Симеон Новый Богослов

 "Симеон Новый Богослов (949, Галатия — 1022, Хрисополис) — монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 (25) марта.



 Гимны

Начало божественных гимнов, т.е. введение.
(Молитва - призыв, от состав.)


    Приди, Свет истинный.
    Приди, Жизнь Вечная.
    Приди, сокровенная тайна.
    Приди, сокровище безымянное.
    Приди, неизреченный.
    Приди, Лицо непостижимое.
    Приди, непрестанное радование.
    Приди, свет невечерний.
    Приди, всех желающих спастись истинная надежда.
    Приди, лежащих восстание.
    Приди, воскресение мертвых.
    Приди, всемогущий, все творящий, преобразующий и изменяющий одним хотением.
    Приди, невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый.
    Приди, всегда пребывающий неподвижным и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, во аде лежащим, Ты, превыше всех Небес пребывающий.
    Приди, имя превожделенное и постоянно провозглашаемое; сказать же, что именно есть Ты, или узнать, каков Ты и какого рода, нам совершенно невозможно.
    Приди, радость вечная.
    Приди, венок неувядающий.
    Приди, великого Бога и Царя нашего порфира.
    Приди, пояс кристалловидный и драгоценными камнями усеянный.
    Приди, подножие неприступное.
    Приди, царская багряница и поистине самодержавная десница.
    Приди Ты, которого возлюбила и любит несчастная душа моя.
    Приди один к одному, потому что я один, как Ты видишь.
    Приди, отделивший меня от всех и сделавший на земле одиноким.
    Приди, сам соделавшийся желанием во мне и сделавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного.
    Приди, дыхание и жизнь моя.
    Приди, утешение смиренной души моей.
    Приди, радость и слава и беспрестанное блаженство мое.

    Гимн 1:     О том, что Божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченные грехом части их и врачуя раны, он приводит их к совершенному исцелению, так что они блистают божественною красотою.

    Гимн 2:     О том, что страх рождает любовь; Любовь же, будучи Божественным и Святым Духом, искореняет из души страх и остается в ней Одна.

    Гимн 3:     О том, что Святой Дух пребывает в тех, которые сохранили чистым Святое Крещение; от осквернивших же его Он отступает.

   Гимн 4:     Кому Бог является, и кто чрез делание заповедей приходит в доброе состояние.

  Гимн 5:     Четверостишия преп. Симеона, показывающие его любовь к Богу.

    Гимн 6:     Увещание к покаянию и о том, каким образом воля плоти, сочетавшись с волей Духа, соделывает человека богоподобным.

    Гимн 7:     Согласно с природою одно только Божество должно быть предметом любви и вожделения; кто приобщился Его, тот сделался причастным всех благ.

  Гимн 8:     О смирении и совершенстве.

    Гимн 9:     Кто живет не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; и кто недостойно причащается св. Тайн, для того неуловимо бывает божественное тело и кровь Христова.

   Гимн 10:     Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с бесстрастием.

    Гимн 11:     О том, что для человека, досаждаемого и злостраждущего ради заповедей Божией, (само) это бесчестие за заповедь Божию является славою и честию; и диалог (разговор) ко своей душе, научающий неисчерпаемому богатству Духа.

    Гимн 12:     О том, что желание и любовь к Богу превосходят всякую любовь и всякое желание человеческое; ум же очищающихся, погружаясь в Свет Божий, весь обожается и потому называется умом Божиим.

    Гимн 13:     Изъявление благодарности за дары Божии и каким образом во отце, пишущем это, действовал Дух Святой. Также наставление, изреченное от лица Бога о том, что должно делать, чтобы получить спасение.


    Гимн 14:     Те, которые еще в этой жизни через причастие Духа Святого сочетались с Богом, и по преставлении из сей жизни будут сопребывать с Ним вовеки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными.

 Гимн 15:     Благодарение за изгнание и скорби, которые претерпел (св. отец) во время гонения на него.

    Гимн 16:     Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога.

   Гимн 17:     Соединение Всесвятого Духа с очищенными душами происходит с ясным чувством, то есть сознанием; и души, в которых это происходит, Он соделывает подобными Себе, световидными и светом.

    Гимн 18:     Алфавит в двустишьях, побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенству жизни.

    Гимн 19:     Наставления монахам, недавно отрекшимся мираи того, что в мире; и о том, какую должно иметь веру к отцу своему (духовному). Гимн 20:     Каковым должно быть монаху, и какое его делание, или преспеяние и восхождение.

 Гимн 20:     Каковым должно быть монаху, и какое его делание, или преспеяние и восхождение.

    Гимн 21:     Об умном откровении действий Божественного света и об умном и Божественном делании добродетельной жизни.

    Гимн 22:     Божественные вещи ясны и открыты только одним тем, с которыми через причастие Святого Духа весь со всеми соединился Бог.

    Гимн 23:     Озарением Духа Святого прогоняется в нас все страстное, как тьма от света; когда же Он сокращает лучи Свои, мы подвергаемся нападению страстей и злых помыслов.

    Гимн 24:     О том, что иногда и учитель, заботясь об исправлении ближнего, увлекаем бывает находящуюся в том слабость страсти.

   Гимн 25:     Кто от всей души возлюбил Бога, тот ненавидит мир.

    Гимн 26:     О том, что лучше быть хорошим пасомым, чем быть пастырем над не желающими; ибо не будет никакой пользы тому, кто, стараясь других спасти, сам себя погубит чрез предстоятельство над ними.

    Гимн 27:     О Божественном озарении и просвещении Духом Святым; и о том, что Бог есть единственное место, в котором все святые по смерти имеют упокоение; отпавший же от Бога нигде в другом месте не будет иметь упокоения в Будущей Жизни.

    Гимн 28:     Исполненные любви к Богу слова Отца, показывают здесь, какое изменение произошло в нем, как он, вконец очистившись, соединился с Богом и из какого каким стал. К концу он, богословствуя, говорит (еще) и об ангелах.

    Гимн 29:     Соделавшийся причастником Духа Святого, будучи восхищаем Его светом или силою, возвышается над всеми страстями, не терпя вреда от приближения их.

   Гимн 30:     Благодарение Богу за дары, которых (св.отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для ангелов.

   Гимн 31:     О бывшем святому отцу видении Божественного света, и как Божественный свет не объемлется тьмою в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь и осуждает себя самого.

    Гимн 32:     Здесь отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Стефану и Павлу.

   Гимн 33:     Благодарение Богу за бывшие от Него благодеяния, и просьба научить, ради чего сделавшимся совершенными попускается терпеть искушения от бесов, и об отрекающихся от мира - наставление, изреченное от лица Божия.

    Гимн 34:     Что значит выражение "по образу", и справедливо человек признается образом Божиим. И о том, что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, а потому, соделавшись причастником Духа Святого, он бывает богом по усыновлению и по благодати, будучи познаваем одними теми, в которых действует тот же Дух Святой.

    Гимн 35:     Просительная и вместе благодарственная молитва (св. Отца) к Богу за излитые на него (благодеяния).

   Гимн 36:     Богословие о единстве во всем триипостасного божества; и как (св. отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто.

   Гимн 37:     Учение с богословием о действиях Святой Любви, то есть Самого Света Духа Святого.

    Гимн 38:     Учение с богословием, в котором (говорится) о священстве и вместе о бесстрастном созерцании.

    Гимн 39:     Благодарение и исповедание с богословием, и о даре и причастии Св. Духа.

    Гимн 40:     Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована Божественная Благодать Духа.

   Гимн 41:     Точное Богословие о неуловимом и неописуемом Божестве, и о том, что Божественное естество, будучи неописуемо (неограниченно), не находится ни внутри ни вне вселенной, но и внутри и вне есть, как причина всего, и что Божество только в уме уловимо для человека неуловимым образом, как лучи солнца для глаз.

    Гимн 42:     О Богословии и о том, что Божественное естество неисследимо м совершенно непостижимо для людей.

   Гимн 43:     О Богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злые силы князя тьмы; прочие же у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве.

   Гимн 44:     О Богословии и о том, что ум, очистившись от вещества страстей, невещественно созерцает Невещественного и Невидимого.

   Гимн 45:     О точнейшем богословии и о том, что не видящий света славы Божией хуже слепого.

    Гимн 46:     О созерцании Бога или вещей Божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах Святой и Единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в Царство Небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук.

    Гимн 47:     О богословии и о том, что изменившемуся через причастие Святого Духа и не сделавшемуся с познанием богом по усыновлению непозволительно учить людей вещам Божественным.

    Гимн 48:     Кто есть монах и какое его делание. И на какую высоту созерцания взошел это Божественный отец (Симеон).     Монах - тот, кто не смешивается с миром
    И с одним лишь Богом непрестанно беседует;
    Видя (Его), он и (Им) видим бывает и, любя - любим,
    И соделывается светом, неизреченно сияющим.
    Будучи прославляем, он (тем) более считает себя нищим,
    И принимаемый в домах, является как бы странником.
    О совершенно необычайное и несказанное чудо!
    От безмерного богатства я беден,
    И обладая многим, думаю, что ничего не имею,
    И от обилия вод, говорю, я жажду.
    Кто даст мне то, что я изобильно имею?
    И где найду я Того, Кого повседневно вижу?
    Как удержу я то, что внутри меня есть,
    И вне мира, ибо оно совершенно невидимо?
    Имеющий уши слышать да слышит,
    Правильно внимая словам неученого.

   Гимн 49:     Моление к Богу, и как этот отец, соединяясь с Богом и видя славу Божию, в нем самом действующую, приходил в изумление.

    Гимн 50:     Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божиих.

 Гимн 51:     О том, что славные земли и гордые богатством прельщаются тенью видимого; презревшие же настоящее необманчиво делаются причастниками Божественного Духа.

    Гимн 52:     Блестящее исследование о мысленном рае и о древе жизни в нем.

    Гимн 53:     Моление и молитва преподобного к Богу о (даровании от) Него помощи.

  Гимн 54:     МОЛИТВА КО СВЯТОЙ Троице.

  Гимн 55:     ДРУГАЯ МОЛИТВА КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ.

    Гимн 56:     О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование чрез Духа Святого, чтобы действовать не так, как сам он желает, но как предопределено от Него, дабы не быть бесполезным среди членов Церкви Его.

  Гимн 57:     О том, что смерть касается и более крепких по природе.     Изумительную новость услыхал я:
    Природа невещественная, крепчайшая камня,
    Равная (так) называемому адаманту, поддалась.
    Тот, кого не укрощал ни огонь, ни железо,
    Сделался воском, быв сплетен со свинцом.
    Теперь я верю, что малая капля воды
    От времени долбит крепость камня;
    И поистине (нет) ничего неизменного в жизни.
    Да не подумает кто-либо отсюда, что я обольщаю.
    Горе тому, кто смотрит на скоротечные (блага) сей жизни,
    Как на удержимые, и услаждается ими;
    Он убедится в том, в чем и я несчастный.
    Ночь разлучила меня от сладчайшего брата,
    Прервав нераздельный свет (нашей) любви.

    Гимн 58:     КАК ЭТОТ БОЖЕСТВЕННЫЙ ОТЕЦ, ВИДЯ СЛАВУ БОЖИЮ, БЫЛ ДЕЙСТВУЕМ Св. Духом. И о том, что БОЖЕСТВО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ и ВНЕ ВСЕГО (MИPA), НО ОНО И уловимо и НЕУЛОВИМО для достойных; и что мы - дом. Давидов; И ЧТО ХРИСТОС И БОГ, СОДЕЛЫВАЮЩИЙСЯ МНОГИМИ НАШИМИ ЧЛЕНАМИ, ЕСТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ И ПРЕБЫВАЕТ НЕРАЗДЕЛЬНЫМ И НЕИЗМЕННЫМ.

    Гимн 59:     ПОСЛАНИЕ К МОНАХУ, ВОПРОШАВШЕМУ (СВ. ОТЦА): КАК ТЫ ОТДЕЛЯЕШЬ СЫНА ОТ ОТЦА, МЫСЛЬЮ ИЛИ ДЕЛОМ? В НЕМ НАЙДЕШЬ БОГАТСТВО БОГОСЛОВИЯ, ОПРОВЕРГАЮЩЕГО ЕГО (ВОПРОШАТЕЛЯ) ХУЛЕНИЕ.

  Гимн 60:     ПУТЬ К СОЗЕРЦАНИЮ БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА.     Кто хочет узреть оный Свет,
    Тот должен следующее в сердце хранить:
    [Блюстись от] телесных страстей и непотребных скверн,
    Божбы и всякого гнева и возмущения,
    И рассеяния и памятозлобия
    И совершенно людей не судить;
    А быть в самом помысле и сердце
    Чистейшим от плотских скверн,
    Кротким, смиренным, спокойным,
    Откровенным и чадом мира,
    Воздержанным в пище и питии
    И неослабно заниматься молитвой;
    Началом же и концом во всем этом
    Иметь главу добродетелей-любовь."


 Привел пример стихов  Симеона Нового Богослова и соответствия стихов - духовного содержания самого монаха.Вот пример и нет рекламы поэта как мирянина и как славы во имя славы и корысти,чем грешили наши великие поэты и опирались на опору в подтверждении свои заслуг у мирян(прославленных у власти имущих).
 Симеон Новый Богослов - исихаст,опыт соединения личного общения с Богом.Личный опыт общения с Богом,предполагает отсутствия страстей и соблюдения своего Назначения, и созвучия со своей жизнью в сердце.Эти измерения идут свыше и достигается понимание в нашем трехмерном мире через внимание и молитву через три Образа. Ум должен быть не в голове,а в сердце,поскольку ум может пребывать во всем теле и даже в ногах.


Рецензии