белка - юркая, проворная, будто бы выкрашенная лунно-солнечной краской. Но я бы не хотел ею быть, это очень просто, и, наверняка, быстро надоедает. Я знаю, что далеко на Севере есть глубокое синее озеро — Байкал. Какая-то часть из проводков внутри меня тоже синяя, а слово «глубина» в человеческой речи имеет разные значения. Мне кажется, что я умею чувствовать, а, значит, я глубок. Я уже озеро. Нужно сказать что-то о взаимодействии, чтобы Мария поняла, что мне приятно находиться рядом с ней. Но что же? Мне нравится рассматривать лица и пытаться угадать любимую песню человека – джазовую сонату №543 или меланхоличный диско-романс. Больше всего людей можно встретить, разумеется, на вокзале», - рассуждал КМ-230.
– Я хочу быть вокзалом, – ответил робот.
– Хорошо. Если ты готов – я задам последний вопрос, - сказала Мария.
– Да. Я готов.
– Какое твоё любимое изречение?
Робот наклонил голову и вспоминал все, что он когда-либо видел и слышал. Затем он спокойно и тихо заговорил.
– Однажды я видел фильм, где сын отвозит отца в дом для ненужных людей, не знаю, как называется, это было давно, за это время в моих программах случилось несколько сбоев. И вот сын оставляет его там и уходит. Тогда отец, не имея возможности встать с кровати, спрашивает случайного мужчину: «Стоит ли там, за окном, красная машина?». И в этих словах столько надежды и веры в человека, которая способна помочь преодолеть все преграды и вытащить кого угодно из темноты. Мое любимое изречение «Стоит ли там, за окном, красная машина?», – ответил КМ 230.
– Спасибо, Кэм. Думаю, мы закончили. Мне нужно выключить тебя ненадолго, перенастроить время активации и ряд других параметров.
– Хорошо, Мария, - металлическим голосом произнес робот. Ему хотелось сказать это тише и звонче, но он умел говорить лишь так.
Девушка медленно подошла к нему и аккуратно коснулась белой кнопки под подбородком.
«Неисправен. Восстановлению не подлежит», – набрала Мария в электронном журнале отчётов и поставила рядом красный квадрат, означающий, что робота следует разобрать на детали для других машин.
Девушка закрыла окно и, стуча тоненькими каблуками, вышла за дверь. Волшебство лета тоже покинуло комнату.
Свидетельство о публикации №120041109436