Ф. Петрарка. Восхождение на Ветреную гору
Письмо Петрарки другу Диониджи да Борго Сан Сеполькро, августинскому
монаху и теологу.
Написанное по всей видимости в 1336 году и отредактированное
позднее. Является частью сборника "О домашних вещах", куда входят 350 пи-
сем Петрарки, написанных между 1350 и 1366 гг.
" Сегодня, движимый единственным желанием увидеть место, знаменитое своей
высотой, я поднялся на самую высокую гору в этих местах, по справедливости
именуемую Ветреной.
Много лет я обещал себе эту прогулку; как ты знаешь, по велению судьбы, что
устраивает по своему усмотрению людские дела, я провёл своё детство в этих
краях и эта гора, которой легко было любоваться со всех сторон, всё время бы-
ла перед моими глазами.
Наконец-то, я решился исполнить то, что каждый день вновь и вновь обещал
себе; главным образом после того, как читая "Историю Рима" Ливия,
я натолкнулся на отрывок, где царь Македонии Филипп,- тот, что вёл войну с
Римом, - поднялся на гору Эмо в Тессалии и оттуда, как уверял, увидел два
моря, Адриатическое и Чёрное.
Мы вышли из дома в условленный час и к вечеру добрались до Малосены, у подно-
жия горы, на её северной стороне. Там мы сделали остановку на день и сегодня,
наконец, каждый со своим слугой, мы начали восхождение, которое даётся с боль-
шим трудом.
Весь горный массив, поистине сплошные камни, - довольно обрывист и почти не-
приступен, но как хорошо сказал поэт "упорный труд побеждает всё."*
Долгий день, затишье, воодушевление, упорство, физическая ловкость и всё
прочее помогали нам подниматься; единственным препятствием была сама природа
этого места. В небольшой горной долине мы встретили пастуха, который всячески
пытался отговорить нас от восхождения, поведав, что и он пятьдесят лет назад,
охваченный, также, как и мы, юношеским воодушевлением, добрался до вершины,
но это не принесло ему ничего, кроме разочарования и усталости, телесных ран
и одежды, разодранной камнями и колючками. Он никогда не слыхал, что бы кто-ни-
будь ещё, до и после него пытался снова повторить предприятие.
Но в то время, как он выкрикивал нам всё это, в нас, - уж так устроены моло-
дые, упрямые, - из-за запрета желание только возрастало.
Тогда старик, поняв бесполезность своих усилий, выдвинулся немного вперёд
между скал, указал пальцем крутую тропу, предупреждая и повторяя предупрежде-
ния нам вдогонку, когда мы были уже далеко.
У него мы оставили ту одежду и вещи, которые могли стать нам помехой, уже в
одиночестве мы приступили к восхождению и пошли быстрым шагом. Но, как часто
случается, после большого усилия быстро приходит усталость; и вот, мы останав-
ливаемся передохнуть на скале поблизости. Снова пошли вперёд, но уже медленней;
я более всех, я карабкался вдоль горы гораздо более натужным шагом, в то время
как мой брат поднимался всё выше и выше по тропке вдоль гребня горы.
Устав ещё больше, я спустился вниз, а брату, который окликал меня и показывал
прямую дорогу, отвечал, что надеюсь найти тропинку полегче с другой стороны
горы, и что мне больше нравится пройти путь подлинней, но поровней.
Таким образом я пытался простить себе свою лень, и в то время, как мои товари-
щи были уже наверху, я был между долинами внизу, нигде не находя удобной
тропинки; дорога становилась длинней и бесполезная усталость изнуряла меня.
Это кружение мне вконец надоело и, раскаявшись, я решил идти наверх напрямую
и тогда, усталый и запыхавшийся, сумел догнать моего брата, который к тому
времени уже успел порядком отдохнуть.
Короткое время мы всё ещё шли вместе. Как только мы преодолели возвышенность,
я, позабыв о своих недавних брождениях, снова устремился вниз, пересёк
долину в поиске ровной тропинки и снова очутился в трудном положении, из-за
желания устать меньше других при восхождении, но природа не уступает воле
человека.
Так не бывает, чтобы телесное существо достигло высоты, спускаясь вниз.
В-общем, за короткий промежуток времени я проделал это три раза или даже боль-
ше, сопровождаемый насмешками брата, всё больше впадая в уныние.
Самой высокой вершине горные обитатели дали прозвище "Сынок"; почему, не
могу объяснить; хотя, быть может, потому что оно противоположно истинной
сути; в действительности, этот горный массив кажется отцом всех окрестных гор.
На его вершине есть небольшая долина и здесь, утомлённые, мы расположились
на отдых.
И вот тут снова посетила меня мысль, которая увела меня из этого места и
привела к размышлению о времени. " Сегодня, - сказал я себе, - исполняется
десять лет, когда я оставил мою юношескую учёбу и покинул Болонью:**
бессмертный Боже, превечная Мудрость, сколько и какие перемены произошли за
это время в жизни! Столько, что и не рассказать; с другой стороны, я
ещё не совсем уверен, что нашёл безопасную гавань, чтобы воскрешать пережитые
бури.
Быть может, наступит тот день, когда я смогу перечислить их в том же порядке,
в котором они случились, предвосхищая их словами святого Августина: "Хочу
вспомнить свои гнусные дела, низость плоти, развращавшей душу, но не потому,
что я их люблю, но чтобы любить Тебя, мой Господь." ***
Слишком ещё много я заинтересован в том, что рождает во мне неуверенность
и затруднение. То, что я привык любить, я больше не люблю; вру: люблю, но
меньше; вот, снова солгал: люблю, но с большим стыдом, с большей печалью;
наконец-то, я сказал правду. Именно так: люблю, но мне бы понравилось не лю-
бить всё это, мне бы хотелось ненавидеть это; тем не менее, люблю против
воли, с принуждением, со слезами, со страданием. Переживаю в себе тот печальный
опыт, что был в отрывке знаменитого поэта: "Возненавижу тебя, если смогу;
если нет, буду любить против воли." " ****
Эти и другие подобные мысли носились в моей голове, отец мой, радовался
своим успехам, оплакивал свои несовершенства, горевал о всеобщем непостоянстве
людских действий; и уже мне казалось, что я забыл то место, в котором находил-
ся и забыл, зачем пришёл сюда; в этот момент, оставив эти размышления, что
были бы уместней в другой обстановке, я обернулся назад, к западу, чтобы рас-
смотреть и полюбоваться тем, зачем я пришёл сюда;
с удивлением я обнаружил, что уже нужно было подниматься, что уже заходило
солнце и тень от горы удлинялась.
Когда я любовался этим зрелищем во всех его подробностях, тогда же
думал о земном; поднималась наверх моя телесная оболочка, с ней восхо-
дила и душа. Подумал я, что будет правильно заглянуть в книгу "Исповедей"
Августина, - твой сердечный подарок, книгу, которую я всегда ношу с собой,
в память об авторе и о том, кто мне её подарил: небольшая по размеру, но
теплоты бесконечной. Вот открываю, чтобы прочитать первое попавшееся на глаза:
какая страница могла мне выпасть, если не полная благочестия и веры!
Мой брат, который ждал услышать из моих уст слова Святого Августина,
был весь внимание. Я призвал его и Господа в свидетели, что там, куда я
бросил взгляд наугад, я прочёл: "... и приходят люди созерцать горные вершины,
волнения морских глубин, течения широких рек, громаду океана, движенье звёзд
и не обращают внимание на самих себя."
Я был поражён,сознался себе в этом и попросил моего брата, жаждавшего услы
шать ещё что-нибудь, не мешать мне и закрыл книгу, возмущаясь собственным любо-
ванием земными вещами, которое всё ещё живо во мне,
в то время, как уже у древних языческих философов я должен бы бы усвоить,
что нет ничего достойного восхищения, кроме души, перед которой в любом
величии нет ничего великого.
* Фраза из поэмы Виргилия "Георгики".
** Петрарка оставил Болонью в 1326 году после смерти отца.
*** из " Исповедей" Св. Августина
**** из Овидия
"Ветреная гора. Прованс". Мари Клэр Дельдаель.
Свидетельство о публикации №120041006479
волнения морских глубин, течения широких рек, громаду океана, движенье звёзд
и не обращают внимание на самих себя."
Как это понятно, не только через девятьсот лет после Августина для Петрарки, но - через 1600 лет - и в наши дни! Достаточно вспомнить и горы Южной Европы, и Средиземное море со звёздами над ним!
Аркадий Кузнецов 3 13.04.2020 21:25 Заявить о нарушении
С благодарностью и теплом.
София Ладзарус 13.04.2020 22:57 Заявить о нарушении