Небесная Кура

Для тоста нужен повод? Никогда!
Поднимем рог, случайный собеседник.
Тень грусти  лишь текучая вода-
Была – и нет, как дождик в Кобулети

Смотри, какая ночь! Подставь же рог!
Искристый  ковш  над нами опрокинут,
Из сотен нами пройденных дорог
На небесах,  поверь,  одну лишь  примут  -

И мы  на ней – смотри! Из темноты
Она друг к другу вывела навстречу.
Я сам давно с печалями на «ты»
И тенью их с рождения отмечен.

Для тоста нужен друг, ты будешь им,
Вся наша жизнь лишь словом осиянна.
Давай с тобой  о ней поговорим
Стихами Руставели, Тициана…

Какая тишина….
Нежданный друг,
Пусть отдохнут  зурнач и  сазандари
От  музыки  бессонного   вина…
Вращает круг  небесная  Кура,
И бьётся в грудь  в неистовом угаре,
Шумит у изголовья до утра….

Щедрый ковш поднебесный все льётся и льётся, мой друг,
Мои речи длинны, нет  конца уходящим,  всё длится  печальный  обряд,
И когда мы сведём берега после долгих разлук,
То поклоном проводим людей - тех,  которые нас возродят.


Рецензии
Здравствуйте, Миясат. Вновь прочел несколько ваших стихотворений. Почему то остановиться захотелось именно на этом. Стихотворение очень понравилось. Я не возьмусь критиковать. Поэтому лишь задам вопрос. Скажите, а чем оправдана необходимость так изменить ритм концовки стихотворения и вообще вектор его движения? Может быть я не все понял. Опишу, что я почувствовал. Практически все стихотворение для меня является призывом восхититься красотой ночи и природы, испытать восторг от общности душ людей, способных видеть и ценить эту красоту. Для меня движение этого стихотворение выражено такой цепочкой: "Для тоста нужен друг. И ты, если хочешь, можешь стать моим другом, раз, как и я, в состоянии видеть и слышать эту красоту. Для тоста нужен повод? Никогда! Достаточно того, что мы, мой друг, с тобой вместе". Дальше для меня следует такой посыл: нам даже не нужно физически быть вместе, мой друг. Само стихотворение меняет реальность. Ты (мой случайный собеседник) сидишь далеко-далеко в своей квартире, в уютном кресле под абажуром, а видишь... как из месяца - небесного рога льется вино этой ночи, слышишь шум горной реки... Для меня вот в чем смысл этого стихотворения: несмотря на то, что мы физически находимся, быть может, даже в разных полушариях, нас запросто делает единым целым общность глубинных ценностей. Но почему такая концовка?... Тяжеловесная. Грустная. Знаете, Миясат, я с большой осторожностью отношусь к резким изменениям ритма стихотворения. Это очень выигрышно звучит под музыку. Когда есть куплет (в одном ритме) и припев (в ином). Но для того, чтобы прочувствовать силу этого поворота ритма нужно слышать музыку. Когда ее не слышишь, сила, подчас, растворяется, а само стихотворение невольно воспринимается разделенным на два разных. Это очень грустно. Потому что иногда хочется показать красоту стихотворения именно в песенном исполнении, с изменением ритма в припеве. Но без музыки это не получается... Но что касается именно этого стихотворения, дело даже не в музыкальности восприятия. Музыку можно домыслить, представить. Вопрос в том, что должна выразить эта смена вектора? Вы расскажите, я, видимо, просто не понял. Простите за неопытность:)

Константин Василенко 2   23.04.2020 16:40     Заявить о нарушении
Последняя строфа вводит новую тему. Это уже реквием. Это уже прощание с жизнью и перевод в другую реальность. Поэтому ритм меняется. Не скажу, что это я специально делаю, у меня часто меняется ритм при проведении другой темы и другого голоса. Я сначала пыталась бороться с этим, потом махнула рукой. Таков мой ритм дыхания, иногда рваный, иногда органично сочетающийся с другим ритмом. В стихах о Пиросмани тоже невольно получалось соединение и гимна, и плача. Спасибо за такой подробный анализ. Ваше восприятие даже богаче того, чем я представляла в стихотворении. Спасибо!

Мариян Шейхова   23.04.2020 16:52   Заявить о нарушении
но иногда, Вы правы, получается как будто два разных стихотворения. И здесь при продолжении темы музыкально они не связались. И это погрешность. Иногда я ставлю звездочки между ними, но цельности это не придает. Надо не лениться дорабатывать, а я теряю интерес

Мариян Шейхова   23.04.2020 17:05   Заявить о нарушении
Благодарю вас, Миясат. Знаете, я глубоко убежден в том, что грустные стихи писать проще, чем стихи, исполненные радостью. Грусть всегда задумчива, степенна, солидна, что ли. Когда пишешь стихотворение радостное, очень легко сорваться на некий щенячий восторг, обесценивающий глубину. Очень трудно написать невероятной красоты радостное стихотворение. Я знаком с автором который делает это удивительно и замечательно. Не буду называть имени. Может быть когда-нибудь этот человек прочтет этот отзыв и поймет, что речь о нем. Пусть будет приятно. Ваше стихотворение для меня написано в темных тонах. И вообще, ваше творчество во многом воспринимается мной именно в таких тонах. Не в черных и скорбных! Нет! В темных тонах ночи, но когда свет внутри. Знаете, это как картины Пиросмани. В них, подчас, используется много черного цвета, а сами картины удивительно жизненны, светлы. Вот и написанное вами стихотворение такое же. В нем реализована эта невероятность - написать светлое стихотворение темными красками. Оно дарит свет. По прочтении хочется жить. Ну зачем же после этого упрощать его абсолютно искусственным поворотом к банальной грусти и скорби, да еще усиливая этот разрыв восприятия изменениям ритма? У вас так много глубоких стихотворений, в тысячу раз более ярко и контрастно выражающих плач души. Зачем из этого замечательного стихотворения делать "ни рыбу, ни мясо"? Я очень извиняюсь за беспардонность, но мне кажется вы понимает о чем я говорю, понимаете, какую мысль я пытаюсь выразить. Почти уверен, что вы не обидитесь на эти слова. Но, в любом случае, простите.

Константин Василенко 2   23.04.2020 17:53   Заявить о нарушении
Я улыбалась, читая. Вы правы, не обиделась и благодарна за искренность. Я обязательно прислушаюсь к этой точке зрения, в ней есть смысл и логика. А сборник стихов о Пиросмани первоначально у меня назывался «Белым по чёрному». Так что о о соотношении цветов созвучно

Мариян Шейхова   23.04.2020 18:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.