Философ Авиценна

Авиценна, или Ибн Сина,
Родился в 980 году,
В небольшом селении,
Афшана, Средняя Азия,
Вблизи  Бухары,
Столицы государства Саманидов,
По этим местам ранее,
Александр Македонский,
Чуть северней прошел,
Полное его имя,
Абу Али Хусейн,
Ибн Абдаллах ибн Сина (980–1037),
Но в Европе зовут его Авиценна,
Входит он в число людей,
Оставивших яркий след,
В истории человечества,
Его знают как врача,
Философа, математика,
Музыканта, поэта, химика,
Великого ученого,
Труды которого,
Оставлены во многих,
Сферах науки,
И трудно перечислить,
Все его таланты,
Порой природа,
Являет чудеса свои,
Чтобы не забывали,
Об ее могуществе,
И тогда рождаются,
Авиценны - гении,
Он был Великим медиком,
Которого можно сравнить,
С Галеном и Гиппократом,
Выдающимся естествоиспытателем,
Уровня Галилея,
Математиком, физиком,
Крупным специалистом,
По физиологии животных,
А еще он занимался,
Теорией музыки,
И его познания в этом,
В эпоху Ренессанса,
Были востребованы,
Самая лучшая из его книг,
«Канон врачебной науки»,
Но и другие его труды,
Вошли в историю,
И классикой стали:
«Книга спасения»,
«Книга знания»,
«Книга указаний и примечаний»,
«Книга справедливого разбирательства»…,
Он предвестником гуманизма был,
Ибо его учение о человеке,
Это учение о единстве тела и души,
И тогда в XI веке,
Авиценна писал,
На арабском языке,
Но это не означает,
Что он был,
Частью арабской культуры,
С самого своего рождения,
Он всему миру принадлежал,
И труды его стали,
Достоянием цивилизации,
И многие спорят, чей он,
Туркестан, где он родился,
Узбекистан, Турция,
Эти страны считают Авиценну,
Своим достоянием,
В Турции вышла монография,
«Ибн Сина - великий турецкий ученый»,
Персы в ответ заявляют:
«Он наш,
Похоронен он у нас,
Он при дворах эмиров был»,
А в европейской культуре,
Уже с XII столетия,
О нем шла молва,
Это человек был,
Со всемирной известностью,
И таким он на века остался,
О нем написаны огромные тома,
Ученые и сейчас,
Используют его мысли,
А люди учатся у него мудрости;
Ибн Сина оказал влияние,
На классическую иранскую,
Узбекскую, арабскую и еврейскую,
Средневековую литературу,
Его знаменитая повесть,
«Живой, сын Бодрствующего»,
Оказала  влияние,
На создание Данте,
«Божественной комедии»;
Людская молва,
Начиная с XI столетия,
Бережно хранила память,
Об его талантах,
Что и дало основание называть,
Его гениальным ученым,
До наших дней дошли рассказы,
Самого Авиценны о себе,
О своем детстве,
Остальное дописал,
Убайд аль-Джурджани,
Его любимый ученик,
Который с ним провел,
Более 20 лет жизни;
Авиценна появился на свет,
В богатой семье,
Отец, Адаллах ибн-Хасан,
Сборщиком податей был,
Не уважаемая тогда профессия, 
Но при этом богат,
Умен и образован,
Известно, что отец Авиценны,
Своей смертью умер,
Никто его не убил,
За злодеяния не зарезал,
Мать Ситара, что означает «звезда»,
Родом из небольшого селения,
Близ Бухары Афшана была,
Там и родился Авиценна,
Так звезда родила звезду,
А когда семья в столицу переехала,
Ему открылся доступ к знаниям,
Ведь на тот момент Бухара была,
Центром образования,
Куда съезжались философы,
Врачи и поэты,
Для посещения,
Дворцовой библиотеки,
Авиценна еще в детстве,
Был любознательным,
Удивляя взрослых,
Постоянными вопросами,
Маленького всезнайку отправили,
Учиться в мусульманскую школу,
На протяжении 10 лет,
Он ее посещал и параллельно,
Авицена обучался грамматике,
Арабскому языку, стилистике,
Когда ему исполнилось 10 лет,
Он  наизусть уже знал,
Весь Коран,
И согласно убеждениям мусульман,
Это считалось почтенным знаком,
Свое первое образование,
Он получил путем,
Изучения богословия,
Позже Авиценна увлекся,
Светскими науками:
Математикой, медициной,
И философией,
Уже в возрасте 20 лет,
Авиценну знали,
Как известного ученого,
После того как пали Сасниды,
Ибн Сина путешествовал,
По дворам персидских князей,
Придворным лекарем служил,
И пользовался авторитетом,
Среди коллег-врачевателей,
Итогом его деятельности,
Стала фундаментальная работа,
Энциклопедия по медицине,
В 5 томах,
«Канон медицины»,
Она популярной была,
На другие языки переводилась,
На латыни труд,
Переиздавался много раз;
Мусульманские богословы,
Пытались уличить его,
В атеизме и ереси,
Кроме медицинского труда,
Он естественно-научные,
И философские трактаты писал,
Стихи на фарси и на арабском языке,
Основной темой его творчества,
Были гимн просвещению,
Вечности материи,
Гимн науке,
С 18-ти лет Авиценна посвятил,
Свою жизнь занятию наукой,
Он много писал,
И слава о нем крепла,
В 20 лет его пригласили,
На постоянную службу,
К хорезм-шаху Мамуну II,
В Хорезм,
Мамун II одним из лучших был,
Представителем сильных мира,
И безусловно, лучший из тех,
Кого на своем пути,
Повстречал Авиценна,
Этого правителя можно сравнить,
С Лоренцо Великолепным,
Он тоже при дворе собирал,
Выдающихся людей,
Их отовсюду приглашал,
И не скупился в деньгах,
Развитие культуры и науки,
Первостепенным делом считал,
Он создал кружок,
Который назвали,
Академией Мамуна,
Там проходили диспуты,
В которых Бируни,
Участие принимал,
Но всегда побеждал Авиценна,
Слава его росла,
Он много работал,
Все его почитали,
Во всем его авторитет,
Люди признавали,
Он был счастлив,
И тут на его пути,
Появилась роковая фигура,
Султан Махмуд Газневи,
Создатель Газневийского султаната,
По происхождению он был,
Из числа гулямов,
Так называли рабов-воинов,
Тюркского происхождения,
Он отличался особой спесью,
Обостренным честолюбием,
Своеволием, распущенностью,
Узнав, что в Бухаре,
Собран цвет культуры,
Махмуд пожелал,
Чтобы этот ученый круг,
Отдан ему был,
Правитель Хорезма приказ получил:
«Немедленно всех ученых ко мне»,
В Персию, в нынешний Иран,
И ослушаться было нельзя,
И тогда правитель Хорезма,
Поэтам и ученым сказал:
«Уходите,
Бегите с караваном,
Ничем больше я не смогу вам помочь…»,
Авиценна со своим другом,
Тайком ночью,
Бежали из Хорезма,
Решив перейти,
Через Каракумскую пустыню,
Чтобы не пойти в услужение к Махмуду,
Чтобы не унизиться и показать:
Что ученые не прыгают по команде,
Как дрессированные обезьянки,
В пустыне его друг,
Умирает от жажды,
Не перенеся перехода,
А Авиценна смог выжить,
Теперь он вновь оказался,
В Западном Иране,
Некий эмир Кабус,
Сам блестящий поэт,
Радостно принял Авиценну,
Деятели Возрождения,
Были похожи,
Будь то в Италии,
Или на Востоке,
Для них главное было,
Это жизнь духа,
Творчество, поиски истины,
Там на новом месте Авиценна,
Писать величайший труд  стал,
«Канон врачебной науки»,
Жил в купленном для него доме,
Однако жажда к перемене мест,
Страсть к путешествиям,
И к новизне гнала его,
С мест насиженных,
Мест спокойных,
Вечным странником он был,
И снова ушел,
Вновь странствовать начал,
По землям нынешнего,
Центрального Ирана,
И не остался у Кабуса,
Среди своего круга людей,
В своем доме,
Не зная нужды и гонений;
Около 1023 года,
Он останавился в Хамадане,
Центральном Иране,
Излечив очередного эмира,
От желудочного заболевания,
Он неплохой «гонорар» получил,
И его назначили визирем,
Министром-советником,
К службе он относился честно,
Тщательно в детали вникал,
И как человек умный,
И образованный,
Предложения начал делать,
По части преобразования,
Системы правления и войска,
Но предложения Авиценны,
Оказались не нужными,
Окружению эмира,
Там были свои,
Министры обороны,
Среди придворных,
Начали плести интриги,
Появилась зависть и злоба,
Ведь врач близок к правителю был,
И стало понятным,
Что оказался он в опасности,
Авиценна скрывался у друзей,
Но ареста избежать не смог,
И когда сменился правитель,
И сын нового правителя,
Авиценну видеть рядом захотел,
Слава его была весьма велика,
А медицинские умения,
Хорошо известны,
И хотя он провел,
В тюрьме четыре месяца,
Заточение его не было тяжким,
Ему было разрешено писать,
И выйдя на свободу,
Он вместе с братом,
И своим учеником преданным,
Снова пустился в путь,
И оказался в глубинах Персии,
В  Исфахане,
Крупнейшем городе того времени,
С населением около 100 000 человек,
Шумным, красивым и ярким,
Авиценна провел там немало лет,
Став приближенным эмира,
Алла Аддаула,
Опять его окружала,
Культурная среда,
Вновь диспуты он проводил,
Снова стала спокойная жизнь,
Тут он много работает,
Много пишет,
Больше всего написано в Исфахане,
Он мог работать ночи напролет,
Временами освежая,
Себя бокалом вина,
Хотя мусульманином был,
Но взбадривал,
Свой мозг бокалом вина…,
Авиценна торопился,
Как врач и мудрец он знал,
Что ему немного осталось жить,
И потому спешил,
То, что он постигал тогда,
В те давние времена,
Кажется невероятным,
К примеру он писал,
О роли сетчатки глаза,
В зрительном процессе,
О функциях головного мозга,
Как центра, куда сходятся,
Все нервные нити,
О влиянии географических,
И метеорологических условий жизни,
На человеческое здоровье,
Авиценна убежден был,
Что существуют невидимые,
Переносчики болезней,
Он говорил о распространении,
Заразных болезней через воздух,
Описание диабета сделал,
Оспу от кори отличил,
При этом Авиценна,
Стихи сочинял,
Несколько философских,
Произведений написал,
В них проблему ставил,
Соотношения,
Материального и телесного,
В поэзии Авиценны выражал,
Стремление видеть мир,
Единым, целостным,
Пример его четверостишия,
В переводе с фарси:
«Земля есть тело мироздания,
Душа которого, есть Господь,
И люди с ангелами вместе,
Даруют чувственную плоть,
Под стать кирпичикам частицы,
Мир из которых создан сплошь,
Единство, в этом совершенство,
Все остальное в мире, только ложь»;
Авиценне удалось бежать,
И он долго скрывался,
От султана Махмуда,
Правитель разыскивал беглеца,
И даже разослал листовки,
С рисунком Авиценны,
Но Махмуд так и не смог,
Его вернуть,
Преемник султана,
Махмуда Масуд Газневи,
В 1030 году послал,
Свое войско к Исфахану,
Где был Авиценна,
И там полный погром учинил,
Авиценна настоящую трагедию,
Тогда пережил:
Был уничтожен его дом,
Навсегда исчез труд в 20 частях,
«Книга справедливости»,
Это была одна из последних его книг,
Возможно в ней содержались,
Его итоговые глубокие мысли,
Но мы о них,
Уже никогда не узнаем;
Около 453 книг,
Авиценна создал,
В арабской литературе присутствует,
Около десяти,
Сочинений философа,
По астрономии, химии, алхимии,
В сохраненном неполном,
Рукописном виде,
Сейчас они находятся,
В библиотеках разных стран мира;
Авиценна прожил,
Интересную,
Полную взлетов,
И падений жизнь,
Но вернуться на родину,
После долгих скитаний,
Ученый не смог,
И умер в 1037 году,
На чужбине.


Рецензии