Во имя Аллаха

АЛЛАХ И ЕГО СИЯНИЕ НАД ТЬМОЙ ТЬМУЩЕЙ
(Танка в образе хитроумного муслима)

о Аллах! Лучший
из ухищряющихся*
даруй мне хоть блик

от света солнечного
о Ослепительнийший!

*Кор, 8, 29-30.

АЛЛАХ И ИСА
(Конспектируя Коран в формате диптиха)

I.
Сто самых лучших имён,
без одного, у Аллаха.
Первое имя Его 
знают лишь избранные.

Силой чудесной его,
этого имени, много
всяких чудес совершил
И'са, арабский Исус.

II.
Лжив у неверных язык!
Ложь, что мессия – сын Божий.
И'са, пророк и расуль*, 
Слово Его, Его раб.

Нет у Аллаха детей,
ибо не свойственно Богу
вечных рабов заводить,
Богу наследующих.

*расуль – посланник Аллаха.

АЛМ. I
(Пентаметры из тетр. «Во имя Аллаха»)

1.
Алм.* Вышний ведает всё,
что на земле и на небе,
явное, скрытое ли –
в нетях, во мраке времён.

Ведает место и вес 
всякой песчинки, пылинки,
без Его ведома лист 
с дерева не упадёт.

2.
Время, исчисленное
от сотворения мира,
в жизни Аллаха ничто,
час из Его бытия.

Жизнь правоверного – миг,
искра случайная в нетях,
искрой мелькнувшая мысль 
Великолепного. Алм.

3.
Хитрость во всей полноте 
лишь у Аллаха. Он лучший
из ухитряющихся –
и ухитрявшихся.** Алм.

*С этих трех букв (начертанных по-арабски) начинается 2-я сура Корана. До сих пор смысл этого слова не разгадан.
**Коран: 13: 42;  8: 30.

АЛМ. II
(Пентаметры из тетр. «Во имя Аллаха»)

1.
Белая глина с водой –
материал для Адама.
Одушевлённого – Бог
ангелам чтить повелел.

2.
«Что за божественный вздор, –
я из огня, не из глины,
значит я лучше!» – сказал
богопротивный Ибли'с.

3.
Бога ослушавшийся,
джинн пригрозил человеку:
«Бойся меня, как огня, –
я, джинн, отныне твой враг!»*

4.
«Алм.** Ты шайтан, а не джинн!
Вот, Я геену наполню,
огненную, чтобы ты –
сгинул там, про'клятый дух!»

5.
Вот, дал задачку Аллах…
Спорят теперь богословы:
всё же из ангелов он –
или из джиннов, Ибли'с?

*По аяту 74-му 38-й суры, Иблис – из ангелов, а по аяту 48-му 18-й суры  получается, что он – из джиннов.
**См. «Алм. I», прим.

АЛ-ХАЛЛАДЖ               
(О Книге Судьбы, IX в.)

В Книге Судьбы, о Аллах,
Твоё имя записано первым.
Первое имя из ста* – 
тайна для верующих.

В чётках моих, йа Рахман
йа Рахим**, столько бусин на нити,
сколько имён у Тебя – 
сто без одной, йа Сабур***!

(Вещий сон ал-Халладжа)

Имя, сокрытое в книге Судьбы,
ал-Фаик****, мне открылось.
Сотую бусинку я 
тайно на нить нанизал.

Молния испепелила меня,
тайновидца, и ветер,
пепел развеяв, как прах, 
дух мой увлёк к небесам!

*Некоторые богословы насчитывают более тысячи «прекрасных имен божьих». Ср. с «тысячей лучших имён», которыми обладал  Вишну, он же Пуррушотама.
**«о Милостивый, о Милосердный».
***«о Терпеливый».
****«Всемогущий».
См. ткж. «Суфий / Фрагменты мистического ислама».

АЛЬ-ГАЗАЛИ
(XII в. )

Бедный лунатик! Во сне
суфий упавшие с неба
лунные камни искал
за полночь в свете луны.

После кончины своей
бедный лунатик ночами
суфиям светит с небес
полной луной среди звёзд.

АЛЬ-ХАДИР И ИЛЬЯС
(Апофеоз праведной жизни)

Илла Аллах!* Аль-Хадир
с Илией, или Ильясом,**
стали бессмертными, жизнь
на небесах обретя.

*См. прим. к «Муслим-2 / О зикре джали».
**Ильяс – имя библейского пророка в мистическом исламе.

АЛЬ-ХАДИР, ОН ЖЕ ХИЗР

Равный Ильясу пророк,
Хизр, как и тот, небожитель,
только в Коране его
имя отсутствует... Алм.*

*См. прим. к «Алм.-1».

ВАХХАБИТ
(О неправедных богачах)

Волей Аллаха в Аду
скоробогатых неверных, 
лбы их, бока и хребты,
чёрным пометят клеймом.

Те несмываемые
пятна проклятием станут,
денно и нощно у них
будут чесоткой зудеть.

ДЖИХАД
(В образе салафита)

1.
Стержень ислама – джихад.
Уничтожать сионистов
и крестоносцев* есть долг
воинов, чтящих Коран.

2.
Мир правоверных, наш мир,
страждет от тварей неверных.
Необращённых в ислам
ждёт неминучая смерть.

3.
Только тогда, когда все
жители нашей планеты
примут ислам – ла илах!** –
жизнь станет джанной*** земной.

*Салафиты, как и их духовные последователи в лице ваххабитов, называли христиан крестоносцами.
**Сокращённая ритмическая формула зикра: «Ла илах илла Аллах».
***«Джанна» - мусульманский рай.

ИБЛИС
(В образе инакомыслящего ангела)

Первый мужчина в раю 
создан Аллахом из глины, 
я же возник из огня, 
ангельское существо.

Но, отказавшись служить 
глиняному человеку*,
инакомыслящий, был 
изгнан из рая, шайтан.

*Адаму.

ИБН АРАБИ
(№1 среди любвеобильных суфиев, XII в.)

Шейх аль-Акбар*, сочетавшись
мистическим браком со всеми
звёздами на небесах,
светочем стал на земле.

Как толкователь желаний**
он первым из суфиев чувство,
тайное, страстной любви
к женщине обожествил.

*«Аш-Шейх аль-Акбар» («Величайший Учитель») – прозвище ибн Араби.
**Ибн Араби – автор стихотворного сборника «Толкователь желаний».

ИСА
(Конспектируя Коран)

Тот, кто об И'се сказал 
«Ухо», обидел пророка:
Он – Ухо блага для вас,
блага взыскующие!

ИСКАНДАР
(Из Ибн ар-Равенди)

О Искандар, Зу-ль-Карнайн,
ставший пророком Аллаха –
чудо! – за тысячу лет
до аль-Куръана, рогат*;

твой победительный дух
нас на войну вдохновляет –
варварскому божеству
мы обломаем рога!

*Зу-ль-Карнайн – «Владетель двух рогов» (символизирующих могущество) – прозвище Александра Великого в Коране (Сура 18); аль-Куръан – Коран.

ИСЛАМ И ИСЛАМИЗМ

Это ошибка – ислам
именовать агрессивным,
ибо воинствующим
лишь исламизм может быть.

«ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО»
(Из тетр. «Политпюре с хреном»)

«Исламское государство» (ИГИЛ), запрещённое в РФ, это по сути последняя по счёту ответка на четыре крестовых похода Запада на исламский Восток. Первый начался в 1095 году, четвёртый (под видом сугубо цивилизационного) – в начале нулевых XXI века. Первый продолжался четыре сотни лет – четвёртый или растянется на четыре тысячелетия, или же закончится через четыре десятилетия уничтожением человеческой цивилизации.

ИСМАИЛИТ 
(О метемпсихозе*)

Переселение душ –
чудо, в которое веришь.
В жизни несчастной – мечта,
жизнь продлевающая.

*от греч. metempsychosis.

КААБА

Аллах в кости не играет.
         Перефразируя Эйнштейна

Храм, воплощённый кубизм,
с камнем счастливым*, Кааба**.
Храм основал Исмаил,
до мусульман, на века.

Жизнь человека – игра,
случай – надежда муслима***…
Так ли? Чью мысль воплотил
в форме Каабы пророк?

*так называемый «счастливый камень» замурован в стену главного мусульманского храма в Мекке.
**Кааба – сооружение кубической формы; по-арабски – каъба  («игральная кость»).
***муслим –покорный (Аллаху); отсюда – мусульманин.

КААБА И ХАБАРА В СРЕДНИЕ ВЕКА
(В образе византийского ортодокса, оправдывавшего крестовые походы)

Разве не идолом был
для мусульман чёрный камень,
разве не идол звезда
утренняя - Хабара'*?

Обожествлять же грешно
камни и звёзды… За это
тварей заблудших Аллах
смертью наказывает!

*Хабара (Хабар) – арабское название Венеры; кстати, критикуя «искажённое описание религиозного культа» средневковых арабов со стороны христианских авторов, Ирина Лучицкая пишет: «Уже Иоанн Дамаскин в своём сочинении “О ересях” (VII в.) называл мусульман идолопоклонниками. В IX в. Никита Византийский отмечает, что мусульмане в Мекке поклонялись идолу, сделанному по образцу статуи Венеры. Византийский писатель Евфимий Зигавин в конце XI в. (…) рассказывал о том, что сарацины поклоняются утренней звезде и Афродите…».

КОРАН И ПРОЗА В ФОРМАТЕ ДИПТИХА

I.
(Из Ибн ар-Равенди)

Кто-то Коран называет
вершиною литературы,
якобы каждый аят 
суть сотворённый шедевр.

Кто-то считает, что проза
в хадисах изящнее, ярче,
а коранический текст – 
для проповедующих!

II.
(Contra. – Из Мухаммеда ибн Абдаллаха)

Проза есть плод сочинительства.
Слово Аллаха не проза.
Несотворённый Коран
твари познать не дано.

Слово Аллаха, записанное
на скрижалях ислама,
все сто четырнадцать сур, –
истина явленная.

КОРАН И ПОЭЗИЯ В ФОРМАТЕ ДИПТИХА

I.
(Из Ибн ар-Равенди)

Суры Корана с поэзией
дружат, однако поэты,
впусте мечтающие, 
в сурах же заклеймены.

В суре «Поэты» лишь те
получают прощение свыше,
кто поминает в стихах   
имя Аллаха стократ.

II.
(Contra. – Из Мухаммеда ибн Абдаллаха)

В суре «Поэты» Аллах
осудил одержимых сновидцев:
правды не знают они, 
ложь извергающие.

Ночью на спящих поэтов
нисходят шайтаны; проснувшись,
эти сновидцы пучки 
снов* выдают за Коран!

*Коран, 21: 5.

КОРАНИЧЕСКИЕ АЯТЫ НА ОСЕЛКЕ СУФИЗМА
(Танка в образе суфия)

суфии ближе
к шиитам чем суннитам
в поэтических

экзегезах Корана
с иносказаниями

КУЛЬТ ЧЕЛОВЕКА
(В образе суфия)

Культ человека смертельно опасен!
Пророк, умирая,
праведникам запретил
духу молиться его.
Я же молюсь и надеюсь, что лучший
из смертных, на небе, 
слыша меня, да простит 
грех смерторадостный мой.

См. ткж. «Суфий».

МУСЛИМ (1)
(О зикре)

Зикр «О Аллах!
О Аллах! О Аллах!»
повторяй многократно.
Он сотоварищ тому, 
кто поминает Его.

МУСЛИМ (2)
(О зикре джали)

Вслух поминая Аллаха,
я знаю, что этого мало.
Сердце в такт вещим словам 
биться должно: «ла илах... »*

*Ритмическая формула зикра на самом деле звучит так: «Ла илах илла Аллах».

МУСЛИМ (3)
(О зикре хафи)

Имя Аллаха! Его 
я поминаю лишь в сердце. 
Произнесённое вслух,
слово, любое, есть ложь.

МУСЛИМ (4)
(О толковании Корана)

Сам не берись толковать 
суры Корана – опасно.
За суемудрие кнут 
самозаконника ждёт!

МУСЛИМ (5)
(О троице)

Не говори слова три:
любящий Бога в трёх лицах
Бога не знает. Аллах,
истинный  Бог, всеедин!

(A propos. – В образе монотеиста)

Как же мне быть, если я,
веря в единого Бога,
с детства усвоил, что Он,
Бог, любит троицу? Алм!*

*Cм. «Алм.-1» (прим.).

МУСУЛЬМАНЕ И ИСПАНЦЫ
(Конспектируя Царь-книгу*)

Трезвым умом победили муслимы
гишпанцев нетрезвых –
лжехристианский народ,
арабизированный.

*«Лицевой летописный свод».

СУФИЙ
(Фрагменты мистического ислама)

1.
Суфий не любит себя. 
Он погружён в любовь к Богу.
Он грубошёрстный* аскет 
с нежно-ранимой душой.

Суфий, великий простец,
как Ал-Халладж, ищет смерти,
чтобы себе доказать
истую к Богу любовь.

2.
В дверь мудреца ал-Джунайда
шутник ал-Халладж постучался. 
«Кто там?» – спросил ал-Джунайд.
«Ана-аль-Хакк!»** – был ответ.

Прав ли мудрец, предсказавший
бесславный конец ал-Халладжу?
Страшной была его смерть.*** 
Жизнь после смерти – красна)****

3.
Суфий любовью достиг бытия,
совершенный, в Пророке,
но совершеннейший, шейх*****,
небытия в Нём достиг))

*от араб. «суф» – «шерсть».
**«Я – Абсолютная истина» (араб.). Эта фраза стала знаменитым суфийским изречением.
***Халладжу отрубили кисти рук и ступни, его распяли на кресте или, что более вероятно, повесили, потом обезглавили; тело его было сожжено, а прах выброшен в Тибр. (Аннемари Шиммель).
****Ал-Халладж стал идеалом для экстатических суфиев.
*****шейх – здесь: мастер духовной алхимии.


Рецензии