Веребушка и Палец императора
Со звездой одной на небе?
С паровозом в чёрной саже,
мост через реку Веребью.
Может палец стал виною?
Покачнись тогда экватор…
Взял, черкнул не той рукою.
Был неряшлив император.
Байка всем давно известна
(с точки А - до точки Б),
под линейку в этом месте,
по "горбушке" - на горбе,
Совершенно невозможно!
При таком уклоне? Чушью
путь железно-и-дорожный
замостили над речушкой.
В самом центре Петербурга
(а лицом - к реке Неве),
расположена скульптура:
царь на вздыбленном коне!
Меж дворцом и меж собором
барельефу чувства ложны:
как управились тем спором,
и задачей, архисложной?
Пред глазами - вся картина:
Царь, Веребушка и Арка.
Вдаль - стальная паутина,
нас уносит в лоно парка…
Люди, свита - режут ленту!
Поезд мчит - до небушка…
Что б добавить постаменту?
Пушкина с Ве-ре-буш-кой.
В моей памяти остались:
Царь был цензором - Поэта.
Да как речку обуздали…
В то шальное бабье лето.
А случись сгонять в Веребье,
мне за солью хлебушком,
так стучит по днищу щебень,
не забудь Веребушку!
С чем сравнить, не знаю даже,
200 лет и брошен жребий,
ту разруху с чёрной сажей…
Со звездой одной на небе?
Где стрелой летят сапсаны,
по натянутому нерву.
Царь линеил! С чудесами!
Николай, когда-то, Первый…
В добрый путь их провожая,
три старухи морщат лица.
Мимо жизни проезжая.
Да прошамкают - в столицу!
Тридцать лет! И три картины.
Может, им, благодаря?
Так и гнули б свои спины.
Вспоминают там царя.
И никто вам не расскажет,
почему ж мы так живём...
С чем сравнить, не знаю даже?
Может с пальцем и царём.
* Эпоху 30-летнего правления Николая I политики отразили в четырёх барельефах пьедестала памятника, на одном - открытие ж/д моста через реку Веребья (Веребушка в нижнем течении), это примерно в 200 км по направлению от столицы к Москве.
* Памятник Николаю I установлен на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Памятник начал строиться в 1856 году после смерти императора.
* Больше 100 лет линия Петербург-Москва была прямой как стрела. Лишь в одном месте железная дорога получила дугообразный изгиб. Такой появляется, если проводишь прямую по линейке, но где-то в середине мешает палец, и ты случайно обводишь его. Люди, далёкие от железной дороги (и столь же нечистые совестью), объясняли на их взгляд феномен, именно неряшливостью императора Николая Первого.
Однако всё не так просто. Перепад высот достигает более 100 метров на участке. Паровозы Николаевской ж/д, зачастую не могли осилить подъём состава в гору, а потом удержаться на спуске. После очередной аварии (чуть не погибла царская семья), был построен объезд. Современные поезда уже могут преодолевать большие уклоны. Новые технические возможности позволили спрямить дорогу. Сапсан следует через Веребьинский мост по старой трассе. Дорогу спрямили, две деревни Веребье и Оксочи из жизни вычеркнули - из 3000 человек остались несколько жилых домов. Людей в округе не осталось, зимой только несколько старушек живут, летом - дачники. Сапсан не успеваешь разглядеть в лицо справа, как уже хвост слева…
* Впечатляет и разочаровывает одновременно вот что: строительство ж/д и моста в эпоху императора было оценено современниками в "четверть" его главных заслуг перед Россией (наряду с войнами и внутренней политикой), судя по четырём главным барельефам памятника, а сегодня там разруха - нет даже асфальтовых дорог... А уж о том, что изображено на памятнике, так это вряд ли кому известно из прогуливающихся мимо петербуржцев...
* А случись за хлебушком - в деревне Веребье пекут настоящий вкусный хлеб.
Фото: Барельеф на памятнике Николаю Первому в Петербурге, где показано открытие Веребьинского моста.
09.04.2020 г СПб
Свидетельство о публикации №120040903318